Понятие внеурочной деятельности
Стр 1 из 29Следующая ⇒ Л.В. Байбородова
Организация внеурочной деятельности Сельских школьников
Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие.
В пособии рассматриваются особенности реализации идей Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России при построении внеурочной деятельности сельских школьников, определяются концептуальные положения, конкретные педагогические средства, учитывающие специфику сельской школы и условия ее социума при организации внеурочной деятельности детей. Книга адресована педагогам сельских школ, методистам, преподавателям и студентам педагогических специальностей.
Содержание От автора I. Теоретические и концептуальные основы организации внеурочной деятельности сельских школьников 1.1. Понятие внеурочной деятельности 1.2. Особенности организации внеурочной деятельности сельских школьников 1.3. Принципы организации внеурочной деятельности в сельской школе 1.4. Модели организации внеурочной деятельности сельских школьников II. Методика организации внеурочной деятельности детей в сельской школе 2.1. Содержание и формы внеурочной деятельности детей в сельской школе 2.2. Средства развития индивидуальности школьника 2.3.Разновозрастные группы как средство организации внеурочной деятельности сельских школьников 2.4.Интеграция педагогических средств учебной и внеурочной деятельности 2.5. Разработка программ внеурочной деятельности
2.6. Примерная структура программ внеурочной деятельности 2.7. Изучение эффективности внеурочной деятельности школьников Словарь
Список литературы
Приложения
От автора
В федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной составной частью воспитания и социализации обучающихся. Документы, определяющие деятельность общеобразовательных учреждений при переходе на новые ФГОС, адресованы всем школам. В то же время в условиях сельских, особенно малочисленных, школ возникает ряд специфичных проблем при организации внеурочной деятельности детей. Например: - Как организовать разностороннюю деятельность детей в классе, где обучаются несколько человек, или в школе с наполняемостью 20-40 человек, удаленной от культурных и образовательных центров? - Как преодолеть проблемы малочисленности классов, чтобы организовать полноценное общение и развитие детей? - Есть ли особые ресурсы в сельской школе, которые можно более продуктивно использовать при организации внеурочной деятельности учащихся? - Как использовать возможности школы, учитывать особенности социума при организации внеурочной деятельности сельских детей? - Какие модели организации внеурочной работы могут быть ориентиром для сельских педагогов, детей и родителей? И т. д. Если учесть, что от 60 до 80 % школ России (в зависимости от региона) составляют сельские школы, а значительная часть из них – это малочисленные коллективы, то становится очевидной необходимость найти ответы на эти вопросы. Для решения названных и других проблем в данной книге предлагаются некоторые педагогические идеи и средства. С 2011-2012 учебного года на новый стандарт перешла начальная школа, но в малочисленном коллективе (а их большинство) объективно существуют условия, которые побуждают педагогический коллектив заниматься организацией внеурочной деятельности детей с учетом идей ФГОС не только в начальных классах, но и во всей школе, что и обосновывается в данной книге. В этой связи в содержании материала не делается специальный акцент на организации внеурочной деятельности в начальных классах (за исключением раздела 6, где в основном задачи и результаты внеурочной деятельности рассмотрены на примере начальной школы), а предлагаются общие рекомендации по организации внеурочной деятельности детей всей школы.
Следует отметить, что многие идеи, изложенные в книге, прошли апробацию в различных сельских школах и подтвердили свою целесообразность и эффективность. Сегодня педагогам сельских школ совместно с детьми, родителями, социальными партнерами предстоит найти свои варианты моделей организации разносторонней внеурочной деятельности, учитывая потребности участников образовательного процесса, кадровые и материальные ресурсы школы, а также условия и возможности социума. В книге предлагаются различные подходы к разработке моделей организации внеурочной деятельности. На наш взгляд, полезным пособием для организаторов внеурочной деятельности детей, в том числе и сельских школ, является книга Д.В.Григорьева и П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методичекский конструктор» (М.:Просвещение, 2011), поэтому в ряде случаев делается ссылка на этот источник. Мы попытались дополнить некоторые разделы названной книги, а также в большей мере обратить внимание на особенности организации внеурочной деятельности детей в сельской школе.
I. Теоретические и концептуальные основы организации внеурочной деятельности сельских школьников
Понятие внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это различные виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации; деятельность, организуемая во внеурочное время, ориентированная на интересы детей, предоставляющая им возможность выбора, способствующая их самореализации и самоопределению.
Внеурочная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы детей в неформальном общении, клубах, любительских объединениях, кружках. В свободное от уроков время учащиеся выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, способствующих углубленному изучению того или иного предмета. Внеурочная деятельность обеспечивает проявление и развитие активности детей, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя. Основные педагогические условия, позволяющие достичь активной включенности детей во внеурочную деятельность: - личностно ориентированное информационное обеспечение включения школьников в разнообразные занятия (под личностно-ориентированным информационным обеспечением мы понимаем предоставление детям информации об имеющихся видах внеурочной деятельности и возможностях включения в эти виды занятий). - планирование обучающимися собственной внеурочной деятельности; - готовность педагогов к управлению процессом включения детей во внеурочную деятельность; - возможность овладения информацией о себе, о чертах своего характера, свойствах, способностях и т. п.; - педагогическая помощь в самоанализе; -педагогическая помощь в самоопределении в позиции «Я» — «Деятельность». Самоопределение в позиции «Я»—«Деятельность» является завершением акта выбора ребенком вида внеурочной деятельности, в которую он намерен включиться. Сам акт выбора состоит из сопоставления информации о деятельности с информацией о себе. Информация о деятельности включает: • характеристику предмета и объекта деятельности; • определение общей цели деятельности и «веера» задач; • характеристику основных действий и операций, составляющих деятельность; • варианты участия в деятельности; • возможности личностного роста и удовлетворения личных потребностей; • определение психологических и других свойств и качеств личности, необходимых для успешного освоения данного вида внеурочной деятельности.
Информация о себе должна содержать знания: • о своих индивидуальных чертах и свойствах; • о сущности процесса самоопределения. Внеурочная деятельность детей организуется в первичном коллективе, школе, вне школы. Примером такой деятельности является создание разнообразных творческих объединений, волонтерских отрядов, предоставление возможности заниматься техническим творчеством, художественной самодеятельностью, работать в Интернете и др. Эффективность развития школьников определяется не только активностью участия детей в деятельности, но и тем, как организована эта деятельность, при этом она может быть индивидуальной и коллективной. Чаще всего педагоги организуют коллективную деятельность, стимулируя и направляя каждого ребенка, обеспечивая его активное и заинтересованное участие в общей работе. Схематично представим этапы организации индивидуальной и коллективной деятельности (см. схему 1).
Схема 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|