Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа № 3. Исследование восприятия времени




Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования (см. таблицу 6).

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не глядя на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин., 120 с и др. (всего 4–5 интервалов).

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами
и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы «С» в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе «А»
(см. таблицу 6):

Таблица 6

Таблица-протокол исследования восприятия

Коротких промежутков времени

Интервал оценки времени «С» Фактическое время «А»
30 сек.  
60 сек.  
120 сек.  

Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

где Кт – коэффициент точности оценки времени;

А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки

испытуемым заданного отрезка времени;

С – временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооце­нивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80%–110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Справка. Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, можно повторить опыты, усложнив их инструкцией
с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени, можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

Тема II. Экспериментальное исследование речи

Лабораторная работа № 1. Исследование темпа

Устной речевой деятельности

Вопросы для подготовки:

1. Особенности письменной речи.

2. Ригидность речи, способы ее профилактики.

3. Техника контент-анализа.

4. Нормативность устной речи.

Литература

1. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 274–280.

2. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 1998. –
С. 78–100.

Цель исследования: определить темп устной речи по тесту для чтения.

Оборудование: тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер.

Процедура исследования

Это исследование экспериментатор проводит с испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещённый стол.

Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный
на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом:

А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носон ромор воров иушчцфх 000756 котон рортрр 11+3=12 15:5=24: 7=23 М + А = ма ма = ма! мама = папа каша + ша = ка.

Инструкция испытуемому: «По моему сигналу «Начали!» как можно быстрее прочитайте вслух всё построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Всё ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!»

Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и допущенные ошибки.

Обработка результатов

Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.

Анализ результатов

Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности (см. таблицу 7):

Таблица 7

Время чтения Темп чтения Примечание
40 с и меньше высокий За допущенные при чтении ошибки ранг темпа чтения уменьшается путём снижения на одну строку вниз
от 41 до 45 с хороший
от 46 до 55 с средний
от 56 до 60 с низкий

Справка. В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый, и его темперамент.
У филологов темп речевой деятельности бывает высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим или меланхолическим.

Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.

Лабораторная работа № 2. Исследование ригидности
письменной речи

Цель: определить степень ригидности письменной речи.

Материал и оборудование: цветные однотипные картинки с изображением пейзажей, размер каждой не менее 20x25 см, листы бумаги, ручка.

Инструкция испытуемому: «Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке».

Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – вычислить количественный показатель степени ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения:

1. Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов.

2. В каждой сотне слов подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, а также однокоренные слова (зелень, зеленый, зеленоватый) плюс союз «и».

3. Для каждой сотни слов сочинения отдельно подсчитывают количество слов-повторов – это абсолютная величина повторов.

Анализ результатов

Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степени ригидности письменной речи.

1. Определить степень ригидности речи по таблице (см. таблицу 8):

Таблица 8

№ п/п сотни слов в сочинении Степень ригидности
большая средняя малая лабильность
Количество повторов
1 сотня 10 и > 8–9 4–7 0–3
2 сотня 12 и > 10–11 7–9 0–6
3 сотня 14 и > 12–13 9–11 0–8

2. В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности.

Возможные причины:

· малый речевой запас,

· плохое самочувствие испытуемого,

· невысокий интеллект,

· другие...

Справка. Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвисти­ческие и общие гуманитарные способности.

Профилактика ригидности речи:

· работа со словарем синонимов, работа над выступлениями;

· магнитофонная запись выступлений, бесед с дальнейшим анализом.

Задание для самостоятельной работы. Предложить испытуемому написать сочинение по картине (произвольно выбранный пейзаж). Проана­лизировать полученное сочинение и определить степень ригидности письменной речи. Дать рекомендации.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы могут влиять на темп устной речевой деятельности?

2. Как можно определить ригидность или лабильность письменной речи?

Лабораторная работа № 3. Прямой (свободный)
ассоциативный тест

Вопросы для подготовки:

1. Ассоциативный подход к исследованию личности в психологии.

2. Требования к организации и проведению экспериментальных исследований при изучении личности.

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 62–73.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 30–31, 494.

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – С. 174–183.

Ассоциативный эксперимент используется для оценки качественной специфики мышления. Тест также применяется в психоаналитических целях для исследования высшей нервной деятельности. При проведении исследования предлагается привести первую пришедшую на ум ассоциацию на предъявляемые слова.

Для проведения теста следует подготовить группу слов-стимулов
в количестве 30–40 единиц, относящихся к различным частям речи – существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Желательно ориентироваться при этом на частоту встречаемости этих слов, что можно установить по частотному словарю или по словарю ассоциативных норм русского языка. В крайних случаях можно ограничиться списком из 10 слов-стимулов или провести эксперимент во время двух-трех предъявлений.

Инструкция испытуемым: «В ответ на предъявленное слово-стимул запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову». Экспериментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось 5–6 секунд, необходимых для записи реакции. При наличии соответствующей аппаратуры целесообразно фиксировать индивидуальное время ассоциативной реакции для его последующего анализа.

Возможные наборы слов:

1 вариант

шкаф –, город –, сват –, ветка –, перо –, воробей –, кролик –, свеча –, рама –, дорога –, платье –, чернила –, туфли –, кошка –, помидор –, нитка –, тетрадь –, солнце –, подушка –, день –, доска –, улица –, пила –, карандаш –, стакан –.

2 вариант

хлеб –, лампа –, пение –, колесо –, красота –, война –, воздух –, развитие –, звонок –, пещера–, бесконечность –, луна –, брат –, лечение –, топор –, падение –, обман –, голова –, сомнение –, игра –, цель –, глубина –, народ –, трава –, ссора –, бабочка –, поиск –, печаль –, совесть –.

3 вариант

огонь –, сад –, смех –, лес –, красный –, платье –, север –, любовь –, вечер –, радость –, сон –, хлеб –, дело –, болезнь –, труд –, брат –, обида –, гроза –, муж; –, весна –, стол –, прошлое –, честь –, космос –, здоровье –.

При анализе результатов исследования учитываются: латентный период
(в норме от 0,5 до 2 сек.); качественные характеристики ответов. По качеству ответов речевые реакции делят на высшие речевые реакции (общеконкретные, индивидуально-конкретные, абстрактные); примитивные словесные реакции (ориентировочные, созвучные, отказные, экстрасигнальные, междометные, персеверирующие, эхолалические); атактические реакции (соответствующие диссоциированному мышлению).

Адекватным выполнение исследования считается, если высшие речевые реакции составляют 98–100%, среди них общеконкретные – 68–72%, индивидуально-конкретные 8–12%, абстрактные – 20%, низшие, атактические
и многословные реакции отсутствуют.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...