Статистический аспект трудовых ресурсов
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Введение
Эффективность обучения студентов зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения и активизации всего учебного процесса. Учебная дисциплина «Управление персоналом» имеет непосредственную практическую направленность. В учебном процессе профессорско-преподавательский состав использует различные методы обучения: лекции, доклады, семинарские занятия, групповые и индивидуальные беседы, практикумы, деловые игры, тренинги, тесты, методы практических ситуаций, дискуссии, консультирование, модульное обучение, когда учебный материал подается комплексно, в единстве теории и практики, компьютерный и другой тренинг. Подготовка специалистов в области экономики и управления требует широкого использования активных форм обучения, приближения учебного процесса к организационным производственным ситуациям. Предлагаемое учебное пособие не является вузовским учебником, требующим внимательной проработки и обдумывания рассматриваемых тем в их логической последовательности. Главная цель книги – развить самостоятельность в принятии управленческих решений. Первая глава книги наиболее полно раскрывает основные понятия и категории по отдельным, наиболее важным темам курса «Управление персоналом». Вторая глава посвящена тестам, которые относятся к активным формам обучения, активизирующим учебный процесс, делающим его более интересным. Тесты способствуют развитию самопознания у обучаемых и нацеливают их на самосовершенствование, дают возможность работать над собой не только в аудиториях, но и самостоятельно. Третья глава книги содержит практические ситуации. Деловая ситуация – это имитация, идеальное отражение реальной (конкретной) ситуации из жизни фирмы, организации или искусственно созданная, но воссоздающая типичные проблемы.
Деловая ситуация – это перечень существенных для решения проблемы данных об организации, окружающей среде, положении (должности) действующего лица и его задачах. Методы активного обучения, использованные в книге, знакомят студентов с учебным материалом, включенным в рассматриваемую ситуацию, побуждают их к активным действиям. Студенты получают возможность самостоятельно определить свои индивидуальные качества, темперамент, характер, личностные черты и способности, уровень знаний и навыков. Познание самого себя особенно важно сегодня, ибо оно демонстрирует перспективу роста сегодняшнего студента в качестве менеджера. Для развития у студентов широты и гибкости мышления и закрепления полученных знаний в IV главе даны вопросы для самопроверки и проблемные задания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. При написании учебного пособия, составлении тестов и практических ситуаций автор использовал, кроме собственных, ранее опубликованных работ, материалы учебников и учебно-методических пособий около тридцати авторов. Многие из них названы в списке литературы. Особенно благодарен автор В.П. Пугачеву и С.В. Шекшне, Т.Ю. Базарову, Л.Москвиной, Э.А. Уткину и А.И. Кочетковой, А.К. Казенцову, В.Н. Подлесных, Л.С. Серовой, материалы которых автор использовал при написании учебно-методического пособия.
ГЛАВА 1. Глоссарий понятий и категорий Тема: Человеческий фактор Трудовой деятельности 1
Человеческий фактор
Человеческий фактор – движущая сила общественного прогресса. Характеристиками понятия «человеческий фактор» являются количественные и качественные показатели потенциальных возможностей людей, состояние трудовых ресурсов: численность, здоровье, образование и т.д. Второе значение человеческого фактора – личностное. Оно выражает человеческую индивидуальность, фиксирует внимание на роли человека как субъекта общественной жизни. В современных условиях человеческий фактор приравнивается к материальным вещественным факторам производства, таким, как техника, сырье, энергия и др., т.е. к ресурсам. Вместе с тем, к человеку предъявляются требования более высокой культуры, качественно новых уровней общих и профессиональных знаний, более высокой дисциплины, ответственности, самоконтроля, способности быстро находить и принимать нужные решения в сложных производственных ситуациях.
Учет человеческого фактора, развитие личности, ориентация на удовлетворение материальных и духовных запросов и интересов человека – суть социальной политики в настоящий период.
Трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы – главная производительная сила общества. Как экономическая категория трудовые ресурсы отражают отношения по поводу населения, обладающего необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности. Основной контингент трудовых ресурсов составляют лица в трудоспособном возрасте (мужчины 16 – 59 лет, женщины 16 – 54 года), способные к участию в трудовом процессе. Второй составляющей трудовых ресурсов на предприятии являются занятые в производстве лица старше и моложе трудоспособного возраста. Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется: ¨ обшей трудоспособностью, которая предполагает наличие у человека физических, психофизических, возрастных качеств, определяющих способность к труду вообще; ¨ профессиональной трудоспособностью, т.е. способностью к конкретному виду труда, квалифицированному труду, требующему специальной подготовки.
Численность трудовых ресурсов
Это потенциальная масса живого труда, или «запас» рабочей силы, которым располагает общество для удовлетворения своих потребностей.
Трудовой потенциал населения
Сводная экономико-географическая характеристика трудовой активности людей. Выражается средним числом человеко-лет трудовой жизни, которое данному поколению предстоит прожить в составе экономически активного населения при заданном уровне смертности и уровне экономической активности.
Демографический аспект трудовых ресурсов
Зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения учитывает такие его характеристики, как пол, возраст, расселение, семейное положение, миграцию и др. Экономический аспект трудовых ресурсов
Он выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и в других сферах деятельности.
Социологический аспект трудовых ресурсов
Отражает формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.
Статистический аспект трудовых ресурсов
Характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|