Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Притча «хрупкие подарки». Табу для вожатого. Что должен знать вожатый о своих воспитанниках. Диагностика личности ребенка в детском  оздоровительном лагере




Притча «Хрупкие подарки»

Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое- то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.                                                                                                      Однажды родители не выдержали и пришли к нему:                                        — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра.                                        Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.                                 — Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Табу для вожатого

· Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других;

· Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей;

· Не навязывать детям свою волю, не командовать, не слушать только себя;

· Не держаться изолированно от детей;

· Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения детей;

· Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег;

· Не быть безразличным к недисциплинированности детей;

· Не заниматься своими личными делами в рабочее время;

· Не всегда искать виновного;

· Не приказывать, а просить;

· Не читать нотаций: вспомни, помогло ли это тебе;

· Не позволять равнодушного отношения к детям;

· Не потакать ленивым;

· Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы;

· Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей;

· Не срывать свое плохое настроение на детях;

· На пляже не загорать, а смотреть за детьми;

· Не унижать детей и не смеяться над ними;

· Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять;

· Нельзя быть скучным, хмурым, надутым, равнодушным, высокомерным.

 

Глава 2

   

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОЖАТЫЙ О СВОИХ ВОСПИТАННИКАХ

 

Диагностика личности ребенка в детском  оздоровительном лагере

Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может прогнозировать его дальнейшее развитие, установить какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качестваследует стимулировать, а какие – устранить.

Как изучать детей в условиях детского лагеря? В связи со спецификой детского лагеря (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др. ) рассмотрим некоторыенаправления в изучении ребенка, которые реально использовать в таких условиях.

1. Первичная диагностика (источником информации служат родители  или лица их заменяющие) проводится вожатым на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства вожатого с детьми.

2. Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.

3. Первичное анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); какой раз в лагере; о чем мечтает и другие.

4. Выявление лидеров. Помочь выявить лидеров может игра «Постройте ромб, квадрат…». Вожатый предлагает ребятам взяться за руки, и (сам стоит в сторонке, наблюдает), просит изобразить круг, ромб, квадрат. Наблюдения за действиями организаторов построений укажут на лидеров. Выбирая лидера, обратите внимание на детей испытывающих сложности адаптации, склонных к временным депрессиям. Если вожатый сможет помочь таким детям, то в результате можно получить отличных лидеров, на которых можно положиться.

5. Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находитсявдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

6. Изучение развития ребенка. Для детей младшеговозраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий; ролей, которые он приписывает своим героям; предметы, которые он приписывает своим героям; предметы которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать вожатым о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания.

Тест «Несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка.

В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включить вопросы типа:

· если бы я был руководителем отряда, то…

· чтобы в лагере было интересно, нужно…

· если бы я был..., то...

7. Изучение настроения ребенка после проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отраде и динамику этого состояния.

Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:

· красный — восторженное настроение;

· оранжевый — радостное;

· желтый — спокойное;

· зеленый — уравновешенное;

· синий — грустное;

· фиолетовый — тревожное;

· черный — уныние.

Цветопись — это материал к размышлению, осмыслению. Очень

важно учесть, что долгое пребывание ребёнка в красном цвете свидетельствует о перевозбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти цвета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...