Тема I. Введение в экспериментальную деятельность
Лабораторная работа № 1. Исследование силы нервной системы Цель исследования: определить силу нервных процессов при помощи теппинг-теста. Материал и оборудование: 1. Бланки (стандартные листы бумаги формата А4, разделенные на 6 расположенных по 3 в 2 ряда квадратов). 2. Карандаши. 3. Секундомер. 4. Протокол исследования. Процедура исследования Исследование состоит из двух этапов. Его проводят испытуемый I этап. Испытуемому предлагают проставлять точки в бланке ведущей рукой (правой или левой). Инструкция испытуемому: «По моему сигналу «Начали!» начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде «Перейти в другой квадрат», не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Работайте как можно быстрее. Все ли понятно? Теперь возьмите в ведущую руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка». II этап. Начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в другую руку и проставлять точки на новом бланке. Протокол Исследования силы нервной системы по методике Е.П. Ильина Испытуемый____________________________________ Возраст ___________________ Дата_____________ Время ______________________ Самочувствие испытуемого_______________________ Экспериментатор_____________ Таблица 4
Обработка результатов
1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты 2. Построить график работоспособности для правой и левой рук отдельно, для чего отложить на оси абсцисс 5-ти секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате. Линией штрих отметить уровень начального темпа работы в первые 5 секунд (горизонтальная линия). Анализ результатов Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. В данной методике типы динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов на основании графика (см. рисунок 1): 1. График работоспособности по типу выпуклый: темп нарастает в первые 10–15 сек. работы, а к 25–30 сек. он может снизиться ниже исходного (первые 5 сек. работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии сильной нервной системы. 2. Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной системы у испытуемого – средней силы. 3. Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного интервала и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы – слабый тип нервной системы у испытуемого. 4. Промежуточный тип: темп работоспособности снижается после первых 10–15 сек. – средне-слабый тип нервной системы у испытуемого. 5. Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня – с редне-слабый тип нервной системы (способность к кратковременной мобилизации). I. Определить тип графика и соответствующую ему силу нервных процессов для левой и правой рук отдельно.
II. Сначала сопоставляют графики работоспособности левой и правой руки. В большинстве случаев они одинаковы по характеру. У правшей определяется повышенная работоспособность правой, у левшей – повышенная работоспособность левой. В целом сила нервных процессов определяется по ведущей руке. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени. Горизонтальная линия (штрих) – линия, отмечающая уровень темпа работы в первые 5 сек.
Рисунок 1. Примеры типов графиков
Лабораторная работа № 2. Деятельность. Формирование Вопросы для подготовки: 1. Дайте психологическую характеристику деятельности человека, ее структуры. 2. Что такое интериоризация и экстериоризация в деятельности человека? 3. Что такое умственные действия, как они возникают? 4. Дайте определение навыка, охарактеризуйте этапы формирования его. 5. Каковы условия успешности формирования навыка? 6. Правила ведения протокола. Литература 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2000. – С. 135–152. 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 122–147. 3. Немов Р.С. Психология. – М., 2001. – Кн. 1. – С. 145–162. 4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. Цель работы: проанализировать процесс формирования двигательного (графического) навыка по следующим направлениям: соупражнение, характеристика процесса формирования навыка правой рукой, условия успешного решения задачи, поставленной в эксперименте. Материал и оборудование для эксперимента: 1. зеркальце для каждого испытуемого; 2. лист бумаги с изображением контуров фигур (12); 3. карандаш; 4. секундомеры; 5. защитный экран (лист бумаги или картона). Работа выполняется методом зеркального рисования. Ход выполнения работы 1. Студенты выполняют работу, объединившись по двое. Испытуемый получает лист с нанесенными на него контурами 12 фигур. Необходимо обвести контуры фигур карандашом, глядя в зеркало. После каждого опыта, в порядке самоотчета, испытуемый анализирует свою работу, указывая трудности,
Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|