Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение как метод педагогической психологии (2 часа)

Форма занятия – семинар-консультация.

План.

1. Общая характеристика методов педагогической психологии.

2. Общие (наблюдение, опрос, эксперимент и др.) и специальные методы (психологическая коррекция, психологическое консультирование, психолого-педагогическое тестирование и др.), уровни (общий, частный, совокупность конкретных методов), группы (организационные, процедурные, оценочные, методы сбора и обработки данных, консультирование, коррекция и др.).

3. Наблюдение как один из основных методов изучения педагогической психологии (особенности и правила проведения наблюдения).

Ключевые понятия.

- Общая методология – философский подход к анализу явлений действительности.

- Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.

- Организационные методы касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки.

- Процедурные методы включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования.

- Методы сбора и обработки данных – методы, с помощью которых собирается необходимая информация об испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов в психолого-педагогические выводы и рекомендации.

- Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Особенность этого метода состоит в том, что исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.

- Методика реализации наблюдения включает:

· выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

· программу наблюдения: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;

· способ фиксации получаемой информации.

- Требования при проведении наблюдения:

· наличие плана наблюдений;

· набор признаков (показателей), которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем;

· построение гипотезы;

· проверка гипотезы;

· ведение протокола наблюдения;

· обработка протокольных данных.

Литература.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону, 2003

Общий практикум по психологии. Метод наблюдения. /Под ред. Михалевской М.Б. – М., 1985. – Ч. 1.

Контрольные вопросы.

1. Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения?

2. Какие методы являются основными в педагогической психологии?

3. В чем особенности метода наблюдения?

4. Чему надо учиться при овладении методом наблюдения?

 

2 Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (3 часа)

Форма занятия – семинар.

План.

1. Основные подходы к возрастной периодизации субъектов учебной деятельности (А. Валлон, Ж. Плаже, В. Штерн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский)

2. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

3. Психическая готовность к школе.

4. Младший школьник как субъект учебной деятельности

Ключевые понятия.

- Возрастные новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к окружающему миру.

- Ведущая деятельность – деятельность в русле которой:

· формируются другие виды деятельности;

· развивается интеллект как совокупность сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенционных функций;

· формируется сама личность субъекта деятельности.

 

Литература.

1. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Контрольные вопросы.

1. Как возрастной период развития человека влияет на его позицию субъекта учебной деятельности?

2. Что принципиально меняется в позиции ребенка при поступлении в школу?

3. По каким показателям судят о готовности ребенка к школе?

 

3. Психологические проблемы мотивации учения (3 часа)

Форма занятия – семинар.

План.

1. Мотивация как психологическая категория (мотив – мотивация – мотивационная сфера).

2. Структура мотивации.

3. Учебная мотивация – общая характеристика, виды (познавательные и социальные).

4. Устойчивость учебной мотивации.

5. Формирование учебной мотивации (фронтальные и индивидуальные формы работы).

6. Проблемные ситуации и мотивации.

 

Ключевые понятия.

- Мотивация – сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, «движущие силы» его поведения.

- Мотив – то ради чего осуществляется деятельность.

- Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы.

- Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.

 

Литература.

1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

 

Контрольные вопросы.

1. Какие мотивы называются внутренними и внешними?

2. Почему необходимо формировать мотивацию к учению?

3. Какая из мотивационных ориентаций (на процесс, результат, награду, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации?

4. Какие потребности из мотивационного треугольника А. Маслоу могут быть связаны с успешной учебной деятельностью?

5. Почему нельзя учить детей на отрицательной мотивации?

6. Какими приемами можно обеспечить положительную мотивацию?

7. Как проявляется низкий уровень мотивации у учащихся?

 

4. Проблема неуспеваемости школьников (3 часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...