Основные направления в современной геополитике
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Вопрос Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX--XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами силы. До сих пор в научной литературе нет четкой и полной формулировки понятия «геополитика». Это характерная черта всех формирующихся наук. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Понятие «геополитика» трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет экономических, политических, военно-стратегических, природно-ресурсных, экологических и иных дисциплин, международных отношений, внешней политики и т.д. Шведский ученый Рудольф Челлен (1864--1922) ввел в науку понятие «геополитика». Выступающую же под этим именем науку он определял как «доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен». Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов, Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика -- это географический разум государства. Политолог Э.А. Поздняков утверждает, что геополитика главное внимание направляет на раскрытие и изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды и воздействия на нее в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. Практическая геополитика изучает все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские. Итак, можно сформулировать определение: геополитика -- наука, система знаний о контроле над пространством. Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией. В рамках этой науки выделяются два направления: геополитика предписывающая, или доктринально-нормативная, и геополитика оценочно-концептуальная. К первому течению можно причислить немецкую школу Хаусхофера, ко второму -- англо-американскую школу (Макиндер, Спайкмен, Коэн), хотя четкие разграничительные линии между этими школами провести очень трудно.
Геополитика использует разные методы изучения соответствующих явлений и процессов. Системный метод в качестве основного принципа берет структурно-функциональный подход, которым хорошо владели К. Маркс Суть этого метода — в рассмотрении любой сферы общественной жизни, науки, в частности, геополитики, как целостного, сложно организованного саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через входы и выходы системы. В геополитике деятельностный метод направлен на анализ политической картины в ее динамике. Он рассматривает ее как специфического вида живую и овеществленную деятельность. Сравнителъный метод. Исторический метод. Функциональный метод требует тщательного изучения зависимостей между различными сферами общественной жизни или отношениями между странами или группой стран
. Вопрос Современная система международных отношений (региональные объединения по различным основаниям – по основаниям безопасности, по экономическим основаниям, культурному развитию, объединяемые религией и языками (исламская конференция), по производству и продаже нефти (ОПЕК), ШОС(шанхайское орган сотруд), большая восьмерка, Меркосур(субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.), ООН, объединяемые проблемами экологической обстановки) МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В МИРОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ По своей компетенции и составу государств-участников эти организации подразделяются на следующие: ?межгосударственные международные организации общей компетенции — объединение государств, деятельность которых затрагивает все сферы отношений между ними — политическую, экономическую, культурную и т. д. (например, Организация Объединенных Наций); ? международные межправительственные организации специальной компетенции — объединение государств, деятельность которых затрагивает одну из специальных областей межгосударственных отношений, например военно-политические организации (НАТО), экономические организации (МВФ), организация ООН по вопросам культуры и образования (ЮНЕСКО); ? открытые международные межправительственные организации — объединения государств, куда, принимают любое государство, отвечающее требованиям членства в них (например, Всемирная организация здравоохранения и большинство других международных организаций); ? закрытые международные межправительственные организации — объединения государств с приемом новых членов только при согласии первоначальных учредителей (НАТО); ? универсальные международные организации, предусматривающие возможность членства в них для всех государств независимо от их региональной принадлежности (первой универсальной организацией в истории человечества была Лига Наций, сегодня такой организацией является ООН, а также специализированные организации и институты, входящие в систему ООН); ? региональные международные межправительственные организации — объединение государств, расположенных в пределах одного региона (например, Организация американских государств, Лига арабских государств).
Наряду с международными межправительственными организациями (ММПО) существуют еще и международные неправительственные организации (МНПО). Они создаются частными лицами и общественными объединениями нескольких государств. МНПО не являются субъектами международного права, что не мешает некоторым из них играть активную роль в современных международных отношениях. По целям, составу участников, характеру деятельности выделяют разные виды МНПО и ММПО. Например, существуют религиозные МНПО (Экуменический совет церквей), спортивные (Международная федерация фугбола — ФИФА), правозащитные («Международная амнистия»), экологические («Гринпис»), политические (Социалистический Интернационал, Международный демократический союз). Межправительственные организации Универсальные- стремятся рассматривать и решать практически все проблемы, волнующие мировое сообщество, их членом может стать любое государство. Примером такой организации является ООН. Универсальные с ограниченным членством. - наличие ограничений на право вхождения в подобную организацию. Например, в Организацию американских государств (ОАГ); в Европейский союз — страны, отвечающие определенным критериям; в «Большую восьмерку» («G-8») — наиболее экономически и политически влиятельные страны мира. Функциональные, созданнные для решения конкретных вопросов в той или иной области. ВОЗ, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)), МВФ, Всемирный банк, ВТО. Функциональные с ограниченным членством. Региональные организации, созданные для решения определенных задач в данном регионе, например, МЕРКОСУР — региональная экономическая организация, объединяющая часть стран Латинской Америки.
Вопрос Внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями. Однако страны не являются единственными действующими лицами во внешней политике и внешняя политика страны простирается за пределы отношений с другими странами и включает в себя отношения с такими международными действующими лицами, как международные организации, многонациональные корпорации, объединения, региональные организации и др. Внешняя политика также включает в себя инструменты или способы достижения международных целей. Международные цели, которые страна пытается достичь, варьируются от очень специфичных (например, решение спора о границах) до общих (увеличение влияния страны). Когда страны преследуют собственные цели, говорят, что они следуют "национальным интересам". Ключевой элемент национальных интересов - национальная безопасность - обеспечение физической сохранности жителей страны. Другим элементом является обеспечение экономического процветания страны, зависящего от обеспечения ресурсами, баланса занятости населения, курсов обмена валют и других факторов международной политической экономики. Третьим элементом национальных интересов является обеспечение благоприятной политической обстановки. Как минимум это включает возможность жителей страны выбирать свою собственную форму правительства а так же может включать влияние на систему ценностей и процессы в других странах. Четвертым элементом национальных интересов является обеспечение национального единства. Это означает устранение давления иностранной политики или сепаратистского движения, которое может привести к раздроблению страны. У стран есть множество инструментов, с помощью которых они могут попытаться достичь своих целей внешней политики. Это милитаристический инструмент, проникновение и вмешательство, а так же дипломатия. Степень, в которой страна может использовать любой из этих инструментов будет изменятся в соответствии с мощью страны, которая определяется как ее возможность заставлять другие страны действовать желаемым образом. Страна может быть сильной в одном и слабой в другом. Например, Япония обладает огромной экономической мощью и гораздо меньшей военной. Применение силы также зависит от ситуации. Милитаристический инструмент основывается на полной и безоговорочной угрозе использовать силу и действительном использовании силы. Владение военной мощью - также инструмент, поскольку оно повышает репутацию страны и увеличивает ее влияние. Однако в настоящее время военная сила становится все менее важным и приемлемым инструментом, хотя некоторые все еще одобряют применение ограниченной силы в безоговорочно определенных сферах влияния. Проникновение и вмешательство включают в себя попытку управления политической ситуацией и процессами других стран. Этот инструмент достигается посредствам таких методов, как пропаганда, военная поддержка диссидентов, отстранение политических лидеров, саботаж и терроризм. Дипломатический инструмент подразумевает общение с другой страной. Методы включают прямые двусторонние правительственные переговоры и представительство на арене международных организаций. Организация Объединенных Наций (ООН), например, - это форум для обсуждения и дипломатического маневрирования по широкому кругу вопросов. Другим дипломатическим методом является сигнализирование. Это означает совершение действий или высказывание публично или через средства массовой информации, что воспринимается как сообщения для других правительств. Публично обещанная поддержка союзника во время кризиса - это сигнал возможному агрессору. Публичная дипломатия - третий метод дипломатии. Он означает попытку создания международного мнения, которое бы улучшило имидж страны и ее влияние. Экономический инструмент может использоваться в качестве кнута или пряника. Установление благоприятных тарифных ставок или торговых кредитов, предоставление иностранной помощи и займов, поощрение совместных инвестиций - вот некоторые позитивные экономические методы. Установление экономических санкций путем ограничения торговли или наложения эмбарго, отзыв помощи и исключение инвестиций - негативные экономическ
Вопрос Официально признанная «фашистской» и «буржуазной псевдонаукой» институционально геополитика в СССР не существовала. Ее функции выполняло несколько дисциплин — стратегия, военная география, теория международного права и международных отношений, география, этнография и т.д. И вместе с тем общее геополитическое поведение СССР на планетарной арене выдает наличие довольно рациональной с геополитической точки зрения модели поведения. Стремление СССР укрепить свои позиции на юге Евразии, в «береговой зоне», проникновение в Африку, дестабилизирующие действия в Южной Америке (призванные внести раскол в пространство, контролируемое Северо-Американскими Штатами по доктрине Монро) и даже вторжение советских войск в Афганистан (для того, чтобы рассечь американскую «анаконду», стремившуюся приблизить стратегические границы талассократии вплотную к южным границам «географической оси истории») и т.д. Такая последовательная и геополитически обоснованная политика СССР указывает Via существование какого-то «центра решений», где должны были сводиться воедино результаты многих традиционных наук и на основании этого «сведения», «синтеза» приниматься важнейшие стратегические шаги. Однако социальная локализация этого «криптогеополитического» центра представляется проблематичной. А.Г. Дугин излагает версию, что речь шла о каком-то секретном отделе советского ГРУ. Собственно же геополитика развивалась исключительно маргинальными диссидентскими кружками. Самым ярким представителем этого направления был историк Лев Гумилев, хотя он никогда не использовал в своих работах ни термина «геополитика», ни термина «евразийство» и, более того, стремился всячески избежать прямого обращения к социально-политическим реальностям. Благодаря такому «осторожному» подходу ему удалось опубликовать даже при советском режиме несколько книг, посвященных этнографической истории.
5. Крупнейшая национальная катастрофа произошла с Советским Союзом в декабре 1991 г. как результат Беловежского договора Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Последствия этого для России были плачевными. - СССР потерял имя, флаг, объединяющую идеологию и половину территории. Россия территориально отброшена к границам XVI в. - Границы России нельзя считать окончательно определившимися. - Утрачено более 5 млн. км2 территории (примерно, третья часть территории СССР). Наиболее болезненной является потеря Украины (52 млн.человек). Россия оказалась на Кавказе в границах начала 1800-х гг., в Средней Азии – середины 1800-х гг., с Западом – приблизительно, как в 1600 г. - Потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и Калининграда). Потеря таких портов как Рига, Таллин резко ограничило доступ России к Балтийскому морю. - Потерянно доминирующего положения на Черном море, где Одесса служила жизненно важным портом для торговли со странами Средиземноморья и всем миром. У России осталась лишь небольшая полоска черноморского побережья и ее вытесняют из Севастополя. Если Россия лишится южной гряды Курильских островов, то она потеряет выход и в Тихий океан, то есть полностью лишится доступа к портам, через которые пока идет основной поток ее экспорта - «Сдвиг» всей территории на север и восток, что отдаляет Россию от Западной Европы и Ближнего Востока. -Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной Западной Европе. Аналогичное положение и с авиационными, трубопроводными коммуникациями. Почти все пути, ведущие из России, стали международными. -Оказался рассеченным русский народ. За рубежом – более 25 млн. русских. Вне России проживает каждый четвертый русский. -На юге Россия фактически вынуждена выполнять роль защитника Запада от исламского фундаментализма, что включает Россию в военное и прочее противостояние в Средней Азии. -Не обустроенные границы (общая протяженность границ России составляет 61 тыс. км., это расстояние в полтора экватора). -Разрушение передовых технологий. Число научных работников России сократилось более чем в три раза. Критически низким признается порог финансирования науки, отечественной промышленности приходится довольствоваться внедрением зарубежных технологий, устаревших много лет назад. - Тотальное и скоростное разрушение военно-промышленного комплекса. В 1998 г. США продали оружия на 21 млрд. долл., а Россия – на 2,5 млрд. Геополитическая безопасность России до недавнего времени значительно снижалась, военные структуры разрушались, инфраструктура военных городков, казарм, полигонов, учебных центров, на базе которых можно было за считанные недели развернуть полнокровные соединения, практически исчезла. Одним из знаковых событий было затопление станции «Мир», Байконур находится на территории независимого государства Казахстан. Ратификация СНВ-2 означает отказ России поддерживать ядерный потенциал на уровне стандартов «холодной войны». США выходят из Договора о ПРО от 1972 г. и создают систему, которая направлена острием против России. В ближайшие 10 лет американские стратеги предполагают затратить на ее создание 500 млрд. долл. Финансирование на эту программу уже реально осуществляется с марта 2001 г. Если эти деньги будут вложены в развитие высоких технологий, то разрыв между США и ее ближайшими преследователями станет непреодолимым и одновременно США разгрузят финансовую пирамиду, что укрепит их экономическое положение. -Сокращение населения. Население России сократилась в сравнении с СССР почти в два раза: с 278 млн. до 145 сокращается каждый год на 700-800 тыс. человек. К 2005 г. количество пенсионеров в России сравняется с количеством работающих. В настоящее время в России умирает в два раза больше, чем рождается, и эта пропорция продолжает расти. - Сокращение национального производства. За 90-е гг. сократилось в два раза, в годы Отечественной войны на четверть. В два раза сократились сельскохозяйственные угодья. Доля России в мировом ВВП сократилась с 4.5 % в 1990 г. до 1.8 % в 1995 г. В 1996 г. капиталовложения в основные фонды составили лишь 25.2 % от уровня 1990 г. Вывоз капитала в несколько раз превышал ввоз и в середине 90-х гг. составлял от 8 до 50 млрд. долл. в год, причем безвозвратно. В весеннем послании (2001 г.) Федеральному собранию президент Путин констатировал факт: ежегодно из России выкачивается 21 млрд. долл. По данным ООН на июль 2000 г. РФ по интегральному показателю занимала 71 место в мире (в июле 1991 г. – 24). После дефолта показатель импорта снизился с 52 % до 40-45%. - Региональный сепаратизм. Ослабевали экономические, культурные, социальные связи. В условиях абсолютной централизации власти эти последствия сглаживались. Но в переходный период решение острых социально-экономических вопросов перекладывали на регионы. Региональный сепаратизм подогревался и другими факторами: а) наличие более 20 конфессий;б) разнообразие этносов, многие из которых рассматривали себя в рамках региона в качестве самостоятельной группы с особым этническим самосознанием; в)различные аспекты исторической памяти, которые сознательно внедряются в общественное сознание, г)реальные различия в уровне социально-экономического развития регионов. д) поддержка сепаратистов из-за рубежа. В планах геополитиков Запада расчленение России на 3–6 независимых государственных образований: Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и Северные территории. Государственную самостоятельность должны получить практически все «национальные республики» – Татария, Башкирия, Осетия, Чечня и т. д.
Вопрос. Широко распространено сравнение России с распавшимся СССР (правоприемником которого в международных делах выступает Российская Федерация)» которое, естественно» оборачивается не в её пользу» Восприятие России как своего рода "уменьшенного Советского Союза" способствует развитию комплекса национальной неполноценности» ущемленности роли в мировых делах» способствует возникновению» реваншистских настроений» болезненных реакций на ситуации» воспринимающихся как уничижительные для статуса великой державы» угрожающие дальнейшим сокращением ее территории У Российской Федерации нет и не может быть оснований считать себя "усечённый СССР" хотя бы потому» что интересы России на международной арене диаметрально противоположны советским. Россия исходно ориентируется на развитие демократического» плюралистического общества с рыночной экономикой» органически участвуя в системе международного разделения труда. Уже в силу этого у России нет никаких оснований считать, что у нее есть противники или недруги на международной арене, что ей нужно с кем-то "противоборствовать". Другой вопрос, что в сфере внешней политики в первые два примерно года суверенного развития Российской Федерации было немало иллюзий, не отвечавчих реальному положению дел. Ожидалось, например, что страны Запада с энтузиазмом приветствуя: готовность России открыться миру, окажут ей содействие во вхождении в уже сложившиеся структуры международной хозяйственной интеграции, воспримут её в качестве не соперника, а партнера крупнейших "центров силы" современного мира - США, Западной Европы, Японии. Не было учтено, что статус любой державы в системе международных отношений определяется параметрами, по которым оказывается Россия в отношение не благоприятном положении. Удельный вес государства в международных делах в современном мире определяется многими показателями. Размер территории, наличие природных ресурсов важны, но если эта территория плохо освоена, если не развита инфраструктура транспортной сети, из-за чего затруднена разработка полезных ископаемых, то большие размеры страню оказываются скорее помехой, чем подспорьем для развития. Численность населения - важнейший показатель, но если уровень жизни низок, а уровень профессиональной подготовки рабочей силы невысок, то это не дает никаких преимуществ. Военная мощь играет определенную роль, но само по себе обладание ею не дает никаких "козырей", поскольку угроза её применения, а0 тем более непосредственное использование вне своих границ без санкции международного сообщества поставит соответствующее государство в положение полной международной изоляции, вовлечет его в конфликт с военными союзами, мощь которых намного выше, чем отдельных стран. Геополитическое положение играет определенную роль, но в эпоху ракетно-ядерного оружия, мобильных войск, развитых средств транспорта эта роль не определяющая. Наиболее существенны такие показатели, как удельный вес в мировом промышленном производстве, доля в мировой торговле,-особенно передовыми технологиями и продукцией наукоемких отраслей промышленности. Важно наличие свободных капиталов, а также дружественных стран со стабильными режимами, куда они могут быть выгодно и безопасно вложены. Очень существенно наличие союзников и партнеров, способных поддержать позиции государства ООН, на иных международных форумах, содействовать в защите от внешних вызовов. Принципиально важна способность государства проявлять инициативу в решений глобальных проблем современности, оказывать содействие другим странам в россии Выполнение этих условий зависит от достижений в разработки и освоении новых технологий, уровня и качества жизни населения, степени социальной и политической стабильности, состояния межнациональных отношений. При рассмотрении положения России в мировом сообществе с учетом приведенных критериев обращает на себя внимание следующее. Россия обладает обширной территорией и значительными природными ресурсами. Однако, учитывая, что эта территория на 4/5 плохо освоена, расположена в суровых климатических условиях, это - в лучшем случае - ресурс развития XXI века, но не фактор влияния в мировых делах современности. Хуже того, слабая заселённость и неосвоенность обширных районов Сибири, Дальнего Востока, Приморья привлекают внимание сопредельных густонаселенных и развитых стран (Япония, Китай, Северная и Южная Корея), которые были бы не против включить данные регионы в орбиту своего экономического влияния, освоить их с привлечением собственной рабочей силы, что потенциально способно угрожать этнической и даже территориальной целостности России. Россия унаследовала от СССР его вооруженные силы, оснащенные ракетно-ядерным оружием и сохраняет статус военной державы № 2 в современном мире (после США) Складывается довольно сложная ситуация. Раздел Советской Армии, демонтаж ее арсеналов требуют затрат ресурсов, создают проблемы безработицы среди бывших военнослужащих. Поддержание боеспособности этой армии с соответствующей модернизацией неуклонно устаревающих арсеналов также требует расходов и затрат, которые России явно не под силу и, главное, не отвечают принятой ей доктрине обеспечения обороноспособности на уровне "разумной достаточности". Постепенное сокращение Советской Армии с одновременным созданием новой, российской, также обернется достаточно дорогостоящим мероприятием. В любом случае советская военная мощь - не "козырь" в мировых делах и не показатель роли России в современном мире. По численности населения и экономическому потенциалу Россия находится отнюдь не на первых ролях в мировом сообществе. По численности населения впереди идут не только Китай и Индия, но и США, к этому рубежу приближаются многие страны "третьего мира" - Бразилия, Индонезия. Объем валового национального продукта России в 12 раз уступает американскому, в 7 раз - японскому, в 3 раза - германскому,и 2,5 раза - французскому, в 2 раза - британскому. При пересчете объема ВНП на душу населения Россия окажется ниже многих стран йеной Америки. Весьма неблагоприятны позиции России в мировой торговле. Система внешнеэкономических связей СССР, строившаяся преимущественно на критериях идейно-политической целесообразности, а не на рациональных экономических соображениях, распалась. Нереальными оказались расчёты на "конверсию" военной промышленности, периориентацию ее на выпуск мирной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Большинство военных предприятий узкоспециализировано, их переоборудование стоит немалых средств, которыми Россия сейчас не располагает. Не слишком велико политическое влияние России на ход мирового развития. Большая часть союзников СССР по "антиимпериалистической борьбе" либо прекратили свое существование, либо стали искать себе иных покровителей. В любом случае весьма сомнительно, что сохранение союзнических отношений с режимом М.Каддафи в Ливии, С.Хусейна в Ираке, Ф.Кастро на Кубе стало бы политическим активом России. Бесспорно, у России в настоящее время нет явных противников на международной арене, хотя с рядом сопредельных государств и существуют относительно малозначимые разногласия по территориальным вопросам. В то же время вне пределов СНГ у России нет и союзников, на поддержку которых она могла бы однозначно рассчитывать. Возможность возникновения внешних вызовов не исключена, хотя она опосредована действиями самой России, в частности развитием ее взаимоотношений с государствами СНГ, ее мерами по поддержанию целостности собственной территории. Определёнными возможностями влияния (политического, экономического) Россия обладает лишь в зоне государств СНГ, и именно здесь она сталкивается с наиболее сложными проблемами. Это и вопросы завершения "раздела" бывшей собственности СССР, и стремление новых независимых государств, сохраняя тесные связи с Россией, искать им "противовесы", и проблемы статуса русских, стаз-ших меньшинством населения, и конфликты между странами СНГ или происходящие на их территориях. Россия сталкивается также со стремлением ряда регионов, субъектов Федерации, к сепаратизаци'. развитию отношений с Россией на конфедеративной основе, к их превращению в независимые государства. Объективно, по своему нынешнему статусу, Россия не является более державой с глобальными возможностями и влиянием, ее можно охарактеризовать как крупную региональную державу Евразии, уступающую по экономическому потенциалу Германии, Франции, Англии, Японии, приближающуюся к Китаю, который, однако, намного превосходит её по численности населения и развивается динамичнее. Потенциально Россия располагает преимущественными возможностями влияния на постсоветском пространстве и при условии консолидации СНГ она могла бы значительно повысить свою роль и статус в мировых делах. На этом пути, однако, существуют серьёзные проблемы. Главной помехой выступает нерешенность проблем обеспечения экономического подъема в самой России, что понижает её ценность как партнера для других государств, в том числе и СНГ. Острота внутренних проблем России, проявляющееся в последнее время отсутствие гибкости в её политике также скорее могут оттолкнуть от сотрудничества с ней другие государства СНГ, создать ей неблагоприятный имидж в глазах мирового сообщества. Так, превращение конфликта по вопросу статуса Чечни в затянувшуюся необъявленную войну способно обострить отношения России с мусульманскими странами. Хотя с международно-правовой точки зрения речь идет о внутреннем конфликте, не дающем основания для участия в нем третьих стран, мировое общественное мнение явно не на стороне России. Не способствуют росту престижа Российской Федерации и ее претензии на особую роль в СНГ, в частности при проведении миротворческих операций. Бесспорно, что степень заинтересованности России в событиях, развивающихся на постсоветском пространстве, виде, чем у других членов мирового сообщества. Однако, с точки зрения последнего, государства СНГ являются признанными суверенными субъектами международного права, которые не могут рассматриваться как чья-либо зона влияния. При фактическом существовании таковых зон большинство стран мира, как правило, воздерживается от открытых деклараций на этот счет.
Вопрос. Геополитика - дисциплина сегодня столь модная, что избежать ее просто не представляется возможным. Тем более что в судьбе Украины она действительно играет важнейшую, быть может, самую важную роль. На шахматной доске геополитики, Украина - важная фигура, но ни как не «геостратегический игрок». Роль ферзя не гарантирует ничего, кроме постоянного нахождения под прицелом. В большой игре, ферзь легко становится разменной фигурой. Пока Украина сама не станет игроком, анализировать ее политику нет смысла. Это все равно что искать мотивы куклы-марионетки в ее действиях. От себя мы можем добавить только окраску абсолютной абсурдности в том или ином случае. Чего стоит только ориентация на Польшу – глухую провинцию Европы, политику которой Черчилль сравнивал с «жадностью гиены», и с которой у нас старые исторические счеты. Проблема превращения в геостратегического игрока упирается во все тот же проклятый вопрос: «Кто мы?» До его решения, география – важнейший компонент геополитики, уходит на третий план. То, что без контроля над Украиной невозможно полноценно контролировать ни Черное море, ни Кавказ, ни Балканы, ни, самое главное, Восточно-Европейскую равнину – «heartland», сердце Евразии – не значит для нас ничего. Все равно, контролируем не мы. Всю жизнь, Украина пыталась сделать мучительный выбор, разрываясь между тягой к Европе и близостью к России. Невозможность сделать выбор, рвала нас на части, и выбор делали за нас. Хотя по здравому размышлению, задача эта бессмысленная и противоестественная. Вопрос За последние годы и особенно в 2010 году в адрес Беларуси были выдвинуты многочисленные обвинения, требующие серьезного и обстоятельного ответа. К числу таких показательных обвинений можно отнести, например, традиционные обвинения с Запада (а также уже и с Востока) относительно «нарушения прав человека и демократических свобод». Здесь же располагаются новые, связанные со сложностями в белорусско-российских отношениях, обвинения в «неспособности сохранять геополитическую лояльность», «выполнять союзнический долг» и так далее. Это, наконец, требования определиться с геополитическим вектором и прекратить или ограничить «политические игры» с Китаем, Венесуэлой, Ираном и другими странами. Странно было бы слышать аналогичные претензии в отношении, например, Германии, Великобритании или США, являющихся признанными геополитическими субъектами глобального уровня. Но в отношении «маленькой Беларуси» они, вроде бы, выглядят вполне закономерно. Однако суть происходящего ныне как раз и состоит в том, что Беларусь уже давно выступает на международной арене как самостоятельный геополитический субъект, руководствующийся в своем поведении, прежде всего, интересами своего суверенного развития. В силу подчиненности политики руководства страны интересам ее развития у Беларуси есть своя логика действия в мире; своя позиция, не сводимая к позиции ни одного из ее союзников или других государств мира; свой взгляд на то, какой мир будет более правильным и безопасным. А это, в конечном счете, и означает выход Беларуси в ряды самостоятельных субъектов геополитики. В этом смысле можно говорить об окончании эпохи белорусской многовекторной внешней политики и о начале эпохи геополитики Беларуси. Безусловно, данное событие не произошло неожиданно. На протяжении полутора десятилетий, но особенно – с 2003 года, оно подготавливалось планомерными действиями руководства страны, направленными на расширение международных контактов Беларуси за счет взаимодействия со странами арабского мира, Юго-Восточной Азии, Евросоюза, с Ираном, Венесуэлой и Боливией, Китаем и Индией. Все эти заделы были созданы почти исключительно благодаря геополитической воле Президента Александра Лукашенко. И на современном этапе они составляют необходимую и бесценную базу для выстраивания и международной легитимации полноценной геополитики Беларуси. Понятно, что выход Беларуси на статус самостоятельного субъекта геополитики не может слишком обрадовать соседей республики и другие страны, имеющие в центральноевропейском регионе значимые интересы. И дело здесь, пожалуй, не в каком-то особом враждебном отношении именно к Беларуси. Просто в современном мире, где земной шар уже практически полностью поделен на сферы влияния, никто не заинтересован в появлении нового субъекта, претендующего на свою, особую роль в международных отношениях. Важный момент в реализации геополитики Беларуси –расширение методологии взаимодействия с заинтересованными зарубежными партнерами. Болезненное отношение Европы и Российской Федерации к геополитическим шагам белорусского руководства требует придания высшего приоритета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|