Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа № 4. Направленный ассоциативный эксперимент




Цель: оценить уровень речевого развития, умения логически мыслить.

Отличия от свободного эксперимента: испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает не просто словами, пришедшими в голову, а в соответствии
с инструкцией.

Инструкция испытуемому: в ответ на предъявленное слово-стимул запишите слово противоположного значения (антоним).

Слова-стимулы

1. Злость 16. Вершина
2. Господин 17. Тусклый
3. Нерасторопность 18. Любить
4. Позор 19. Суша
5. Соперник 20. Культура
6. Черный 21. Женщина
7. Прыгать 22. Ребенок
8. Красивый 23. Находка
9. Целина 24. Надежда
10. Гуманность 25. Мороз
11. Смех 26. Работа
12. Атака 27. Гладкий
13. Буря 28. Взять
14. Скука 29. Похвала
15. Беда 30. Адажио

Обработка и анализ данных

1. Оценить ответы испытуемого по таблице (см. таблицу 9):

Таблица 9

Вербальные стимулы Адекватные реакции Семантические парафазии Неадекватные реакции и не соответствует инструкции вообще
…   общее количество (в %)     % приблизительно правильные например: позор – гордость     % например: позор – стыд, осуждение (не отражает противоположности)   %

2. О хорошем и удовлетворительном знании языка, активном использо­вании его внутренних связей свидетельствуют высокие результаты по второй колонке (от 90 до 100%), при этом достаточно хорошими будут
и показатели по 3-й колонке.

Таким образом, направленный ассоциативный тест проверяет не только знание языка, но и умение логически мыслить, соотносить различные типы связей, дифференцировать индивидуальные особенности.

 

Правильные ответы к лабораторной работе № 4:

1. Доброта 15. Радость
2. Слуга, раб 16. Основание, подошва
3. Проворность, ловкость, прыть 17. Яркий
4. Почет, слава, честь 18. Ненавидеть
5. Партнер, коллега, единомышленник 19. Море, вода
20. Невежество
6. Белый 21. Мужчина
7. Стоять 22. Старик
8. Уродливый, безобразный, некрасивый 23. Потеря
24. Отчаяние
9. Пашня, пахотная земля, обработанная земля 25. Зной, жара
26. Отдых, Безделье
10. Мизантропия 27. Шершавый
11. Плач 28. Отдать
12. Оборона, защита 29. Брань, ругань, критика
13. Тишь, покой 30. Аллегро, престо, скерцо
14. Веселье  

Лабораторная работа № 5. Цепной ассоциативный тест

Цель: анализ речевого материала испытуемого.

Справка. Под цепной ассоциацией понимают неуправляемое, спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта, так называемый «поток подсознания». Этим методом охотно пользуются специалисты по психоанализу. В индивидуальной беседе со своими пациентами они предлагают им в расслабленном состоянии с отсутствием или пониженным самоконтролем говорить все, что им вздумается, т.е. предлагают им «выговориться». Позднее этот речевой материал анализируют для выявления неосознанных тревог, фобий, влечений и перевода их на уровень осознания, вербализации. Для большего удобства и надежности результатов испытуемым предлагается произносить любые пришедшие им в голову отдельные слова за определенный период времени. В результате получается цепочка ассоциативных реакций, составленная из отдельных слов. Эти слова независимо от желания испытуемых объединяются в определенные семанти­ческие группы, или семантические гнезда. Размер и количество семантических гнезд при этом может быть разным, что и определяет индивидуальные особенности. В одном гнезде может быть от одного слова до нескольких и даже до всех слов цепочки: например, в цепочке «песня, веселая, голос, красивый, металл, золото, серебро, блестит, весна, цветы, аромат» выделяют три семантических гнезда по 3–4 слова в каждом. Эти гнезда в соответствии с их содержанием подводят под более общую категорию – название. В данном примере это могут быть названия «красивая песня», «блестящий металл», «цветущая весна». Судя по названиям и небольшим размерам семантических гнезд, данный испытуемый не испытывает особых тревог и каких-либо беспокойств, поэтому психоаналитик ограничивается обычной беседой.
Если же размеры гнезда становятся крупными – 10–15 слов, а названия отражают неприятные эмоциональные события, например, страх ограбления или болезненное состояние, задачей психоаналитика становится разработка конструктивных мер по выводу его пациента из тягостного состояния.

Порядок проведения цепного ассоциативного эксперимента: испытуемые занимают удобную позицию и по указанию экспериментатора приступают
к выполнению задания.

Инструкция: «В течение одной минуты записывайте любые слова, приходящие в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле вашего зрения, и не вспоминайте ранее заученные ряды слов. Начали!» Желательно повторить эксперимент несколько раз для сравнения полученных результатов.

Обработка результатов

1. Определить длину ассоциативного ряда, для чего необходимо подсчитать количество слов, записанных за 1 минуту. Результаты исследования цепного ассоциативного эксперимента запишите в таблицу (см. таблицу 10):

Таблица 10

№ опыта Длина цепочки Количество гнезд Размер гнезда Названия гнезд
1…        
2…        
Всего, средний        

2. Определить структуру ассоциативного ряда, для чего необходимо подсчитать сначала число семантических гнезд с помощью логической соотнесенности рядом расположенных слов между собой.

3. Определить средний размер семантических гнезд, разделив количество слов во всей цепочке на количество гнезд.

4. Дать названия самым крупным семантическим гнездам.

5. Определить средний размер ассоциативной цепочки при нескольких экспериментах, среднее количество семантических гнезд, их средний размер
и наиболее частые названия.

При анализе экспериментальных данных необходимо обратить внимание на следующее. Многочисленные эксперименты показали, что для здорового активного человека, хорошо знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за 1 мин составляет 19–21 слово. При заниженных показателях, например, 10 слов в минуту, можно предполагать затормо­женность речемыслительных процессов, вызванную разными причинами: усталостью, плохим знанием языка, ригидностью мышления. Повышенные показатели (35–40 слов в минуту) свидетельствуют о чрезмерной подвижности речемыслительных процессов, причиной которой могут быть болезненная возбудимость, лихорадочное состояние, эмоциональная возбужденность. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует обратить внимание на то, что нормой считается образование 3–4 гнезд за 1 мин со средним размером
в 5–6 слов в гнезде. Увеличение количества гнезд и уменьшение количества слов в гнезде, как и обратный процесс, отражают динамические особенности речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением или торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомиться с историей возникновения и значения ассоциативного эксперимента в психологии.

2. Осуществить свободный ассоциативный эксперимент, обработать и проана­лизировать результаты.

Литература

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – С. 174–183.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – С. 163–176.

Контрольные вопросы:

1. Какие критерии используют для оценки свободных ассоциативных реакций?

2. Почему направленный ассоциативный эксперимент оценивает уровень речевого развития?

3. Перечислите основные показатели цепного ассоциативного теста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...