Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. История становления и специфика

Раздел I II «ПЕДАГОГИЧЕСК АЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогическая психология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования и предназначен для студентов непсихологических факультетов.

Учебно-методический комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, содержание самостоятельной работы студентов, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, перечень контрольных вопросов по дисциплине, контрольные задания для студентов заочного отделения, перечень тем рефератов.

  Пояснительная записка

В современной подготовке специалистов психологов все более значимое место занимают смежные науки, в частности, педагогическая психология. Педагогическая психология, являясь пограничной дисциплиной между психологией и педагогикой, позволяет решить многие проблемы, связанные с деятельностью психологов в образовательных учреждениях. Педагогическая психология позволяет приблизить академическую науку психологию к педагогической практике, способствует становлению специалиста и созданию возможностей для работы в детском саду, школе, ПТУ, вузе и других образовательных учреждениях.

Курс «Педагогическая психология» предусматривает овладение студентами целым рядом профессиональных знаний и умений в области психологии воспитания и обучения.

Данный курс должен дать возможность студенту ориентироваться в современных психологических теориях учения и психологических основах образовательных технологиях, психологии воспитания, психологии усвоения научных понятий, сущности мотивации учения, знать особенности субъектов образовательного процесса, показатели умственного развития, самосовершенствования школьника, психологические механизмы эффективности воспитательных воздействий, специфику деятельности психологической службы в системе образования.

Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина преследует цель систематически изложить основные проблемы педагогической психологии как специфической отрасли психологического знания, находящегося на стыке двух наук – психологии и педагогики.

Основные задачи курса:

1. Познакомить студентов с современными отечественными и зарубежными теориями в области педагогической психологии.

2. Раскрыть специфику учебной деятельности субъектов учения.

3. Описать оптимальные условия осуществления педагогической деятельности.

4. Раскрыть проблемы осуществления взаимодействия между участниками образовательного процесса.

5. Дать сравнительный анализ традиционной и инновационной стратегии организации образования.

Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса педагогической психологии студенты обязаны

Знать:

• основные теории обучения;

• способы организации совместной деятельности в учебном процессе;

• основные виды научения;

• индивидуальные особенности учебной деятельности.

Уметь:

• проводить психологический анализ урока;

• производить диагностику готовности детей к школе:

• работать с различными категориями учащихся:

• составлять программы формирования мотивации учения и коррекции учебной деятельности школьников.

 

Согласно учебным планам курс «Педагогическая психология» изучается по следующим специальностям:

- на первом курсе в первом семестре 031500.00 Тифлопедагогика, 031600.00 Сурдопедагогика, 031800.00 Логопедия, 031700.00 Олигофренопедагогика, 030100 Информатика, 032100.00 Математика, 032200.00 Физика

- на первом курсе во втором семестре 032900 Русский язык и литература.

- на втором курсе в третьем семестре 033200.00 Иностранный язык, 032300.00 Химия, 032400.00 Биология, 032500.00 География.

ПРОГРАММА КУРСА

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Наименование тем

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции Семинары
1. История становления и специфика педагогической психологии. 2. Педагогическая психология как наука. 3. Единство и взаимосвязь обучения и развития в образовательном процессе. 4. Характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности. 5. Обучающийся субъект учебной деятельности. 6-7.Особенности обучения младшего школьника. 8-9.Учебная деятельность подростка. 10-11.Психологические особенности обучения старшего школьника. 12-13.Психология учения студентов. 14.Общая характеристика педагогической деятельности. 15.Стиль педагогической деятельности. 16.Взаимодействие субъектов образовательного процесса. 17.Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. 18.Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования.   2/1 2/1 2/2   2 2/2 4 4   4 4   2 2/2   2   2/2   2 2/2   2/2     2/2 2 2   2 2     2/2 2   /     2/2 2/4   3/6   3/6   2/4 3/6 4/7 4/7   4/7 4/7   3/6 3/6   3/6   4/6   4/6
Итого: 100 36 / 10 18 /6 46 / 84

Примечание:

-числитель – очная форма обучения,

-знаменатель – заочная форма обучения.

 

Содержание программы

Тема 1. История становления и специфика

Педагогической психологии

 

Место педагогической психологии среди других человековедческих наук. Педагогическая психология как отрасль общепсихологического знания, выделенная по основанию «конкретная деятельность». Связь педагогической психологии с другими науками.

Исторические предпосылки формирования педагогической психологии как науки. Изучение особенностей памяти и научения в ассоциативной психологии. Эмпирические данные экспериментов Г. Эббингауза по исследованию процесса забывания. Теория проб и ошибок Э. Торндайка. Разработка целостной концепции научения в бихевиоризме Д. Уотсона. Изучение З. Фрейдом категории бессознательного и стадиальности развития «Я». Теория поля К. Левина. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Акцент на знании и информированности в когнитивной психологии Г. Найссера, Д. Брунера. Гуманистический подход к обучению в теории А. Маслоу. Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Отечественные теории трактовки учения.

Этапы становления педагогической психологии как науки. Первый этап (сер. 17 – конец 19 вв.) – общедидактический, который характеризуется доминированием механистических представлений и умозрительным характером теоретических представлений.

Второй этап (конец 19 – сер. 20 вв.) характеризуется появлением педологии, объективных методов измерения, распространением школьных лабораторий и экспериментально-педагогических систем и программ.

Третий этап (50-е гг. 20 в. – наст. время). Характеризуется созданием собственно психологических теорий обучения в работах Б. Скиннера, Д. Дьюи, П. Дункера, П. Гальперина, Н. Талызиной, Д. Эльконина, В. Давыдова и других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...