Интегративные модели государственного развития
Как нам представляется, более точно отражают эволюцию государства интегративные модели государственного развития. Они не просто стремятся совместить достоинство формационного и цивилизационного подходов, а конкретизируют типологию государства, прибегая к хозяйственным, природно-климатическим (геополитическим), этническим, религиозным, культурно-управленческим факторам. Ведущими на ранних стадиях развития человеческого общества являются безусловно природно-климатические факторы. Известно, что климатические изменения (как, например, произошло это в Китае в I тыс. до н.э. в связи с установлением более засушливого климата) способны влиять на материальный достаток общества и его хозяйственную специализацию. То же самое следует сказать о ландшафте, флоре, фауне, природных ископаемых. Эту мысль можно проиллюстрировать на примере народов Северной и Южной Америки, автономно развивающихся от Евразии, отделенные от нее океаническим пространством. Здесь были иные сельскохозяйственные культуры - кукуруза, бобы и кабачки, и «не было животных, которых можно было бы превратить в упряжных животных. В результате всего этого... здесь не появилась возможность развивать наземный транспорт, а в сельском хозяйстве человек мог рассчитывать лишь на свою силу». Иными словами, слабо развивалась торговля и затруднялось ведение войн. «Другое фундаментальное отличие заключалось в отсутствии металлов. Лишь в районе Центральных Анд был наложен выпуск металлических изделий, но и там их использование ограничивалось ритуальными и декоративными нуждами». В результате «все сообщества Южной и Северной Америк продолжали использовать каменные орудия труда и оружие».
В итоге Америка существенно запаздывала в своем общественном развитии. «Переход к сельскому хозяйству и возникновение первых деревень произошли в Месоамерике лишь в 2000-1500 гг. до н.э. - почти на 6000 лет позднее, чем в Юго- Западной Азии. <...> первые города и государства относятся лишь к началу нашей эры. Этот этап можно соотнести с возникновением первых городов-государств в Шумере примерно IX в 3500 г. до н.э.». Несомненно, что природа и экономика влияют на государство и стиль государственного управления. Одновременно на государственное развитие воздействуют этнодемографические и религиозные характеристики. В рамках государства каждого формационного типа (т.е. рабовладельческого, феодального, буржуазного) можно выделить несколько государственных моделей и несколько стадий их развития. При этом стадии развития, с нашей точки зрения, никоим образом не следует ассоциировать с рождением, расцветом и смертью цивилизаций, поскольку не всегда и не везде конкретная модель государственного развития является полностью автономной, не связанной с другими моделями. В момент рождения первых государств на Древнем Востоке мы можем выделить четыре модели. В дальнейшем каждый из регионов, который олицетворяет ведущие древневосточные цивилизации, имел свою судьбу. Наиболее открытая внешнему миру и коммерциализированная Древняя Месопотамия стала ареной многих острых межгосударственных и межцивилизационных конфликтов, местом рождения империй с различной этноконфессиональной основой. Древнеегипетская модель, длительное время находившаяся в состоянии природной и геополитической изоляции, преуспевшая в хозяйственной централизации, дала образцы и наиболее жесткой государственной централизации. Древняя Индия, притягивавшая многих завоевателей, которые оседали в границах огромного полуострова и его разнообразных природно-климатических зон, оказалась местом сосредоточения локальных государств, а не империй, чему собственно способствовал политеизм индуизма как религии и его консервативная варно- кастовая система. Древний Китай, наоборот, благодаря своему окраинному положению и континентальной изоляции преуспел в государственном строительстве. Империя была основана на эффективном искусственном орошении (к нему перешли в середине I тыс. до н.э.), высокоорганизованном чиновничестве и крестьянской надельной системе, сильной государственной идеологии.
Разумеется, интегративные формационно-цивилизационные модели не оставались неизменными - причем каждая из них демонстрировала различную степень устойчивости. Древняя Месопотамия в середине I тыс. до н.э. утратила свою идентичность в водовороте этноконфессиональных столкновений, чтобы стать базой для роста новой, арабской цивилизации в VII в. н.э.
Та же судьба постигла несколько ранее, уже к началу I тыс. до н.э., Древний Египет, и эта территория уже больше не играла самостоятельной цивилизационной роли. В то же время Индия продолжала существовать и вне рамок рабовладельческой формации как децентрализованная этнически турбулентная цивилизация с высокой религиозностью и низкой социальной активностью населения. Китай, успешно интегрируя волны кочевников с севера, просуществовал свыше двух тысячелетий как империя, демонстрируя удивительную идеологическую и организационную преемственность от одной династии к другой.
В индустриальную эпоху в условиях триумфального шествия машинного производства и завершения колониального раздела мира наблюдается перестройка и одновременно конвергенция моделей развития Ведущей тенденцией становится утверждение буржуазной демократии, имеющей несколько вариантов развития. Группа европейских моделей самая многочисленная, а самая динамичная - модель американской демократии. В завоевавших независимость странах Южной и Центральной Америки в схватках олигархии с остальным населением происходит становление каудилистской демократии. На зависимых от Великобритании территориях (Канада, Австралия) развивается домениальная демократия. Полна противоречий, смысловых разрывов с предшествующим развитием модель российской государственности, сменяющая самодержавное начало на лозунги социалистической мобилизации. В настоящее время для стран Восточной Европы (в том числе и России) характерно постсоциалистическая модель: они встали на путь рыночной трансформации, но еще сохранили в значительной мере специфику подходов по многим параметрам общественной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|