Общественно-политическая мысль в России
Политическая мысль России имела своеобразие в сравнение с политической мыслью западноевропейской и североамериканской общественно-политической традицией. Основные усилия российских политических мыслителей сконцентрированы на определении сущности государства и поиски оптимальных для России форм политического устройства. Основные этапы развития политической мысли России совпадают с основными этапами в становлении и развитии русской государственности. Зарождение русской политической мысли происходит в X-XI вв. в связи с решением задач единения русских земель, становления и укрепления русской государственности. Решающее влияние на этот процесс оказало принятие христианства в 988 г. Вместе с христианским учением в Древнюю Русь из Византии начали проникать новые политические понятия, с помощью которых осмысливались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических размышлений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти, отношение между светской и духовной властью и т.д. Данная проблематика получила свое отражение в древнерусской литературе: «Слово о законе и благодати» - киевского митрополита Иллариона (1049 г.), «Поучение Владимира Мономаха» (1125 г.), «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Ко второй половине XVII века происходит слияние русских земель и постепенное преобразование сословно-представительской монархии в абсолютную. Ведущее место в политических трактатах занимает обновление верховенства царской власти. В.И. Татищев считает, что демократия осуществима только в не большой стране, где могут собраться «все домохозяева». Те же страны, которые занимают обширные территории и имеют слабо просвещенное население, могут правиться не иначе, как самовластьем, поэтому для России как великого государства, по убеждению В.Татищева, наиболее приемлемой формой правления является «просвещенная монархия».
И.Г. Посошков в целях увеличения общественного богатства России ратовал за тотальную государственную регламентацию общественной жизни. Он предлагал определять царскими указами порядок организации производства, ведения торговых дел, цены на товары и стоимость самих земель, предлагал провести реформу суда с тем, чтобы сделать его доступным всем сословиям. Со второй половины XVIII века в недрах феодально-крепостнической системы стал развиваться капиталистический хозяйственный уклад. Одновременно в политической мысли начинает формироваться оппозиционная строю идеология просветительства. Ее существенными чертами являются: требования отмены крепостного права, ликвидация всех его порождений в экономической, социальной и политических областях; активная защита просвещения, самоуправления, свободы и европейских форм жизни. Наиболее ярким представителем в России того периода был А.Н. Радищев (1749-1802 гг.). В главном его сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву» показаны экономическая, социальная пагубность крепостного права, а также губительная роль самодержавия. Содержащийся в книге призыв к крестьянскому восстанию против крепостничества и самодержавия послужил началом формирования идеологии русского революционного радикализма. В XIX веке в России, продолжалось развитие капиталистических отношений. В период войн с Наполеоном произошло более тесное знакомство с общественно-политическим устройством и идеями Западной Европы. Представителем умеренного либерализма был М.М. Сперанский (1772-1839 гг.) Он – первый в России теоретик правового государства. Сперанский стремился приспособить к самодержавной форме правления теорию разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти выступают у него как проявление единой «державной воли».
Значительным событием в развитии политической мысли России первой половины XIX века стало опубликование «Философских писем» П.Я. Чаадаева, в них содержится крайне критическая оценка истории и современному ему состояния российского общества и определение места, и роли России во всемирной истории. Россия, по мнению Чаадаева, «не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, у нее нет традиций ни того, ни другого». В качестве одной из главных причин отсталости России в сравнении со странами Запада, он называет принятие христианства в византийской (православной) форме. Это способствовало изоляции России от стран Запада, где господствовал католицизм. Идеи П. Чаадаева обострили важный спор российской интеллигенции о путях развития России, о ее призвании и исторической судьбе: следует ли России принимать законодательные ценности и формы общественной жизни или же она должна идти своим самостоятельным путем. Решая эту проблему в 30-60-х годах XIX века, в общественно-политической мысли России сложились два течения: западников и славянофилов. Одним из крупнейших теоретиков западничества был Б.Н. Чичерин, он выступал с требованием построения в России правового государства. Главной задачей, целью и условием правового государства он считал охрану гражданских и политических свобод своих граждан. Оптимальной для России формой государства он считал конституционную монархию, где монарх – воплощение власти, дворянство – закона, а представители народа – начало свободы. Конституционная монархия как эффективное средство разделения властей между разными сословиями защищает общество от политической нестабильности. В отличие от западников, славянофилы (К.Е. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, К.Н. Леонтьев) акцентировали внимание на самобытность исторического развития России. При обсуждении проблем государственного устройства России славянофилы исходили из необходимости сохранения самодержавия, силу которого они видели в верности народным началом – православию и народности. Славянофилы выступали за отмену крепостничества через освобождение крестьян с наделами, посредством выкупа, за развитие национальной промышленности, за свободу слова и гласный суд. К.М. Леонтьев писал: «Можно почти верно предсказать, что Россия может погубить только двояким путем – или с Востока от меча пробужденных китайцев, или путем добровольного слияния с общеевропейской республиканской федерацией».
Революционно-демократическая идеология, заложенная декабристами в середине XIX века, развивается петрашевцами А.И. Герценым, Н.Г. Чернышевским, которые считали, что вооруженное восстание является единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику с верховной властью народа». Так, Герцен писал, что «человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции – работник». Традиции революционно-демократической идеологии 40-60-х годов, в 70-80-е годы предложили народники. Социально-политическую теорию на довольно высоком уровне развивали в определенной степени и примыкавшие к народникам, представители русского анархизма М.А. Бакунин. В его работах обосновывается теория «активности», а не безвластия. Он выступал за построение самоуправляющегося, без государственного анархического общества – анархического социализма. Видная роль в российской политической науке принадлежит Н.А. Бердяеву (1874-1948 гг.). Бердяев сформулировал определенные принципы элитарной демократии. Истинная демократия, по его мнению, это, прежде всего, власть над собой, «самодисциплина и самовоспитание личности». Он выявил признаки тоталитаризма: 1) претензии частного (идеи, науки, класса, личности) на всеобщность; 2) всепоглощающие структуры властвования; 3) массовидность системы; 4) машина, разрушающая духовность личности. Критерием всех политических систем, по мнению Н.А. Бердяева является то, создают или препятствуют они реализации человеческой свободы, свободы личности.
Особое место в политической мысли России конца XIX-XX века занимает марксизм и ленинизм. Сторонники ленинизма утверждали, что должна произойти мировая революция, на основе которой совершится переход от капитализма к социализму, и коммунизму. Идея В. Ленина состояла в том, что такая революция должна произойти в первую очередь в слаборазвитых странах, в том числе в российском государстве. Ленин называет государство - диктатурой пролетариата, «государством нового типа». В политическом наследии Ленина значительное место принадлежит также учению о политической партии. Однако и в этом учении преобладает принцип классового подхода. В.И. Ленин, без сомнения, был крупный политический деятель. Его теоретическая и практическая деятельность оказала огромное влияние на развитие нашей страны и других стран мира. Но вместе с тем, следует признать, что выдвинутые им принципы демократического централизма как основы социалистического государства, всевластие советов, руководящей роли Коммунистической партии в государстве и других сферах общественной жизни заложили основы тоталитаризма в СССР.
Лекция 3 «Политическая элита как субъект политического процесса» 1) Понятие политической элиты и ее структура 2) Причины возникновения и функции политических элит 3) Основные теории политических элит 4) Политическая элита современного российского общества Литература: 1. Политология: Учебное пособие для вузов/ А.А. Радугин, М.: Центр, 2001.- С. 220-240 2. Ашин Г.Г. Правящая элита общества// Свободная мысль. – 1998. - № 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|