Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности причиняемых повреждений в зависимости от определённой разновидности транспортного происшествия, оценка механизма их возникновения.




Виды и механизмы автомобильной травмы. Возникновение травмы, причиняемой движущимся автомобилем, может произойти:

 

– от столкновения с человеком и удара частями автомобиля с последующим падением на автомобиль, отбрасыванием на грунт и возможным скольжением по нему - трением;

 

– при выпадении из автомобиля (из кабины, кузова, с подножки), сопровождающемся ударами частями автомобиля, падением на грунт и скольжением по нему;

 

– от переезда колесом или колесами, причем в этих условиях возникают удар колесом, волочение, перекатывание, протаскиваиие тела по грунту;

 

– в кабине автомобиля от удара о части автомобиля, прижатие тела (сдавление) частями машины;

 

– в результате сдавления тела между частями автомобиля и другими предметами или преградами; при этом повреждения образуются от удара частями автомобиля и сдавления.Транспортная травма. В связи с тем, что большинство транспортных происшествий происходит в отсутствие свидетелей, а также вследствие противоречивости показаний водителя, потерпевших, свидетелей, а иногда и при отсутствии транспортного средства, причинившего травму, перед судебно-медицинской экспертизой стоят сложные задачи. В частности, необходимо определить вид транспортной травмы, механизм ее образования и решить другие вопросы, имеющие большое значение для воспроизведения обстоятельств случая.

 

Транспортную травму подразделяют на автомобильную, травму на рельсовом транспорте, авиационную, тракторную (гусеничный транспорт) и травму на водном транспорте. Такое деление обусловлено своеобразием вида и механизма образования повреждений, возникающих при действии на тело человека различных транспортных средств.

 

Автомобильная травма - наиболее распространенный вид транспортной травмы. Мероприятия по установлению вида повреждений и механизма их образования при автотранспортных происшествиях включают осмотр места происшествия, исследование одежды потерпевшего, исследование трупа и вещественных доказательств, осмотр автомобиля, проведение следственного эксперимента.

 

При исследовании трупов лиц, погибших в результате автомобильной травмы, чрезвычайно важно установить вид этой травмы. В судебной медицине в настоящее время принята следующая классификация автомобильной травмы:

 

1) от столкновения движущегося автомобиля с человеком;

 

2) от переезда колесом автомобиля;

 

3) от выпадения из кузова или кабины движущегося автомобиля;

 

4) в кабине автомобиля;

 

5) от сдавления тела человека между автомобилями или в результате прижатия тела к неподвижным предметам;

 

6) комбинированные виды;

 

7) прочие случаи.

 

Каждый из указанных видов автомобильной травмы слагается из нескольких следующих друг за другом фаз, сопровождающихся определенным характером повреждений и их локализацией.

 

Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком. Встречается чаще, чем другие виды автомобильной травмы. В этих случаях при исследовании трупа обращают внимание на повреждения, возникающие в каждой из фаз причинения травмы. При столкновении автомобиля с телом человека возникает ряд контактных повреждений, характерных для этого вида травмы, а именно: повреждения в виде ссадин, кровоподтеков и ран от удара облицовочной решеткой радиатора, бампером, ободком фары, болтами и другими частями, имеющими характерную форму.

 

Удар бампером нередко приводит к образованию так называемого бампер-перелома, т.е. оскольчатого перелома в виде клина или треугольника, основание которого обращено к стороне удара. Следует также учитывать возможность образования ложного бампер-перелома - перелома костей вдали от места приложения силы.

 

По бампер-перелому можно определить не только положение тела пострадавшего в момент столкновения, направление удара, скорость движения автомобиля, но и его тип (по высоте расположения перелома).

 

В зависимости от положения тела человека при травме по отношению к автомобилю возникают различные переломы и других костей скелета. Так, при ударе сзади помимо переломов крестца, тазовых костей и разрывов крестцово-подвздошного суставов часто возникают переломы позвоночного столба в шейном отделе в результате чрезмерного сгибания или разгибания головы.

 

При ударе автотранспортом вагонного типа (троллейбус, автобус) наблюдаются различного рода черепно-мозговые травмы, преимущественно односторонние переломы ребер и признаки общего сотрясения тела.

 

Отбрасывание тела, удар и скольжение по покрытию дороги в большинстве случаев приводят к образованию повреждений мягких тканей и костей черепа, а также конечностей, особенно на выступающих участках тела. При этом обращают на себя внимание обширные полосчатые ссадины, нередко загрязненные частицами дорожного покрытия; по их характеру можно определить направление движения тела по покрытию дороги.

 

Травма от переезда колесом автомобиля. Для этого вида автомобильной травмы, который самостоятельно встречается довольно редко, специфическим признаком является наличие следов протектора колеса.

 

При обнаружении их на одежде визуально (макро- или стереомикроскопически) или с помощью дополнительных методов исследования (например, исследование в инфракрасных лучах) определяют, являются ли отпечатки протектора позитивными или негативными (воспроизведенными углублениями протектора), и фиксируют их (фотографируют, изымают лоскут кожи и т. д.). Необходимость в выявлении и фиксации следов протектора объясняется тем, что при их наличии можно определить вид травмы, положение тела потерпевшего, тип и марку автомобиля, а иногда и конкретный его экземпляр.

 

Другим важным моментом судебно-медицинской экспертизы является обнаружение на трупе отслойки кожи от подкожной жировой клетчатки с образованием карманов, заполненных кровью, выраженных тем лучше, чем больше развит у человека подкожный жировой слой. Наличие таких карманов на одной стороне тела, особенно в сочетании с растрескиванием кожи на выступающих участках в области подлежащих костей на противоположной стороне тела, позволяет достоверно судить о направлении переезда. В зависимости от места перекатывания колеса наблюдаются и различные повреждения мягких тканей, костей и внутренних органов. Так, при перекатывании колеса через голову наблюдают ее деформацию, сплющивание, множественные переломы костей лицевого и мозгового черепа.

 

Если перекат колеса произошел по грудной клетке, возникают переломы грудины, множественные переломы ребер (прямые и непрямые) по многим линиям. При переезде колеса через живот наблюдаются разрывы внутренних органов, множественные переломы костей таза. Значительно больше повреждений наблюдается со стороны въезда колеса на тело. Иногда, особенно при перекатывании колеса через грудную клетку, переломы ребер бывают единичными (у молодых людей) или могут вообще отсутствовать (у детей).

 

Травма в кабине автомобиля. В этих случаях чаще всего наблюдаются повреждения головы, грудной клетки и нижних конечностей, причем у водителя и пассажиров при этом виде автотравмы образуются различные по виду, тяжести и локализации повреждения (у пассажира переднего сиденья смертельные повреждения встречаются в 5 раз чаще, чем у водителя). У водителя, в результате более плотной фиксации тела во время управления машиной и повышенного внимания к ситуации на дороге, наблюдаются менее тяжкие, но большие по объему повреждения, чем у пассажиров. Так, у водителя отмечается хлыстообразный перелом шейного отдела позвоночного столба в результате резкого разгибания или сгибания (в зависимости от обстоятельств случая) головы, а также переломы ребер, грудины, разрывы внутренних органов в результате удара о рулевое колесо, повреждения нижних конечностей при ударе о щиток приборов управления в виде ссадин и ушибленных ран на коже, вывихов и переломов костей, разрывов сочленений. У пассажира переднего сидения наблюдаются различные виды черепно-мозговой травмы и в результате удара о лобовое стекло множественные резаные раны на голове, шее и кистях рук, незначительные по величине, в глубине которых находятся осколки разбитого стекла. На основании комплекса характерных признаков устанавливают местонахождение человека в кабине автомобиля.

 

Травма при выпадении из кузова или кабины движущегося автомобиля. Этот вид автомобильной травмы чаще встречается в сельской местности, т. е. там, где перевозки людей осуществляются в кузовах грузовых автомашин.

 

При этом виде травмы специфических признаков, как правило, не наблюдается. Отмечаются лишь признаки, характерные для падения тела с высоты. В тех случаях, когда происходит комбинация падения из кузова с последующим перекатом колеса, отмечается совокупность признаков падения с высоты и специфических признаков переезда.

 

Чаще всего при выпадении из кузова автомашины потерпевший ударяется о покрытие дороги головой. При этом возникают переломы костей свода и основания черепа (в том числе кольцевидный перелом костей основания черепа), компрессионные переломы тел позвонков с повреждением спинного мозга. Кроме того, в таких случаях отмечаются признаки общего сотрясения тела, а также повреждения, напоминающие повреждения при падении тела с высоты, степень выраженности и локализация которых зависят от положения тела в момент удара о дорогу.

 

Травма от сдавления тела между автомобилями или прижатия тела к неподвижным предметам. Такой вид автомобильной травмы самостоятельно встречается редко, и при исследовании трупа, наряду с повреждениями в зависимости от места сдавления тела, необходимо обратить внимание на признаки одного из видов механической асфиксии (сдавление грудной клетки и живота) - экхимотическую маску и карминовый отек легких.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...