Лабораторная работа № 4. Направленный ассоциативный эксперимент
Цель: оценить уровень речевого развития, умения логически мыслить. Отличия от свободного эксперимента: испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает не просто словами, пришедшими в голову, а в соответствии Инструкция испытуемому: в ответ на предъявленное слово-стимул запишите слово противоположного значения (антоним). Слова-стимулы
Обработка и анализ данных 1. Оценить ответы испытуемого по таблице (см. таблицу 9): Таблица 9
2. О хорошем и удовлетворительном знании языка, активном использовании его внутренних связей свидетельствуют высокие результаты по второй колонке (от 90 до 100%), при этом достаточно хорошими будут Таким образом, направленный ассоциативный тест проверяет не только знание языка, но и умение логически мыслить, соотносить различные типы связей, дифференцировать индивидуальные особенности.
Правильные ответы к лабораторной работе № 4:
Лабораторная работа № 5. Цепной ассоциативный тест
Цель: анализ речевого материала испытуемого. Справка. Под цепной ассоциацией понимают неуправляемое, спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта, так называемый «поток подсознания». Этим методом охотно пользуются специалисты по психоанализу. В индивидуальной беседе со своими пациентами они предлагают им в расслабленном состоянии с отсутствием или пониженным самоконтролем говорить все, что им вздумается, т.е. предлагают им «выговориться». Позднее этот речевой материал анализируют для выявления неосознанных тревог, фобий, влечений и перевода их на уровень осознания, вербализации. Для большего удобства и надежности результатов испытуемым предлагается произносить любые пришедшие им в голову отдельные слова за определенный период времени. В результате получается цепочка ассоциативных реакций, составленная из отдельных слов. Эти слова независимо от желания испытуемых объединяются в определенные семантические группы, или семантические гнезда. Размер и количество семантических гнезд при этом может быть разным, что и определяет индивидуальные особенности. В одном гнезде может быть от одного слова до нескольких и даже до всех слов цепочки: например, в цепочке «песня, веселая, голос, красивый, металл, золото, серебро, блестит, весна, цветы, аромат» выделяют три семантических гнезда по 3–4 слова в каждом. Эти гнезда в соответствии с их содержанием подводят под более общую категорию – название. В данном примере это могут быть названия «красивая песня», «блестящий металл», «цветущая весна». Судя по названиям и небольшим размерам семантических гнезд, данный испытуемый не испытывает особых тревог и каких-либо беспокойств, поэтому психоаналитик ограничивается обычной беседой.
Порядок проведения цепного ассоциативного эксперимента: испытуемые занимают удобную позицию и по указанию экспериментатора приступают Инструкция: «В течение одной минуты записывайте любые слова, приходящие в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле вашего зрения, и не вспоминайте ранее заученные ряды слов. Начали!» Желательно повторить эксперимент несколько раз для сравнения полученных результатов. Обработка результатов 1. Определить длину ассоциативного ряда, для чего необходимо подсчитать количество слов, записанных за 1 минуту. Результаты исследования цепного ассоциативного эксперимента запишите в таблицу (см. таблицу 10): Таблица 10
2. Определить структуру ассоциативного ряда, для чего необходимо подсчитать сначала число семантических гнезд с помощью логической соотнесенности рядом расположенных слов между собой. 3. Определить средний размер семантических гнезд, разделив количество слов во всей цепочке на количество гнезд. 4. Дать названия самым крупным семантическим гнездам. 5. Определить средний размер ассоциативной цепочки при нескольких экспериментах, среднее количество семантических гнезд, их средний размер При анализе экспериментальных данных необходимо обратить внимание на следующее. Многочисленные эксперименты показали, что для здорового активного человека, хорошо знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за 1 мин составляет 19–21 слово. При заниженных показателях, например, 10 слов в минуту, можно предполагать заторможенность речемыслительных процессов, вызванную разными причинами: усталостью, плохим знанием языка, ригидностью мышления. Повышенные показатели (35–40 слов в минуту) свидетельствуют о чрезмерной подвижности речемыслительных процессов, причиной которой могут быть болезненная возбудимость, лихорадочное состояние, эмоциональная возбужденность. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует обратить внимание на то, что нормой считается образование 3–4 гнезд за 1 мин со средним размером
Задания для самостоятельной работы: 1. Ознакомиться с историей возникновения и значения ассоциативного эксперимента в психологии. 2. Осуществить свободный ассоциативный эксперимент, обработать и проанализировать результаты. Литература 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – С. 174–183. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – С. 163–176. Контрольные вопросы: 1. Какие критерии используют для оценки свободных ассоциативных реакций? 2. Почему направленный ассоциативный эксперимент оценивает уровень речевого развития? 3. Перечислите основные показатели цепного ассоциативного теста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|