Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование возможностей судебно-медицинской экспертизы при расследовании транспортных происшествий и авиационных катастроф.




Общая характеристика транспортных травм

Совокупности причиняемых гражданам сходных по характеру травм при сходных обстоятельствах в связи с эксплуатацией транспортных средств называют транспортным травматизмом. Это травмы, причиняемые наземным, подземным, воздушным и водным транспортом. Наиболее разнообразен травматизм от наземного транспорта. В подземных условиях (в шахтах, метро и др.) травма причиняется почти всеми основными видами наземного транспорта. Удельный вес транспортного травматизма постоянно увеличивается. Уголовный кодекс Р Б (1999 г.) предусматривает уголовную ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 309-321).

Расследование транспортных происшествий, особенно автодорожных, нередко вызывает большие трудности, так как они происходят в довольно короткий промежуток времени и часто при отсутствии свидетелей. Этим и диктуются высокие требования к специалистам, производящим экспертизу таких повреждений. Результаты этих экспертиз часто имеют решающее значение для установления отдельных деталей происшествия.

В судебно-медицинской практике дорожно-транспортные средства делят на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.) и рельсовые (поезда, трамваи и др.).

 

Автомобильная травма

В конце 19 века был изобретен автомобиль. Увеличение числа автомобилей во всем мире начало быстро расти, и автомобиль принес людям не только радость, но и огорчение, особенно в настоящее время, т.к. он стал источником самых частых видов механических повреждений.

Под автомобильной травмой понимается разнообразие механических повреждений, причиняемых наружными или внутренними частями движущегося автомобиля или при выпадении из него.

Исследователями автотравмы предложено выделять три группы повреждений или следов: специфические (отражающие форму, рисунок, иногда размеры деталей и частей конкретного автомобиля), характерные (наиболее часто возникающие в определенных фазах различных видов автотравмы и обусловленные ее механизмами) и нехарактерные (повреждения, не имеющие перечисленных выше особенностей и присущи воздействию других тупых твёрдых предметов).

Повреждения при автопроисшествиях возникают обычно в результате нескольких механизмов при одномоментном или в быстрой последовательности действий на тело травмирующих предметов, их четыре:

1.Удар частями движущегося автомобиля, о части автомобиля, о покрытие дороги или другие предметы.

2.Общее сотрясение тела в результате названных ударов.

3.Сдавление тела или его частей между частями автомобиля и другими тупыми твердыми предметами.

4.Трение поверхности тела о покрытие дороги при скольжении его после ударов по автомобилю, при волочении.

Различают следующие виды и механизмы автомобильной травмы:

1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом, велосипедистом, мотоциклистом).

2.Травма при выпадении из движущегося автомобиля (пассажира, водителя).

3.Травма от переезда тела колесами автомобиля (пешехода).

4.Травма внутри автомобиля (пассажира, водителя).

5.Травма в результате сдавления тела между частями автомобиля и другими предметами или преградами.

6. Комбинированные виды автомобильной травмы.

В каждом виде автомобильной травмы наблюдается несколько (2-4) последовательных фаз, что ведет к образованию множества неодинаковых по характеру и локализации повреждений.

а) Столкновение движущегося автомобиля с человеком наиболее частый вид автотравмы. При столкновении с передней поверхностью автомобиля повреждения возникают:

1) от удара частями движущегося автомобиля по человеку;

2) от падения его на автомобиль;

3) при отбрасывании на землю;

4) от движения (скольжения) тела по поверхности дороги.

Легковой автомашиной первичный удар причиняется на уровне голеней, ниже центра тяжести человека и он падает на машину, получая повреждения грудной клетки и головы от вторичного удара о капот. Грузовой автомобиль, автобус наносят удар на уровне или выше центра тяжести, при этом пострадавший отбрасывается, падает и ударяется о грунт. От удара частями движущегося автомобиля могут возникать т.н. контактные повреждения в местах соударения тела с определенными частями автомобиля: облицовкой радиатора, ободками фар, подфарников, бампером, болтами и др. Некоторые из этих повреждений можно считать специфи-
ческими (контактные, отображающие форму частей), другие - характерные, например, закрытые переломы костей голени или бедра. При этом могут образоваться поперечно - оскольчатые переломы костей голени или бедра, форма осколков которых в профиль приближается к треугольнику, основание его указывает на место воздействия силы (бампер – перелом). Характерны и ссадины от скольжения тела по поверхности грунта. Они имеют вид параллельно идущих царапин со смещенным эпидермисом, более глубокие и широкие у своего начала и поверхностные и узкие у их окончания.

Переломы костей черепа при столкновении движущегося автомобиля с человеком – чаще закрытые, комбинированные (свода и основания черепа). Оскольчатые и многооскольчатые переломы возникают как при ударе головой о части автомобиля, так и от удара головой о грунт.

Субдуральные кровоизлияния бывают диффузными и ограниченными. Повреждения вещества мозга возникают в месте непосредственного приложения силы и в области противоудара. При первичном ударе в область задней поверхности тела голова резко запрокидывается назад, что может привести к разрыву атлантоокципитального сочления и связок между 1 и 2 шейными позвонками. Может нарушаться целость продолговатого и спинного мозга.

Переломы ребер обычно множественные, закрытые, располагаются односторонне по боковой или задней поверхности грудной клетки, переломы прямые и непрямые (конструкционные).

Переломы костей таза – закрытые, образуются от удара частями автомобиля или от удара о грунт (переломы лобковых и седалищных костей, крыльев подвздошных костей, области большого вертела бедра). Наблюдаются разнообразные повреждения органов грудной и брюшной полости от прямого удара, по месту приложения силы и от сотрясения тела. Чаще травмируются легкие, печень, селезенка, почки, наблюдаются кровоизлияния под эпикардом, кровоизлияния в подвешивающий аппарат органов (связки), их надрывы и даже отрывы, подкапсульные повреждения ткани органов.

б) Выпадение пассажира или водителя из движущегося автомобиля наблюдается при резком неожиданном торможении, быстром начале движения, крутых поворотах и др.

Выпадение пассажира из кузова грузового автомобиля при резком торможении происходит вперед через кабину, тело по инерции продолжает двигаться вперед и ушибается о заднюю часть кабины. Тело продолжает сгибаться вперед, нижние конечности отрываются от пола кузова, голова и туловище наклоняются вниз. Пассажир пролетает через кабину автомобиля по ходу его движения. Достигнув покрытия дороги, человек ударяется головой и опрокидывается через нее, при этом возникают повреждения на задней, передней или боковых поверхностях туловища и конечностей.

Подобные три этапа образования повреждений наблюдаются при выпадении пассажира через задний и боковой борт автомобиля, только в этом случае при соприкосновении с покрытием дороги тело падает передней поверхностью груди и живота. Повреждения при этом виде автотравмы возникают от удара о покрытие дороги, общего сотрясения тела, скольжения по покрытию дороги и удара о части автомобиля. Образуются множественные переломы черепа, компрессионные переломы шейных позвонков, повреждения головного и спинного мозга; прямые переломы ребер, костей верхних конечностей, при падении на ягодицы – переломы таза и компрессионные переломы поясничных позвонков. Во всех случаях повреждаются внутренние органы. В целом наблюдается несоответствие между наружными и внутренними повреждениями, односторонняя локализация наружных повреждений, что характерно для удара о грунт при выпадении из движущегося автомобиля.

в) Повреждения при переезде тела колесом (колесами) автомобиля. При этом вначале имеет место удар движущимся колесом с последующим протаскиванием или отталкиванием тела. Затем следует наезд колеса и сдавление.

После удара вращающееся колесо «затягивает» под себя одежду и кожные покровы. Образуются повреждения одежды, на коже возникают полосчатые осаднения и кровоподтеки (поперечные) – «первичный щипок». В процессе накатывания колеса на одежде и теле возникают негативные отпечатки рисунка протектора колеса.

К специфическим признакам этого вида травмы относят отслойку кожи с образованием обширных «карманов», заполненных излившейся кровью, может иметь место циркулярная отслойка кожи на ограниченных участках бедра, голени.

Из характерных повреждений наблюдаются ссадины, образующиеся от волочения или трения тела о грунт или колеса автомобиля.

При переезде колесом через голову в результате сдавления ее, происходит грубая деформация костей черепа и разрушение вещества мозга с выдавливанием его наружу.

Специфическими являются переломы и отрывы остистых отростков грудных и поясничных позвонков, вследствие одностороннего давления на них движущимся колесом при положении тела спиной вверх. На грудной клетке повреждения мягких тканей незначительны, в то же время имеются двухсторонние множественные переломы костей, в частности ребер, и обширные тяжелые повреждения внутренних органов (легких, сердца, печени, селезенки). При разрывах диафрагмы, паховых колец и промежности эти органы перемещаются. Повреждения таза характеризуются множественными двухсторонними переломами.

г) Повреждения у водителя и пассажиров, находящихся внутри автомобиля, возникают при внезапном торможении, наезде на препятствие вследствие удара тела о выступающие части интерьера машины и сотрясения тела, иногда вследствие сдавления. Локализуются они преимущественно на передней поверхности тела.

У водителя наиболее часто возникают следующие повреждения: полулунные или кольцевидные ссадины и кровоподтеки на передней поверхности грудной клетки, поперечные переломы грудины и переломы ребер от ударов о рулевое колесо. Возникают ссадины и кровоподтеки передней брюшной стенки, ушибленные раны подбородка, переломы костей носа, нижней челюсти, разрывы и размозжения легких и сердца, разрывы диафрагмы, печени, поджелудочной железы, кишечника, кровоизлияния в грудную и брюшную полости. Характерны и повреждения конечностей: переломы и вывихи костей левого локтевого сустава, нижних конечностей, переломы надколенника, вертлужной впадины. Повреждения на левой боковой поверхности тела возникают от ударов о выступающие детали левой дверцы.

У пассажиров переднего сиденья при резком торможении автомобиля и перемещении головы вперед, возникают множественные резаные раны, и ссадины от осколков ветрового стекла, переломы костей лицевого и мозгового черепа с ушибом и размозжением головного мозга. Характерны и повреждения от сотрясения грудной клетки и живота в виде ушибов, надрывов, разрывов внутренних органов и массивных кровоизлияний в полости, а также повреждения нижних конечностей, как и у водителя. На правой боковой поверхности тела могут образоваться ссадины, кровоподтеки и раны от ушибов о правую дверцу машины. У водителя и пассажиров - хлыстовые переломы шейного отдела позвоночника. Пассажиры заднего сидения могут получить повреждения от удара тела о заднюю стенку переднего сидения.

д) Сдавление тела между частями двух автомобилейили между автомобилем и другими преградами и при опрокидывании автомашины. При этом образуются множественные переломы. Чаще повреждаются грудная клетка и череп. Обычно процессу сдавления предшествует удар частью автомобиля. Сдавление грудной клетки влечет переломы ее скелета, образование буллезной эмфиземы легких. От степени сжатия зависит выраженность повреждений, а смерть может наступить не только от механической травмы, но и от компрессионной асфиксии.

Комбинированные виды автомобильной травмы наблюдаются при сочетании выше названных видов травм.

При осмотре места происшествия необходимо точно зафиксировать место нахождения и позу трупа, соотношение его, автомобиля и проезжей части дороги; следы, похожие на кровь, предметы, принадлежащие погибшему (очки, сумки и т.п.), расстояние и положение их по отношению к трупу.

Осторожно осматривают одежду, чтобы не уничтожить следы наслоения. Осмотр самого трупа проводится по общим правилам.

Судебно-медицинская экспертиза определяет морфологические особенности повреждений в зависимости от вида транспортной травмы, механизма ее возникновения путем детального исследования. С этой целью применяются специальные методики по вскрытию грудной клетки, таза, позвоночника (глубокие продольные разрезы мышц спины, ягодиц и др.); измеряется расстояние от повреждения до подошвенной поверхности стопы, определяется состояние органа слуха и зрения, количественное содержание алкоголя в крови, моче, групповая принадлежность крови погибшего; составляются схемы локализации повреждений. Наиболее важные вещественные доказательства (повреждения кожи, костей) сохраняются после соответствующей их обработки.

 

Мотоциклетная травма

При мотоциклетной травме одновременно пострадавшими могут быть пешеходы, водители и пассажиры. Повреждения разделяются на специфические, причиняемые действием частей мотоцикла и неспецифические, возникающие от ударов, падения и сотрясения.

У пешеходов в результате ударов движущимся мотоциклом образуются повреждения в виде ссадин, кровоподтеков, закрытых или открытых переломов костей нижних конечностей, возникающие от ударов колесом, его крылом, подножкой, коляской. От удара концом рулевого управления повреждения могут локализоваться в области живота или таза с повреждениями органов живота, малого таза, костей таза. При падении на грунт могут возникнуть переломы свода и основания черепа, ушибы мозга, иногда переломы костей верхних конечностей, ребер и ссадины от скольжения.

При столкновении мотоцикла с движущимся транспортом или неподвижным предметом возникают контактные повреждения в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран; образуются переломы костей свода и основания черепа, позвоночника, таза, конечностей, закрытые повреждения внутренних органов. К наиболее постоянным признакам мотоциклетной травмы можно отнести рваные раны промежности и переднебоковых поверхностей нижних конечностей. Они возникают у водителя в момент удара и скольжения этих частей тела о бензобак и руль мотоцикла. При всех видах мотоциклетной травмы преобладают повреждения, возникающие от удара и сотрясения тела. При мотоциклетной травме могут наблюдаться специфические для водителей повреждения: следы – отпечатки от деталей рулевого управления и ссадины, поверхностные разрывы кожи на поверхностях 1 и 2 пальцев кистей (от удара и трения о рычаги руля).

Осмотр места происшествия имеет, практически, те же особенности, что и при автомобильной травме.

 

Тракторная травма

Различают травму, причиненную гусеничными и колесными тракторами. Повреждения, причиняемые колесными тракторами, нередко напоминают автомобильную травму. Травма гусеничными тракторами, напротив, отличается значительным своеобразием. Относительно невысокая скорость движения трактора, большая масса и наличие гусеничного хода обусловливают особенности наблюдающихся повреждений.

Специфические повреждения возникают при переезде трактора через тело человека. На коже образуются ссадины, кровоподтеки и раны, отображающие форму траков гусениц в виде полос или прямоугольников, расположенных параллельно и на одинаковом расстоянии; они соответствуют шпорам гусениц, что может отражать их индивидуальные особенности. Могут наблюдаться и обширные полосовидные ссадины от скольжения шпоры гусеницы по телу. В момент значительного сдавления тела при переезде колесным трактором возникают обширные грубые разрушения костей скелета и внутренних органов.

 

Железнодорожная травма

Основной задачей при судебно – медицинской экспертизе железнодорожной травмы является выяснение механизма образования повреждений, а также установление их прижизненного или посмертного происхождения.

Различают повреждения, возникающие при перекатывании колеса железнодорожного транспорта через тело, и повреждения, образующиеся при ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием на полотно железной дороги. К разновидностям железнодорожной травмы относят сдавление тела между буферами вагонов, падение с движущегося состава и повреждения внутри вагонов.

Типичные повреждения для железнодорожной травмы образуются при перекатывании через тело колес рельсового транспорта. При этом возникает ряд специфических повреждений. К ним относят полосы давления и обтирания.

Полоса давления – отпечаток давящей поверхности обода колеса на коже. След давления на коже имеет вид полосы пергаментной плотности шириной до 8-12 см. Такого же характера полоса образуется и от головки рельса шириной 6-7 см. В первые 12 часов после травмы цвет полосы розово – фиолетовый, затем буро – коричневый, она подсыхает. Полоса давления имеет четкие границы. В подлежащих тканях обнаруживают очаговые, слабо выраженные кровоизлияния. При перекатывании колеса через область грудной клетки или живота возникают разрывы кожи, имеющие круглую или овальную форму.

Полоса обтирания – осаднение надкожицы (перидермы) по краям полосы давления. Она образуется при трении боковой поверхности колеса о кожу в момент его перекатывания через тело. Ширина ее от 2 до 15 см, по своему виду она напоминает полосу давления. На ней нарушенный слой эпидермиса в виде мелких лоскутов заворачивается в сторону, противоположную вращению колеса, что в ряде случаев позволяет решить вопрос о положении тела на рельсах. В подкожной жировой клетчатке и в подлежащих мышцах наблюдаются обширные кровоизлияния. Вследствие перекатывания колес через тело могут произойти отделения, расчленение частей тела. По краю расчленения, на поверхности подвергшейся действию колеса, на коже образуются характерные крупнозубчатые углообразные лоскутки, обращенные их вершинами в сторону направления движения колеса. На шее линия отделения на коже со стороны рельса довольно ровная, со стороны колес – волнистая. Перекатывание колеса через туловище сопровождается грубым разрушением и перемещением внутренних органов грудной и брюшной полостей. При переезде через конечности возникают спиралевидные и продольные лампасовидные разрывы кожи большой протяженности и раздробленные переломы длинных трубчатых костей. Плоскость излома с наружной стороны колес крупнозубчатая, поперечно ориентированная, а внутренняя сторона – имеет косое направление.

Типичными повреждениями, не связанными с перекатыванием колес через тело человека, являются следы волочения, протаскивания. Возникают они, когда тело человека попадает на рельсы впереди локомотива и волочится впереди движущегося железнодорожного состава. При волочении образуются множественные ссадины и царапины на различных участках тела, а также ушибленно-рваные, лоскутные и скальпированные раны. Образуются они от ударов о грани шпал, металлические стержни, скрепляющие рельсы и шпалы. Возникают и множественные разрывы одежды, имеющейся на теле. В редких случаях могут произойти отрывы конечностей.

При сдавлении тела между частями вагонов и неподвижными предметами возникают множественные переломы костей, размятие и размозжение внутренних органов при относительной целости мягких покровов, особенно тогда, когда они были покрыты одеждой. Это может иметь место при сдавлении тела пострадавшего между двумя вагонами или между платформой и движущимся составом, чаще электропоездом.

При железнодорожной травме нередко возникают повреждения, которые не имеют специфических и характерных для нее признаков и которые свойственны механическим повреждениям от тупых твердых предметов вообще. Морфологически они выражаются в ссадинах, кровоподтеках, ушибленных, рвано-ушибленных ранах, переломах костей, признаках сотрясения тела. Такие повреждения могут возникать при ударах выступающими частями движущегося железнодорожного транспорта и отбрасывании тела с последующим ударом о грунт, при падении с подножек и крыши вагонов; при ударах о путевые сооружения; при травме внутри вагонов во время крушения поезда или резком торможении. В подобных случаях для диагностики железнодорожной травмы могут иметь значение данные осмотра трупа на месте его обнаружения и другие материалы дела.

Осмотр трупа на месте его обнаружения при железнодорожной травме имеет свои особенности. Осматривается не только труп и обстановка,
его окружающая, но и полотно железной дороги, насыпь на значительном расстоянии в обе стороны (для обнаружения следов крови, частей поврежденного тела, обрывков одежды и др.). Необходимо описать положение трупа, его частей по отношению к рельсам, другим сооружениям. Если представляется возможным - осмотреть локомотив или поезд. Следует искать следы крови, частицы тканей тела, волосы, обрывки одежды на частях железнодорожного транспорта и других местах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...