Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические партии, их сущность.




Партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцевтех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.

Длительная история существования партий определила типичные внутренние группы: лидеры партии, партийная бюрократия; идеология партий, партийный актив, рядовые члены партий.

В процессе становление партий как политического института, происходили три стадии отношений партий с государственной властью.

1. Стадия противодействия, которая характеризовалась устойчивой оппозицией государственной власти, стремление их подавить. Эта стадия занимает период существования абсолютистских государств вплоть до конца 18 века.

2. Стадия нейтральных отношений, когда государственная власть не препятствовала деятельности партий, но и не предпринимала активных шагов по регламентации их деятельности. Это периода конца XVIII в. до XIX века.

3. Стадия признания и легализации партий, на которой происходит закрепление правового статуса партий. Это период развития современных демократических государств, в которых партии окончательно превратились в посредников между гражданским обществом и государством.

Типы партий и партийных систем

В зависимости от основных акцентов в политике выделяют следующие типы партий:

- представительные, которые выражают взгляды своих последователей, с изменениями которых меняется и политика партий;

- мобилизирующие, которые нацелены на изменение сознания населения, особый упор делается на пропаганде;

- соревновательные партии, которые действует в рамках плюралистической системы;

- монопольные партии, осуществляющие в политической системе высшую власть, исключая любую другую партию;

- патронажные партии, деятельность которых направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников, - сословные партии;

- нацеленные на защиту интересов отдельных социальных групп пи идеологические партии выражающих идеологические аспекты;

- консервативные, реформистские и революционные партии различаются по их отношению и социальной действительности;

- парламентские партии, ориентирующиеся на парламентскую работу и антипарламентские – принципиально отказывающиеся работать в парламенте.

Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы.

Партийные системы принято классифицировать по количественному составу: однопартийные (неконкурентные), внутри которых различают деспотичные и демократические и многопартийные (конкурентные, состязательные) с одной доминантной партией, двухпартийные и мультипартийные. Вторая классификация по качественным характеристикам: демократическая, авторитарная, тоталитарно-партийные системы, (социалистическая и буржуазная, по доминирующим в государстве ценностям).

Партогинез отображает социально-экономическую динамику, эволюцию политических систем. Например, во второй половине XIX в. конфликты между процессами первоначального накопления капитала и становления обществ индустриального типа в Западной Европе и Северной Америке вызвали возникновение массовых социалистических партий.

Интенсивный передел мира в первой и во второй мировых войнах породил мощный источник формирования национальных партий. Характерным ответом на кризис демократии в европейских странах в 20-30-х г. XX в. Стало возникновение фашистских партий. Современные партии усиливают свою роль в отборе политических элит, и в тоже время утратили влияние на политическую граждан. Это стимулирует тенденцию децентрализация и усиления роли местных организаций, способствуют ослаблению требований к партийной дисциплине, обуславливают расширение связей с разнообразными неформальными объединениями граждан, различными структурами гражданского общества. Типы партийных систем зависят от: а) типа и характера избирательной системы; б) от формы государственного правления; в) от неоднородности социально-экономического состояния общества.

 

 

Зарождение и развитие многопартийной системы в России.

В России политические партии появились на рубеже XIX и XX вв. Прообразами партий стали кружки 20-30 годов, где изучались и пропагандировались общественно-политические идеи и взгляды (тайные общества декабристов, кружки Станкевича, Петрушевского и др). После отмены крепостно7о права появились общества «Земля и воля», «Народная воля», народнические организации. Первые политические партии были созданы: в 1898 г. – РСДРП, в 1901, - партия социалистов – революционеров, в 1902 – группа русского общества в Штутгарте «Освобождение». В данный период партии существовали в России нелегально, а в условиях зарубежья – легальная идейно-организационная и издательская деятельность. Постепенно революционный процесс нарастал, царский манифест в 1905 году – дал политические свободы и к 1917 году уже насчитывались около 87 партий, но многие существовали на полулегальном положении.

Многопартийность в России сохранялась некоторое время после Октябрьского переворота, в 1918 г. – 13 партий, 1920 г. 5, 1926 г. – 1 – КПСС, образуя специфический феномен партгосударственной системы, которая определяла весь спектр политической, идеологической, экономической и социокультурной жизни страны.

В начале 90-х годов в России возникают политические партии: Демократическая, социалистическая партии, христианско-демократический союз России и др. По данным ученых, на 1997 г. в России существовало до 2 тыс. партий. Современная многопартийная система находится в стадии своего становления, когда уточняются партийные доктрины, программные документы, уставы.

Лекция 8

«Государство как институт политической системы общества»

1) Сущность государства.

2) Правовое социальное государство.

3) Устройство современного государства.

 

Литература: 1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологи: Учебник для студентов высш. учебн. заведений. – М.: Пресс, 2000 – с. 447.

С. 251-270.

 

Сущность государства.

Центральным институтом политической системы является государство.

В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.

Общие признаки государства:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов – управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по правопорядственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей (свобода и жизнь), определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружия, тюрьмы), а также органы - армия, полиция, суд, службы безопасности.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных государственных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической и социальной.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие от партий государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Государство – субъект международных отношений.

С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности в развитии государства выделяют два этапа: традиционный и конституционный. Традиционные государства существовали стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность (монархия).

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования.

Конституция – это свод законов, юридический или нормативный акт. Конституция, как правило, состоит из двух важнейших частей. В первой: определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан. Во второй части: описываются характер государства (республика, федерация, монархия и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парткомитета, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления. Первые конституции были приняты в 1789 г. в США «Быль о правах», во Франции (1791 г. «Декларация прав человека и гражданина»). В современном мире лишь нескольких государств не имеют конституционных сводов законов (Англия, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...