Притча «хрупкие подарки». Табу для вожатого. Что должен знать вожатый о своих воспитанниках. Диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере
Притча «Хрупкие подарки» Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое- то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней? Табу для вожатого · Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других; · Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей; · Не навязывать детям свою волю, не командовать, не слушать только себя; · Не держаться изолированно от детей; · Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения детей; · Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег; · Не быть безразличным к недисциплинированности детей; · Не заниматься своими личными делами в рабочее время; · Не всегда искать виновного;
· Не приказывать, а просить; · Не читать нотаций: вспомни, помогло ли это тебе; · Не позволять равнодушного отношения к детям; · Не потакать ленивым; · Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы; · Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей; · Не срывать свое плохое настроение на детях; · На пляже не загорать, а смотреть за детьми; · Не унижать детей и не смеяться над ними; · Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять; · Нельзя быть скучным, хмурым, надутым, равнодушным, высокомерным.
Глава 2
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОЖАТЫЙ О СВОИХ ВОСПИТАННИКАХ
Диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может прогнозировать его дальнейшее развитие, установить какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качестваследует стимулировать, а какие – устранить. Как изучать детей в условиях детского лагеря? В связи со спецификой детского лагеря (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др. ) рассмотрим некоторыенаправления в изучении ребенка, которые реально использовать в таких условиях. 1. Первичная диагностика (источником информации служат родители или лица их заменяющие) проводится вожатым на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства вожатого с детьми. 2. Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями. 3. Первичное анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); какой раз в лагере; о чем мечтает и другие.
4. Выявление лидеров. Помочь выявить лидеров может игра «Постройте ромб, квадрат…». Вожатый предлагает ребятам взяться за руки, и (сам стоит в сторонке, наблюдает), просит изобразить круг, ромб, квадрат. Наблюдения за действиями организаторов построений укажут на лидеров. Выбирая лидера, обратите внимание на детей испытывающих сложности адаптации, склонных к временным депрессиям. Если вожатый сможет помочь таким детям, то в результате можно получить отличных лидеров, на которых можно положиться. 5. Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находитсявдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого. 6. Изучение развития ребенка. Для детей младшеговозраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий; ролей, которые он приписывает своим героям; предметы, которые он приписывает своим героям; предметы которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать вожатым о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Тест «Несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка. В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включить вопросы типа: · если бы я был руководителем отряда, то… · чтобы в лагере было интересно, нужно… · если бы я был..., то... 7. Изучение настроения ребенка после проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отраде и динамику этого состояния.
Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера: · красный — восторженное настроение; · оранжевый — радостное; · желтый — спокойное; · зеленый — уравновешенное; · синий — грустное; · фиолетовый — тревожное; · черный — уныние. Цветопись — это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребёнка в красном цвете свидетельствует о перевозбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт. Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти цвета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|