Обработка и анализ результатов
Показатели избирательности внимания: · время выполнения задания; · количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. 1. Время работы испытуемого перевести в секунды, определить балл по таблице (см. таблицу 13). 2. Количество ошибок перевести в баллы (1 ошибка – 1 балл). 3. Балл за время – Баллы ошибок = Результат. 4. Оценить результат по таблице и определить уровень избирательности внимания. Таблица 13 Оценочная таблица результатов исследования
Всего в тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия. Задание для самостоятельной работы. Осуществить анализ данных экспериментального изучения характеристик внимания на примере методики Мюнстерберга и таблиц Шульте и Горбова. Литература 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 354–370. 3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 171–176.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1995. – С. 104. 5. Лабораторный практикум по общей психологии. / Сост. Скрипко Л.В. – Севастополь,1996. – С. 31–33. 6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. общ. ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – С. 174–183. Контрольные вопросы: 1. Что понимается под избирательностью внимания и какие характеристики ее вы знаете? 2. Что является показателем точности избирательности внимания в методике Мюнстерберга? 3. Дайте определение переключения внимания. 4. Для каких известных вам профессий быстрое переключение внимания является необходимым условием эффективной деятельности? 5. Каковы общие особенности экспериментальных исследований характеристик внимания? Тема IV. Экспериментальное исследование памяти Вопросы для подготовки: 1. Общая характеристика памяти. 2. Виды памяти и их особенности. 3. Основные процессы памяти, их взаимосвязь. 4. Требования к условиям проведения эксперимента по изучению познавательных процессов. Литература 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 48–55. 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 247–274. 3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 184–194. Лабораторная работа № 1. Измерение объема Цель: определить объём кратковременной памяти по методу Джекобса. Содержание методики Опыт проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда через 2–3 с, испытуемый письменно воспроизводит в протоколе (см. таблицу 14) элементы ряда в том же порядке, как они читались экспериментатором.
Таблица 14 Форма протокола Испытуемый__________________________________ Возраст_____________ Самочувствие__________________________________ Дата _________________ Время ________________ Экспериментатор ______________________________
Самоотчёт: Какими приёмами пользовались для запоминания ряда? Обработка результатов 1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведённые полностью или не в той последовательности, отмечаются знаком «–». 2. Составить сводную таблицу (см. таблицу 15) результатов четырёх опытов и вычислить процент правильно воспроизведённых рядов каждой длины за все опыты. Таблица 15 Образец
3. Построить график (см. рисунок 5) зависимости продуктивности запоминания от количества материала (по проценту правильно воспроизведённых рядов за все опыты).
Рисунок 5. График зависимости продуктивности запоминания 4. Вычислить объём памяти по формуле:
где V – объём кратковременной памяти; А – наибольшая длина ряда, воспроизведённого правильно во всех опытах (до первой ошибки); m – количество правильно воспроизведённых рядов с числом элементов, больших А; k – интервал между рядами (в данном случае k=1). В приведённом примере: А = 5, m = 6, Анализ результатов: 1. На основании полученных количественных данных сделать вывод 2. Сравнить объём кратковременной памяти испытуемого с нормативами. Нормативы: · V < 5 – суженный объём памяти;
· V = 5,6 – средний уровень; · V = 7,8 – выше среднего; · V = 9 – очень высокий. Можно сопоставить индивидуальные данные со средними по группе (объём кратковременной памяти и график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|