Предложить варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
ВОПРОС 5 Предложить варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста. Приложение: палочки Кюизенера. ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер. Их часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они являются универсальным дидактическим материалом для развития у детей математических способностей. В комплекте 116 палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает. Цветные палочки Кюизенера возможно использовать во все периоды формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста: - Дочисловая деятельность - Счётная деятельность - Вычислительная деятельность Я предлагаю варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста (не менее 5 вариантов). НАПРИМЕР: Игровое упражнение «Дорожки»
Дидактическая задача - закрепить навыки отсчёта, количественного счёта и представление о составе числа из единиц в пределах 10. Игровая задача – выложи дорожку из белых кирпичиков (их будет столько, сколько я назову! ), а рядом приложи цветную дорожку такой же длины! Игровые действия - дети выкладывают заданное количество белых палочек (1) и подбирают палочку такой же длины, какой получилась дорожка. Вывод: палочка – число совпадает с количеством палочек – единиц.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Вы можете заранее приготовить в Портфолио дидактические материалы (иллюстрации, фото) для ответа на экзамене! Это облегчит Вам ответ на экзамене и сделает его более эффектным!
2. Помните, что игровое упражнение - это практические действия детей с целью закрепления сформированных математических представлений. Его структура – дидактическая задача, игровая задача, игровые действия. ВОЗМОЖНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС (если отвечаете неуверенно! ) - Возможно ли использовать палочки Кюизенера для других целей математического развития? - Да! Цветные палочки Кюизенера возможно использовать не только для развития количественных представлений дошкольников, но и для решения других задач математического развития: - представление о величине (условные мерки - палочки меньшей величины для измерения палочек большей длины и различных предметов, сериационные ряды из палочек и т. д, ) - представление о форме (построение различных геометрических фигур и т. д. ) - представление о пространстве (моделирование с определением местоположения палочек) - представление о времени (развитие чувства времени при выполнении определённых заданий) - развитие внимания, памяти, логического мышления ВОПРОС 6 Раскрыть возможности использования сказки Григория Остера «38 попугаев» с точки зрения математического развития старших дошкольников. Предложить способ организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на её основе. Приложение: иллюстрация к мультфильму «38 попугаев», полоски - условные мерки (оранжевая - Удав, серая - Слоненок, коричневая - Мартышка, красная – Попугай), простой карандаш и набор счётных палочек. ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ Используем проблемно – игровую технологию, создадим экспериментально – исследовательскую ситуацию на основе мультфильма «38 попугаев» для решения следующих задач математического развития:
- Закрепление практических навыков измерения длины с помощью условной мерки. - Закрепление представления об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной условной мерки. Этапы организации экспериментально-исследовательской деятельности 1. Создание проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели: - Посмотрите, а кто же нас здесь дожидается? (Показ игрушек или иллюстрации – персонажи мультфильма «38 попугаев»). Мартышка, Слоненок и Попугай хотят помочь своему лучшему другу Удаву, ведь он не знает, какой он длины, не понимает, как ему измерить свою длину. - Ребята, мы им поможем? (дети соглашаются) - Посмотрите, как Удав обрадовался! Он наконец-то узнает свою длину! 2. Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование: - Вспомним мультфильм про Удава! Кем или чем герои мультфильма измеряли Удава? (Попугаем, Мартышкой, Слонёнком). - Какой длины был Удав, когда его измерял Слонёнок? (2 Слонёнка! ) - Какой длины был Удав, когда его измеряла Мартышка? (5 мартышек! ) - А в Попугаях длина удава? (38 Попугаев! ) - Совсем запутался бедный Удав, ничего не понимает! Почему же так получилось, почему результат измерения его длины всегда разный? Дети высказывают предположения! 3. Проведение эксперимента: - Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длины и цвета. Что мы можем сказать об их длине? ( Они все разные по длине! )
- Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой. - Какая полоска самая длинная? (Оранжевая! ) А какая самая короткая? (Красная! ) - Представьте, что оранжевая полоска - это Удав, серая – это Слоненок, коричневая - это Мартышка, а красная - это Попугай. - Мы будем измерять Удава в Слонах, в Мартышках и в Попугаях. Как же мы будем это делать? Дети рассказывают: - Берем серую условную мерку (Слонёнка) и накладываем ее на край коричневой полоски (Удав), делаем метку карандашом, откладываем одну счётную палочку. Теперь от того места, где отметили, снова кладём край условной мерки и снова отмечаем карандашом, откладываем счётную палочку, и так до конца. Далее дети самостоятельно измеряют длину удава в «Слонах», «Мартышках» и «Попугаях».
4. Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога: - Что делали? - Что получили? - Почему? 5. Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей): Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к выводу об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки. - Чем длиннее мерка, тем меньше результат измерения! - Чем короче мерка, тем больше результат измерения! - Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он очень рад, что вы ему помогли, объяснили, что его длина зависит от того, кто из друзей помогает её измерять. 6. Самостоятельная экспериментально - исследовательская деятельность: В развивающую среду группы вносятся различные линейные величины (шарфики, коврики, дощечки и т. д. ) и УМ для их измерения разной длины и осознания обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной условной мерки ПРИМЕЧАНИЕ
Если Вы заранее подготовите и вложите в Портфолио наглядный дидактический материал, например, вырезанные условные мерки или персонажей мультфильма соответствующего размера, Ваш ответ на экзамене будет выглядеть эффектно!
ВОЗМОЖНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
- Предложите варианты экспериментально-исследовательской деятельности для осознания детьми прямой функциональной зависимости между объектом и результатом измерения на основе мультфильма «38 попугаев» - Мы можем измерять в попугаях все остальные персонажи мультфильма. Чем длиннее персонаж, тем больше попугаев получилось! Чем длиннее объект, тем больше результат измерения!
______________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|