Методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломных практик, формы отчетной документации.
Новые социально-экономические условия развития общества, выход в мировое культурно-образовательное пространство, современные тенденции развития педагогической науки и системы образования в цивилизованных странах, анализ опыта, накопленного в мировой педагогике, выявляют необходимость качественно иной подготовки учителя. Современный учитель должен быстро ориентироваться в меняющейся социальной ситуации, обладать мышлением, предполагающим системное видение педагогического процесса, направленным на создание индивидуально- творческого стиля профессиональной деятельности, на сотрудничество с учащимися. В системе профессиональной подготовки будущего учителя педагогическая практика играет приоритетную роль. Являясь органической частью целостного педагогического процесса вуза, она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки учителя. Непрерывная педагогическая практика способствует: реализации ведущих идей Концепции; внедрению идей гуманизации, демократизации и интеграции образования; ориентации всей системы учебно-воспитательной деятельности в вузе на создание условий, обеспечивающих формирование активно-творческой, профессионально компетентной личности будущего учителя, действующего в реальном педагогическом процессе учебного заведения; творческому подходу к организации учебно-воспитательной работы. Проведение педагогической практики осуществляется с учетом следующих условий: - взаимосвязи теоретической практической подготовки, направленной на понимание целостного педагогического процесса как объекта профессиональной деятельности учителя; - поэтапности, системности в организации педагогической практики с первого по выпускной курс, предполагающих постепенное усложнение деятельности студентов. Основанием для этого является углубление задач обучения на каждом этапе профессиональной подготовки, уровень теоретической обеспеченности, степень самостоятельности и учет индивидуальных особенностей студентов;
- интеграции достижений психолого-педагогической науки и практики, как классической, так и инновационной; - ориентации будущего учителя на научно-исследовательскую работу в процессе прохождения всех видов педагогической практики, начиная с первого по выпускной курс; -направленности педагогической практики на конкретную специализацию будущего учителя. В соответствии с «Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан», комплексом дисциплин психолого- педагогического образования непрерывная педагогическая практика проводится в течение всего периода обучения студентов и включает в себя: 1) психолого-педагогическую практику студентов 1 курса (2 недели); 2) учебно-воспитательную практику студентов 3 курса (2 недели); 3) государственную педагогическую практику студентов 4 курса.(8 недель) Базой для организации педагогической практики являются общеобразовательные школы и инновационные типы школ (школы-гимназии, школы-лицеи, художественные школы искусств и др.). Основные цели непрерывной педагогической практики: - воспитание у студентов устойчивого интереса и любви к профессии учителя; - осознание студентом себя как субъекта целостного педагогического процесса, формирование потребности в овладении профессионально- педагогическими компетенциями;. - закрепление и углубление теоретических знаний студентов; - углубление социальных, психолого-педагогических и специальных знаний в процессе их использования в целостном педагогическом процессе школы;
-формирование у будущих учителей профессиональных способов деятельности, позволяющих реализовать компетентностный подход в управлении целостным педагогическим процессом; - развитие творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности; - формирование профессионально значимых качеств учителя и потребности в непрерывном профессионально-личностном росте.
Содержание непрерывной педагогической практики Психолого-педагогическая практика студентов 1 курса (2 недели). Психолого-педагогическая практика студентов 1 курса базируется на изучении курса «Введение в специальность». Научной основой организации практической деятельности студентов являются дисциплины «Психология», «Возрастная физиология и школьная гигиена», дисциплины общеобразовательного цикла, изучаемые студентами-первокурсниками. Задачи практики · осознание студентами социальной значимости деятельности учителя и его влияния на формирование личности школьника; · формирование педагогической направленности, профессионально- ценностных мотивов будущих учителей. Содержание практики 1. Ознакомление с системой работы учебно-воспитательных учреждений разного типа в соответствии учрежденными нормативными документами: -с основными направлениями работы школы в условиях реформирования образования; -с Госстандартом, типовыми программами по математике; -системой управления в целостном педагогическом процессе школы (деятельность директора, заместителей директора и т.д.); -со школьной документацией (план работы школы, планы классного руководителя и т.д.); -с деятельностью учителя - предметника и классного руководителя на основе использования различных методов (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение школьной документации и т.д.); -с деятельностью школьного психолога; -санитарно-гигиеническими условиями школы; -с особенностями физического развития, режима дня, режима питания школьников, расписания уроков; -с материально-техническим оснащением школы. 2. Использование отдельных научно-исследовательских методов для выполнения следующих заданий: -составление «социально-педагогического портрета учителя»;
-составление психологической характеристики личности ученика. 3.Участие в целостном педагогическом процессе класса: -в воспитательных мероприятиях класса в соответствии с планом работы классного руководителя; -в наблюдении конкретных уроков учителей 4.Разработка плана профессионально-личностного саморазвития. П.Учебно-воспитательная практика студентов 3 курса (2 недели) Теоретической базой для деятельности студентов 3 курса на педагогической практике являются изучаемые ими дисциплины «Педагогика школы», «Психология развития», «Методика воспитательной работы», «Педагогическая психология», спецдисциплины, методики преподавания математики. Задачи практики 1.Изучение и осмысление состояния педагогического процесса класса: а) учебный процесс как составная часть целостного психолого-педагогического процесса; б)воспитательный процесс как составная часть целостного психолого-педагогического процесса; 2. 0владение комплексами психолого-диагностических методик, применяемых для изучения основных характеристик педагогического процесса. 3)Формирование профессиональной' компетенции (знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций помощника учителя математиким и классного руководителя и организации педагогического общения). Содержание практики 1.Изучение: - нормативных и разрабатываемых учителями планов (учебный план; учебная программа; календарный, тематический и поурочный планы учителя математики); - учебного кабинета по математике (наличие ТСО, таблиц, схем, раздаточные дидактические материалы, учебники на электронных носителях, видеотеки и т.д.) - состояния учебного процесса в различных его формах (урок, семинар, круглый стол, дебаты и др.); - внеклассной работы по предмету; - детского коллектива с использованием психолого-педагогических диагностических методик; - возрастных особенностей учащихся; - системы работы классного руководителя; - внедрения современных образовательных технологий.
2.Участие: -в подготовке дидактического материала к уроку учителя-предметника; - в проведении различных форм внеклассной познавательной деятельности по математике; - в оказании помощи учащимся по освоению учебного материала; - в реализации воспитательных дел согласно плану воспитательной работы. - самостоятельная подготовка и проведение отдельных видов и форм воспитательной работы. З.Осуществление: - общедидактического, психологического анализа урока; - разработки психолого-педагогической характеристики класса; - работы по реализации программы профессионального самовоспитания и самообразования. 4.Выполнение задания по плану НИРС и УИРС с целью подготовки научного реферата, доклада по педагогике и психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|