Процедуры избирательного процесса
Избирательные процедуры регулируют и регламентируют весь ход избирательного процесса. Избирательные процедуры: 1) назначение выборов; 2) создание выборных органов, ответственных за их проведение; 3) организацию избирательных округов, районов, участков; 4) регистрацию избирателей; 5) регистрацию кандидатов в депутаты; 6) агитационно-пропагандистскую компанию; 7) процесс голосования и 8) подведение итогов голосования. Избирательные комиссии – это один из ключевых институтов избирательного процесса. Важно формирование независимых, беспристрастных и компетентных избирательных комиссий. Функции избирательных комиссий: 1) толкование избирательного закона; 2) определение правил и процедур проведения выборов; 3) организация избирательных участков; 4) проверка подписей в поддержку выдвинутых кандидатов; 5) регистрация избирателей и кандидатов; 6) подготовка предвыборных материалов; 7) подбор аппарата, необходимого для проведения выборов; 8) общий контроль за проведением выборов; 9) подсчет результатов выборов и объявление их итогов. Институт регистрации избирателей и институт регистрации претендентов на депутатские мандаты. Первый шаг – выдвижение кандидатов, сбор подписей и их регистрация. Второй шаг – агитационно-пропагандистская компания Условия ее проведения: - примерное равенство; - нейтралитет государственных органов; - лояльность кандидатов по отношению друг к другу, недопущение оскорбления, фальсификации данных; Третий шаг – создание штаба по обеспечению победы на выборах, в него входят специалисты: по изучению соперников, анализу положения в округах, связи со СМИ, отысканию источников финансирования, имиджмейкеры. Кандидаты должны подчиняться решениям своего штаба.
Задачи штаба: - четко акцентированного внимания на партийной принадлежности кандидатов; - проводить кампанию, ориентированную на известные личности; - пропаганда программы кандидата; - распространение негативной информации о своих соперниках. Большое значение имеют средства массовой информации, около 2/3 из бюджета предвыборной компании расходуются на рекламу по телевидению и радио. Определенное значение имеют личные встречи с избирателями, листовки, прямые почтовые отправления, плакаты и т.д. Агитационная компания, как правило, заканчивается за сутки до голосования. Для этого существует институт наблюдателей. Они состоят из числа представителей кандидатов, международных организаций. Чтобы избежать фальсификации результатов выборов, в законодательстве существует правило, что между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки. Итоги выборов объявляются в уставленный законодательством срок. В целом соблюдении всех принципов и норм избирательного процесса обеспечивает адекватное выражение политической воли народа.
Лекция 6 «Политический режим» 1. Понятие «Политический режим» 2. Демократический режим 3. Тоталитарный режим 4. Авторитарный режим 5. Политический режим в России
Литература: 1. Политология: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.А. Радугина – М: Центр, 2001 – 336 с. (с. 158-175) 2. Аренд Х. Истоки тоталитаризма – М., 1996 3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993 4. Цыганков А.П. Современные политические режимы. Структура, типология, динамика. – М., 1995
Понятие «Политический режим» Политический режим (дословный перевод с лат. regimen) как порядок управления. В политологии термин «политический режим» чаще всего используется, как совокупность средств и методов осуществления политической власти той или иной правящей элиты.
В научных исследованиях сложилось два направления, которые связаны с истолкованием самой природы политологии. Первое – юридическое правовое истолкование. На этой основе под политическим режимом понимается система конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение их на практике. Второе – социологическое направление делает акцент на взаимоотношение власти, общества и граждан. С этой точки зрения политический режим – это особый социальный механизм и способ управления обществом, соединяющий с одной стороны, базовые модели формирования органов власти и способы принятия политических решений, с другой стороны – способы участия различных политических субъектов: правящей элиты, лидеров партий, групп интересов, отдельных граждан. С этой позиции политический режим включает в себя следующие параметры: 1) степень политического участия народа и его включенность в процесс принятия государственных решений, отражающий меру социального представительства; 2) характер функционального отношения институтов власти к фундаментальным правом и свободам человека; 3) уровень возможного свободного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти; 4) соответствие мероприятий административных органов государства правовым основам, проявляющейся в соблюдении конституционных норм и других законов страны; 5) наличие и статус государственной идеологии, отношение к оппозиционным идейным течениям, свобода деятельности средств массовой информации; 6) методы государственного управления, доля убеждения, силового принуждения и открытого насилия при поддержании стабильности политической системы.
Демократический режим. Демократический режим (власть народа) листом рождения демократии является город – государство Афины, V век до н.э. Центральным политическим институтом в Афинах было собрание, привлекавшее обычно 5-6 тыс. участников и открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы – исключались). Собрание – большим количествам голосов могло решать любые проблемы безо всяких правовых ограничений. Суды проводились присяжными в составе 501 гражданина, решали, виновен человек или нет.
Лидеры Собрания не избирались, а тянули жребий, так что любой гражданин способен занимать государственную должность. Афинская демократия имела и внутренние слабые стороны, за что ее критиковали Платон и Аристотель, называя ее худшей формой правления. Недостатки: 1. низший уровень культуры граждан, что позволяло правителям манипулировать людьми. 2. вследствие этого режим демократии существовал недолго и перешел в охлократию (власть толпы), а это затем порождало тиранию. Новый этап в понимании демократии сложилось в Новое время под влиянием идеологов буржуазных демократических режимов в странах Западной Европы и США. Основополагающий принцип демократического правления – участие граждан при формировании органов власти, осуществление власти, принятии и реализации властных решений. В этот период сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии (Ж.Ж. Руссо) – прямое правления народа, через собрания, издание законов. Теория представительной демократии – через избрание представителей в органы власти, принцип ответственного и компетентного правления. Исходя, из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств выделяют принципы демократического режима: 1) признание народа источником власти, сувереном государстве (власть принадлежит: учредительная, конституционная, путем народных инициатив и референдумов) – Ирландия – голосование за расширение Евросоюза на восток (октябрь 2002 г.). 2) участие граждан при формировании органов власти, принятие политических решений и осуществление контроля за органами власти. В современных демократических странах принцип их представительства: 1. приоритет прав и свобод человека и гражданин6а над правами государства; 2. граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Действует принцип «все, что не запрещено - разрешено»;
3. политическое равенство всех граждан. Участие в выборах, возможность быть выбранным (если нет ограничений со стороны суда); 4. свободное волеизъявление народа на выборах, выборность органов государственной власти (имеют право отзыва своих представителей); 5. верховенство закона во всех сферах жизни общества, праву принадлежит приоритет над государством; 6. четкое разделение властей на законодательную, исполнительную пи судебную. Судебная власть имеет полномочия отменить как решение законодательной, так и исполнительной власти; 7. развитие гражданского самоуправления, организация гражданских и общественных институтов (повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольных государству; 8. политический плюрализм, многопартийность. В соответствии с результатами выборов политической партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии; 9. политический плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом; 10.свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящих режимов, господствующей идеологии (Билл Клинтон); 11.полиция, спецслужбы и армия – важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются законом; 12.власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении (поиск компромисса и консенсуса) исключается применение насилия и террора;
Тоталитарный режим. Тоталитарный режим (противоположность демократическому режиму, totalis – ценный, полный – с лат. языка). Тоталитаризм – это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающиеся преимущественно силовыми средствами вооруженного насилия. Диктатура – режим правления одного лица или группы во главе с лидером без контроля со стороны управляемых. Диктатура возникла в Риме (I-V вв. до н.э.) диктатором - именовалось должностное лицо (магистрат), назначаемый на срок не более 6 месяцев для организации защиты или подавления мятежа. Особенно ярким диктатором является Юлий Цезарь. Тоталитаризм, возник в XX веке. Социальной базой тоталитаризма являются маргинальные социальные группы: люмпен – пролетариат; люмпен - интеллигенция; люмпен - крестьянство. Для этих групп характерны: социальная аморфность, дезорганизованность, ненависть к другим слоям общества.
Исследователи различают два типа тоталитарных режимов: 1. Правый тоталитарный режим, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий – фашистские режимы Гитлера, Муссолини. 2. Левый тоталитарный режим, в основе которого лежит классовый (социальный) критерий – сталинизм в СССР, мао-цзедунизм в Китае, КНДР- Ким Ир Сен и др. Характерные признаки тоталитарного режима: 1. Верховенство государства, носящее тотальный характер. 2. Сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партий от участия в формировании и деятельности государственных органов (культ вождя, наделение его сверхъестественными качествами). 3. Монополия на власть единственной массовой политической партии, сращивание партийного и государственного препарата. 4. Ликвидируется принцип разделения властей, они обслуживают власть диктатуры. 5. Подрыв, разрушение институтов и организаций гражданского общества, которые защищают интересы граждан и стоят между государством и индивидом. 6. Государство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути (ритуалы, церемонии – превращение в своего рода религию). 7. Централизованная система контроля и управления экономикой. 8. Полное бесправие человека. Законы защищают интересы правящей элиты. Ограничение свободы права занятия государственных должностей, свобода передвижения, выбора места жительства, выбора профессии и т.д. 9. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и избирательной деятельностью. Запрещено критиковать власть, идеологию, режим. 10.Полиция и спецслужбы, наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий, использование и армии. 11.Подавление любой оппозиции и посредством систематического и массового террора, в основе которого положено как физическое, так и духовное насилие. 12.Подавление личности, превращение его в безликий тип с особым психологическим складом, ментальностью, поведением (стандартизация, унификация, однообразие, единомыслие). Авторитарный режим. Авторитарный режим, занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимом. Авторитаризму присущи следующие признаки. 1. Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. 2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Принцип – «все, что не разрешено – запрещено». 3. Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или одного органа государства. 4. Отсутствие четкого разделения властей. 5. Допускается политический плюрализм. 6. Формирование органов власти, а также циркуляция правящих элит осуществляется не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а волевым введением их в руководящие структуры. 7. В обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения. 8. Признается относительная автономия от государства – экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной сфер жизнедеятельности общества. 9. Существует цензура над издательской деятельностью и средствами массовой информации, однако разрешено критиковать некоторые недостатки государственной политики и политических лидеров. 10.Отношение государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении, однако без применения насилия. 11.Полиция и спецслужбы, ориентированы на выполнение функций охраны правопорядка, однако могут быть использованы и в качестве карательных органов при подавлении общественных сил выступающих против власти. Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношение государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия. Существует несколько типов авторитарных режимов: традиционные и современные. 1) Традиционные – основанные на различных культах, родоплеменных, феодальных отношениях, слабо развиты рыночные отношения, сильны религия и общинные связи (Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты, Катар. Марокко, Непал). 2) Современные – основаны на развивающихся рыночных отношениях, в этих странах наблюдаются перманентное обострение социальных, национально-этических, религиозных противоречий и развитие на этой основе многочисленных конфликтов. В Латинской Америке преобладают авторитарные режимы: 1) олигархического типа. Особую разновидность представляют военные режимы: а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (режим И. Амина в Уганде): б) военные режим, проводящие структурные реформы (А. Пиночета в Чили); в) однопартийные режимы, существовавшие (в Египте при и Г.А. Насере, в Перу при Х. Пероне и т.д.). Еще одной разновидности авторитарных режимов теократический режимы, при которых политическая власть в руках духовных лиц (режим А. Аятолы Хомейни в Иране).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|