Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство современного государства.




Строение государства традиционно характеризуется через: формы правления и формы территориального (государственного) устройства.

Монархия – источник власти одно лицо и получает его по наследству. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены Конституцией (Иордания, Кувейт, Марокко); парламентская монархия – правительство в них формируется парламентским большинством (Великобритания, Швеция, Дания, Испания).

Парламентская республика – источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. Разновидности республики: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская). В истории были: рабовладельческие, аристократические, советские республика.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы; утверждает бюджет государства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведения досрочных выборов; критикует правительственную политику. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Руководитель правительства (премьер – министр, канцлер – политический лидер). Президент фактически занимает в ней более скромное место (его выбирает парламент).

Президентская республика – ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент избирается народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ними, а не перед парламентом (США). В такой республике существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент – он досрочно отстраняется от власти. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов, взаимозависимости. Президент обладает правом вето на решения парламента. Президент и парламент вынуждены сотрудничать, даже если они контролируются различными партиями. Данная форма государства не получила распространение в Западной Европе, а только в странах с длительными авторитарными традициями (Латинская Америка, Азия, Африка и территория бывшего СССР) иногда эта форма правления перерождается в «суперпрезидентскую республику», когда он выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, и даже пожизненными полномочиями (Заир, Малави и др.).

Полупрезидентская республика – сильная президентская власть сочетания с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта – двойственная и ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом (Франция, Польша, Болгария и др.). В них президент и парламент избирается независимо друг от друга. Президент не обладает правом законодательной инициативы, таким правом пользуется премьер-министр, несущий ответственность за деятельность правительства. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет сторону на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Парламент не может сместить президента, который вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов.

Референдум – механизм правления, он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. В разных странах имеются расхождения в области инициирования референдума. В одних государствах (Великобритания, Швеция, Норвегия и др.) инициаторы его проведения лишь парламент и правительство, во Франции – президент; в Италии, Австрии, Швейцарии – непосредственно, народ. Референдум может применять или отменять законы или конституционные поправки. Референты могут проводиться на региональном уровне.

Территориальное устройство государства – имеет две формы: унитарную и федеративную.

Унитарное государство – представляет собой единую, однородную политическую организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Оно имеет единую конституцию и гражданство, общие судебные органы. Унитарные государства бывают централизованными (Италия, Испания, Франция). Централизованные государства могут предоставлять широкую самостоятельность (самоуправление) местным и низовым органам управления, но они ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже имеют свой парламент, правительство, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, образования, коммунального хозяйства, здравоохранения и т.д. Однако в отличии от субъектов федерации в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель).

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей. Конфедерация существовала в США (1776-1787), Германии (1815-1867), эта форма государства нестабильна, обычно она переходит в федерацию, либо распадается. Попытка конфедерации (СНГ) – содружество Независимых Государств, Евросоюз.

Таким образом, Россия – президентская республика и федерация.

 

Лекция 9

«Политические конфликты, как разновидность политических отношений»

1) Понятие и динамика развития политических конфликтов.

2) Типология политических конфликтов.

3) Функции политических конфликтов, способы и методы их регулирования.

 

Литература:

1. Аршба О.А. Экономический конфликт: сущность и технология управления. – М., 1996.

2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликта. – М., 1993.

3. Политология: Учебное пособие для вузов / под ред. А.А. Радугин. – М., 2001.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...