Гражданское общество в России.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 С учетом прошедшей эволюции современное гражданское общество имеет следующую структуру: 1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей, семья, кооперация, общественные, профессиональные, творческие организации. 2. Совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы. 3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти. Гражданское общество – это негосударственная сфера общественной жизни, совокупность межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и самореализации индивидов и коллективов. Основная функция гражданского общества – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках реализации этой функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций: 1. На основе законности оно обеспечивает защиту частичных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур. 2. На базе ассоциации гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления. 3. Гражданское общество защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочнению демократических органов государства, всей его политической системы.
4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и победы человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах. 5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечивать социализацию и воспитание граждан. 6. Гражданское общество выполняет также коммуникационные функции (информационную). 7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. 8. Обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенностям, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т.д.) – различные общественные фонды. Первоначальные задатки гражданского общества в России начали закладываться во второй половине XIX века в результате отмена крепостного права в 1861 году, а также реформ местного самоуправления и судебной системы, проходивших в период правления Александра II. Значительным началом на пути формирования гражданским обществом в России явилось образование относительно самостоятельных от государства, выборных органов местного самоуправления. В нашей стране только начинает формироваться современное гражданское общество. Создана российская общественная палата, работают региональные общественные палаты, которые выражают интересы различных общественных организаций и обьединений по актуальным, острым вопросам жизнедеятельности нашего общества. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Самостоятельная работа, особенно для студентов, обучающихся по заочной форме, является основным способом освоения ими изучаемых дисциплин. Это обусловлено, прежде всего, незначительным количеством учебного времени, отводимого учебным планом на аудиторные занятия, особой прочностью знаний, приобретаемых именно в ходе самостоятельной работы с книгой, развития у обучаемых в ходе такой работы - умения самостоятельно добывать необходимые для успешной профессиональной деятельности знания. Кроме того, самостоятельная работа с учебной и научной литературой воспитывает у студентов стремление к постоянному самосовершенствованию и потребность в нем, что особенно необходимо сегодня любому специалисту. Основным ориентиром при освоении учебной дисциплины являются ее программа, а также примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен. Ознакомление с программой курса дает возможность студенту уяснить его логику и структуру в целом, определить перечень литературы, необходимой для прочного усвоения заключенных в нем знаний. Перечень экзаменационных вопросов, выдаваемых студентам, позволяет сделать их самостоятельную подготовку более целенаправленной и продуктивной. Одним из условий успешного освоения предлагаемой дисциплины является систематичность занятий. Материал, накапливаемый в памяти постепенно, день за днем, неоднократно рассматриваемый с различных позиций, увязываемый с профессиональной или повседневной жизнью студента, обеспечивает формирование прочных знаний. Положительный эффект при подготовке к экзамену (зачету) дает составление кратких конспектов по наиболее сложным темам и вопросам. Ощутима помощь радио, телевидения и печати для тех студентов, которые повседневно интересуются «текущей» политикой. Студентам следует знать и учитывать при освоении курса те примерные критерии, которыми обычно руководствуется преподаватель на экзаменах при оценке их ответа: 1. Полнота, глубина и правильность освещения вопроса; 2. Логика и аргументированность изложения материала; З. Уметь использовать теорию в практической деятельности; 4. Демонстрировать полученные знания для анализа политических событий;
5. Культура речи. При «слабом» ответе преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы по всему курсу. Итоговые результаты экзамена оцениваются по пятибалльной шкале. Для более прочного закрепления знаний, полученных при изучении учебной и нормативной литературы, развития навыков применения полученных знаний в повседневных, профессиональных ситуациях ниже приводятся задания и тесты, которые студенты должны проработать в процессе самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу.
Задание 2. В различных источниках (энциклопедиях, справочниках, словарях) найдите толкование термина «политика». Выделите основные понятия, посредством которых они определяются.
Задание 3. Перечислите основные функции политики.
Задание 4. Дайте определение объекта и предмета политологии.
Задание 5. Перечислите основные методы политологии.
Задание 6.
Перечислите основные функции политологии.
Задание 7. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу?
Задание 8. Выделите особенности и характерные черты политической мысли на различных этапах ее развития.
Задание 9.
Определите господствующие идеи политической мысли в России в XIX веке.
Задание 10. В правой колонке таблицы против соответствующих социально-политических учений выпишите фамилии российских теоретиков и интерпретаторов из перечисленного ниже списка: Анненков П.В., Бакунин М.А.. Берлинский В.Г., Герцен А.И., Данилевский Н.Я., Карамзин Н.М., Ленин В.И., Мартов Ю.О., Огарев Н.П., Плеханов Г.В., Радищев А.Н., Соловьев В.С., Сталин И.В., Станкевич Н.В., Чернышевский Н.Г., Чичерин Б.Н.
Задание 11. Укажите, какие из перечисленных ниже понятий и определений соответствуют друг другу?
Задание 12. Заполните таблицу, расположив перечисленные политические режимы в соответствии с тремя типами легитимности:
1. Советский режим в 1917-1924 гг., 2. Демократическая администрация в США, 3. Власть Романовых в России в XIX в. 4. Режим Мао Цзе-дуна в Китае. 5. Правление лейбористов в Великобритании. 6. Режим Ф. Кастро на Кубе. Задание 13. Проанализируйте основные типы и черты тоталитарных политических режимов.
Задание 14. Проанализируйте режимы авторитаризма в сравнении с тоталитаризмом.
Задание 15. Проанализируйте демократические политические режимы в сравнении с тоталитаризмом.
Задание 16. Определите принадлежность режимов к одному из трех типов: 1. Режим Сухарто в Индонезии. 2. Сталинский режим в СССР. 3. Пятая республика во Франции. 4. Режим Ататюрка в Турции. 5. Национал-социалистический режим в Германии. 6. Правление лейбористов в Великобритании. 7. Режим Салазара в Португалии. 8. Веймарская республика в Германии. 9. Фашистский режим Муссолини в Италии.
Задание 17. Определите принадлежность современных государств к одной из двух форм правления, расположив их в предложенной таблице: 1. Япония. 2. Хорватия. 3. Греция. 4. Марокко. 5. Турция. 6. Дания. 7. Норвегия. 8. Польша. 9. Российская Федерация. 10. Великобритания. 11. Франция. 12. Словения. 13. Швеция. 14. Испания.
Задание 18. Заполните таблицу, определив принадлежность республиканского государства к одному из трех типов: 1. Федеративная республика Германия. 2. Республика Италия. 3. США. 4. Российская Федерация. 5. Республика Беларусь. 6. Республика Австрия. 7. Республика Польша. 8. Республика Португалия.
Задание 19.
Заполните таблицу, определяя принадлежность конкретных политических партий к одному из двух основных типов: Консервативная партия Великобритании. Республиканская партия в США, КПСС, Фашистская партия Муссолини, ЛДПР.
Задание 20. Заполните таблицу, используя следующий список понятий: Республика, монархия, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика, дуалистическая монархия, парламентская монархия, федерация, конфедерация, унитарное государство, абсолютная монархия, конституционная монархия.
Задание 21. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Заполните таблицу.
Задание 22. Проанализируйте «формы правления» и «формы государственного устройства».
Задание 23. Составьте таблицу, отражающую основы формирования гражданского общества на базе демократии и рыночной экономики.
Таблица «Основы формирования гражданского общества».
Задание 24. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу?
Задание 25. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу?
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЕТУ 1. Предмет изучения политической науки. 2. Место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук. 3. Методология и методы политических исследований. 4. Политические идеи античности и Средневековья. 5. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 6. Современные политические учения Запада. 7. Общественно-политическая мысль России. 8. Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества и его структура. 9. Характерные признаки и функции гражданского общества. 10.Гражданское общество в России. 11.Понятие "политической элиты" и ее структура. 12.Причины возникновения и функции политической элиты. 13.Основные научные теории политических элит. 14.Политическая элита современного российского общества. 15.Сущность государства. 16.Правовое социальное государство. 17.Устройство современного государства. 18.Понятие "политической системы". 19.Структура и функции политической системы. 20.Типы современных политических систем. 21.Политическая система в современной России. 22.Понятие и динамика развития политических конфликтов. 23.Типология политических конфликтов. 24.Функции политических конфликтов. 25.Способы и методы урегулирования политических конфликтов. 26.Политические партии. 27.Группы интересов. 28.Типы партий и партийных систем. 29.Зарождение и развитие многопартийной системы в России. 30.Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия. 31.Основные теории международной политики. 32.Современные тенденции развития международных отношений. 33.Международные организации, как субъекты международной политики. 34.Россия в системе международных отношений. 35.Калининградская область и Евросоюз: проблемы взаимодействия. 36.Понятие "политический режим*'. 37.Демографический режим. 38.Тоталитарный режим. 39.Авторитарный режим. 40.Политический режим в России. 41.Избирательная компания. 42.Основные типы избирательной системы. 43.Процедуры избирательного процесса. 44.Политическое лидерство. 45.Политические идеологии: понятие и функции. 46.Принципы организации и функционирования власти. 47.Человек и власть: права и свободы личности. 48.Личность как субъект и объект политики. 49.Теория власти. 50.Политическое сознание и поведение.
6. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Политология как наука. 2. Методы и функции политологии. Значение политологических знаний в подготовке кадров. 3. Личность как субъект политики. Политический лидер. 4. Политическая система общества: сущность и структура. 5. Понятие государства, его основные компоненты. Государство как основной политический институт. 6. Форма государственного правления. Республика, монархия: признаки и виды. 7. Власть как явление политической жизни общества. 8. Структура, формы и функции политической власти. 9. Избирательные системы современности. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. 10.Политический режим как явление политической жизни общества. Основные типы политических режимов. 11.Типология политических режимов. Характерные черты тоталитарного режима. 12.Раскройте сущность и характерные черты авторитарного режима. 13.Раскройте сущность и характерные черты демократического режима. 14.Правовое государство: сущность и особенности. 15.Государственное устройство. Унитарное, федеративное государство. Конфедерация. 16.Внутренние и внешние функции государства. 17.Политическая партия: сущность, функции, причины и условия возникновения. 18.Основные этапы становления и развитие политологических знаний в России и за рубежом. 19.Основные направления экономической политики Российского государства. Влияние экономики на безопасность государства. 20.Типология /классификация/ политических партий. 21.Партийные системы: сущность и разновидности. 22.Современные общественные и общественно-политические организации и движения: сущность, характер, особенности. 23.Сущность и основные слагаемые национальной безопасности. 24.Реализация концепции национальной безопасности России в современных условиях. 25.Политическая культура: сущность, структура и функции. Политическая культура студента, работника фирмы. 26.Типология политической культуры. Особенности политической культуры России. 27.Политическая социализация: сущность и содержание. Институты политической социализации. 28.Военная сила государства, ее сущность и составляющие. Формы использования государством военной силы. 29.Национальная политика. 30.Внешняя политика. 31.Международные отношения. 32.Калининградский регион: проблемы, решения. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Власть как политическая субстанция. 2. Структура и функции политики. 3. Либерализм и кейнсианство. 4. Политическая наука в России. 5. Науки о политике. 6. Гуманизм в политике. 7. Мораль и политика. Общее и специфическое. 8. Цели, методы и средства в политике. 9. Насилие и ненасилие в политике. 10.Особенности ненасильственной политики, ненасильственные действия. 11.Ненасильственные способы борьбы в правовом государстве. 12.Права человека во взаимоотношениях государства. 13.Права человека во взаимоотношениях государства, общества и личности. 14.Важнейшие права личности и проблема их реализации в мире. 15.Власть в обществе. 16.Ресурсы власти. 17.Виды власти. 18.Политические элиты. 19.Природа политического лидерства. 20.Свобода и равенство как реальная политическая категория. 21.Социальная справедливость как политический лозунг партий современной России. 22.Государство как основной политический институт. 23.Правовое государство: гуманистическая сущность, основные принципы, пути становления и развития. 24.Идеология в жизни общества. 25.Религия и идеология. 26.Основные положения либерализма и неолиберализма. 27.Сущность коммунистической идеологии, причины ее широкого распространения в мире и в России. 28.Коммунистическая и либеральная идеология в современной России. 29.Социал-демократическая идеология и либеральный реформизм. 30.Политический режим. Типы политических режимов. 31.Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. 32.Политическая демократия: достижения, проблемы. 33.Авторитаризм в политике. 34.Политическое лидерство: природа, истоки, развитие. 35.Современное состояние и перспективы развития политического лидерства в России. 36.Культ личности вождя и его природа. 37.Политические партии и партийные системы. 38.Основные политические партии России, их характеристика. 39.Социальная база и программы политических партий России. 40.Основные направления и проблемы формирования многопартийности в России. 41.Общественно-политические организации и движения. 42.Современные общественно-политические организации и движения в России и в мире. 43.Антивоенные и экологические движения – самые массовые движения современности. 44.Место и роль современных молодежных организаций в обществе. 45.Политическое насилие. Какие причины ведут к широкому применению насилия в политической жизни. 46.Политическое насилие и его роль в реализации реформ в России в прошлом и настоящем. 47.Роль революции и эволюции в развитии цивилизации. 48.Политические конфликты, их роль в социально-политической жизни общества. 49.Политические конфликты в России, СНГ и способы их преодоления. 50.Национальный и религиозный фактор в политическом конфликте. 51.Межнациональные конфликты и их влияние на политику государства. 52.Значение и роль религии в политических процессах общества. 53.Тоталитаризм и авторитаризм: их черты и разновидности. 54.Правовое социальное государство. 55.Гражданское общество. 56.Основные идеологические течения в современном мире. 57.Основные идеологические направления в современной России. 58.Назначение и функции политической культуры. 59.Особенности российской политической культуры. 60.Политическая психология: сущность и особенности. 61.Феномен толпы. 62.СМИ и власть. 63.Политическое манипулирование и его основы. 64.Россия и современные геополитические процессы. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Абсентеизм (лат. absentis – отсутствующий) - уклонение избирателей от участия в выборах. Автаркия – самодостаточность, возможность устойчивого воспроизводства социально-экономической, политической, экологической, культурной, научной и других важнейших систем за счет внутренних ресурсов. Агрегирование интересов - придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы. Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – геополитическое пространство, включающее в себя страны Юго-Восточной Азии, США и Канаду, Австралию и Новую Зеландию, а также Океанию и российский Дальний Восток. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -межправительственная конференция по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству. Была создана в 1989 г. Объединяет 18 государств, в том числе США, Японию, Китай, Россию, на которые приходится 56% мирового ВВП, 45% мирового экспорта и 45% мирового импорта. Актор - любой авторитет, любая организация, любая группа и даже любой индивид, способный играть определенную роль на международной арене и оказывать влияние на процессы мировой политики. Альтерглобализм – «альтернативный глобализм» - учение, допускающее возможность проявления конструктивных векторов модернизации внутри объективного процесса глобализации, а не вне его. Анархизм (гр. anarchia — безвластие) - политическая идеология, отвергающая всякую принудительную власть и в первую очередь государственную и рисующая будущее общество как союз вольных общин. Главными идеологами анархизма были М. Штирнер (1806—1856), П. Прудон (1809—1865), а в России - М. Бакунин (1814—1876), П. Кропоткин (1842—1921). Антагонизм - одна из форм противоречий, характеризующаяся острой, непримиримой враждой, борьбой противоположных сил, раскрывается в логике «или-или». Антиглобализм - широкое протестное движение, ставшее своеобразной квинтэссенцией альтернативных движений 1970—1980-х годов. В нем сильны молодежные, женские (феминистские), экологические, пацифистские потоки. От своих исторических предшественников отличается отсутствием национальной замкнутости и стремлением решать глобальные проблемы. Арбитраж – способ урегулирования трудовых, имущественных,политических, международных и других конфликтов, при котором, конфликтующие стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), не зависимым от них, избираемым самими сторонами или назначенным по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций, либо международных органов. Артикуляция интересов - процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения. АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии -региональная политико-экономическая организация, объединяющая Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу (Кампучию), Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Была создана в 1967 г. Штаб-квартира АСЕАН находится в Джакарте (Индонезии). Атлантизм -1) западный сектор человеческой цивилизации; 2) союз западных прибрежных государств, в которых главенствуют либеральная идеология, ориентация на «торговый строй» и «рыночные ценности»; 3) стра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|