Анализ экономического роста предприятия на основе концепции стоимости активов
Проблема оценки стоимости предприятия как бизнеса возникает не только в случаях присоединения, слияния, поглощения, продажи части предприятия как бизнеса, приобретения акций. Это лишь одна часть проблемы. Другой частью является определение экономического роста предприятия с позиций рыночных оценок. Существует большое количество точек зрения на категорию стоимости предприятия. Конечным измерителем стоимости предприятия является цена его возможной реализации на рынке. Оценка стоимости предприятия может осуществляться на основе разных подходов с позиций интересов субъекта оценки. Чтобы оценить стоимость предприятия с целью определения его инвестиционной привлекательности, необходимо построить все расчеты с позиций интересов владельцев акции, которые не имеют других интересов в деятельности предприятия, кроме получения дивидендов. Существуют и другие цели экономической оценки предприятия как бизнеса. Экономический рост предприятия делает его привлекательным с точки зрения инвестиций. Размер реинвестируемой прибыли характеризует возможности экономического роста в перспективе. Согласно методике «Дюпон» экономический рост компании определяется следующим образом:
= Собственный капитал на начало | периода Характеризует рост ценности бизнеса показатель рыночной стоимости предприятия (форм. 4.1)
90 91 DC2 DCn
----- ^—+.... +------- где DC, - добавленная стоимость по годам оценки (i = 1,2,..., n), г - средневзвешенная стоимость капитала: dE
V — L + E L+E R - кредитная ставка банка; T - ставка налога на прибыль, L - сумма кредитов банка, Е - собственный капитал, d - процент дивидендов:
Сущность профессиональной оценки стоимости бизнеса заключается в определении текущих и будущих выгод от владения бизнесом или его частью в денежном выражении. Накопленный опыт оценки бизнеса предлагает определенный сценарий, позволяющий провести оценку достоверно и минимизировать ошибки. К основным этапам оценки следует отнести (рис. 4.1). Оценка бизнеса должна опираться на следующие знания: S профессиональные знания методов оценки, S знания экономики предприятия и всех закономерностей эффективного использования активов предприятия, требований к оптимальному имущественному комплексу в разных сферах хозяйствования, S знания правового и экономического окружения современного бизнеса, S знания законов рынка, •S знания учета и отчетности на предприятии, S знания теории и методики финансового анализа. 92 Основными источниками информации оценщика следует считать S ретроспективный баланс предприятия, реконструируемый оценщиком в экономический баланс; S отчет о прибылях и убытках; ■S отчет о движении денежных средств; ■S экспертные оценки специалистов о реальном состоянии активов предприятия; •S статистическая и прогнозная информация о рынке, на котором функционирует оцениваемое предприятие. Недостатки, затрудняющие применение финансовой отчетности для целей оценки, заключаются в следующем: S финансовая отчетность содержит ретроспективную информацию, которая к моменту оценки устаревает; S большая часть активов оценивается по затратам на приобретение и не отражает их рыночной стоимости; S остаточная стоимость активов не отражает морального и физического состояния активов; ■S некоторые активы не отражены в балансе (например, неамортизируемые нематериальные активы, рекламные материалы); ■S дебиторская задолженность требует переоценки, особенно
по просроченным и сомнительным долгам; •S товарно-материальные запасы не отражены по их рыночной стоимости; S отчетность может искажать реальную картину по причине «двойной» бухгалтерии; •S отчетность может содержать непреднамеренные ошибки бухгалтера; S возможно сокрытие активов для целей налогообложения. Для того чтобы сделать финансовую отчетность более пригодной для оценки бизнеса, оценщик реконструирует ее, используя следующие приемы: 1. Составление экономического баланса, в котором все балансовые показатели заменены экономическими, а именно: S основные средства оценены по рыночной стоимости; •S дебиторская задолженность оценена с позиций возможности ее возврата; •S кредиторская задолженность определяется с позиций реальных возможностей предприятия ее возврата (возможно, кредитор уже не имеет претензий). 2. Составление приведенного ретроспективного отчета о •S исключить «случайные» доходы (например, продажа земельного участка), S исключить позиции, делающие организацию несопоставимой с другими хозяйствующими субъектами отрасли. 3. Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках, Формульный метод используется для оценки предприятий, которые наиболее часто продаются, и оценщик имеет накопленный опыт оценки объектов определенного вида. Источников появления формулы для оценки бизнеса может быть два: •/ формула заимствована из рыночной практики; •S формула разработана оценщиком самостоятельно. Используя базовую доходность бизнеса, можно перейти к стоимости бизнеса, включив в расчеты стоимость материальных активов. Одной из методологических проблем анализа рыночной стоимости бизнеса является оценка гуд-вилла предприятия, значимость которого для некоторых сфер бизнеса очень велика. В частности, это относится к сфере торговли и услуг, где стоимость гуд-вилла значительно выше, нежели стоимость материальных активов. Гудвилл — это величина, на которую стоимость бизнеса превышает стоимость его материальных активов. Гудвилл — это совокупность тех активов предприятия, которые стимулируют клиентов пользоваться товарами или услугами именно этого предприятия и приносить прибыль сверх разумной величины прибыли, которая может быть получена от активов, отдельно идентифицированных и оцененных. В отличие от других активов гудвилл не может быть продан отдельно от предприятия.
94 95 Гуд-вилл определяется ценой, которую покупатель готов заплатить за предприятие сверх рыночной стоимости ее активов. Совокупность активов, представляющих собой гуд-вилл, условно разбивается на несколько групп, наиболее типичные представители которых приведены ниже. Группа 1. Нематериальные активы, неотделимые от предприятия: Наличие обученного персонала. Система управления предприятием. Наличие постоянной клиентуры. Преодоленные стартовые трудности. Удобное местоположение. Достижения в области рекламы и
продвижения товаров на предприятия, утвердившаяся на основе клиентов, поставщиков, общественности о надежности предприятия, качестве обслуживания, финансовой устойчивости. Группа 2. Нематериальные активы, неотделимые от работника: Личная репутация работников и владельцев. Личные профессиональные качества работников. Предпринимательские способности персонала и владельцев. Группа 3. Нематериальные активы, в общем случае отделимые от предприятия: Торговые марки. Фирменные знаки. Технические библиотеки. Авторские права. Архивы. Лицензии. Патенты. Контракты, заключенные на рекламу, поставки. Списки и адреса клиентов. Оценить нематериальные активы достаточно сложно, поэтому прямая рыночная оценка отдельных групп применяется крайне редко. Наиболее типичным является применение теории «большого котла». Данная оценка нематериальной составляющей в стоимости предприятия достаточно достоверна (табл. 4.1). Таблица 4.1- Пример оценки стоимости предприятия методом избыточного дохода, тыс. грн.
96 97
10. Определить стоимость гуд-вилла по величине избыточного Такой избыточный доход должен быть отнесен за счет гуд-вилла и других не идентифицированных или не поддающихся количественной оценке нематериальных активов, которые предприятие приобрело в процессе деятельности. 11. Получить общую стоимость предприятия путем Коэффициент капитализации характеризуется соотношением «прибыль/стоимость» и используется для определения стоимости капитала, если известна ожидаемая прибыль:
с = п/к,
Метод избыточного дохода предполагает именно указанный подход и включает следующие этапы: 1. Определение прогнозных показателей прибыли и убытков. 2. Определение в качестве индикатора будущих перспектив
3. Прогноз изменений показателей на 1 год на основе прогнозов 4. Составление экономического баланса. 5. Определение прогнозной операционной прибыли. 6. Учет износа материальных активов. 7. Учет износа нематериальных активов.
8. Учет прибыли на капитальные вложения, которые можно 9. Вычесть из прибыли начисленный износ и прибыль на где С - стоимость предприятия, способного приносить прибыль, установленную оценщиком, П - прибыль, К — коэффициент капитализации. Существует группа балансовых методов оценки стоимости предприятия, в основе которых лежат некоторые преобразования баланса предприятия. Собственный капитал предприятия представляет собой готовый показатель, который можно получить из отчетности как разницу между активами и обязательствами предприятия. Поскольку бухгалтерская отчетность не отражает рыночной стоимости активов, то балансовый собственный капитал корректируется (табл. 4.2). Стандартные процедуры поправок, применяемые оценщиком: ■S исключение нематериальных активов,
98 99 исключение активов, не имеющих отношения к основному виду деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|