Наблюдение как метод педагогической психологии (2 часа)
Форма занятия – семинар-консультация. План. 1. Общая характеристика методов педагогической психологии. 2. Общие (наблюдение, опрос, эксперимент и др.) и специальные методы (психологическая коррекция, психологическое консультирование, психолого-педагогическое тестирование и др.), уровни (общий, частный, совокупность конкретных методов), группы (организационные, процедурные, оценочные, методы сбора и обработки данных, консультирование, коррекция и др.). 3. Наблюдение как один из основных методов изучения педагогической психологии (особенности и правила проведения наблюдения). Ключевые понятия. - Общая методология – философский подход к анализу явлений действительности. - Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования. - Организационные методы касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки. - Процедурные методы включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования. - Методы сбора и обработки данных – методы, с помощью которых собирается необходимая информация об испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов в психолого-педагогические выводы и рекомендации. - Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Особенность этого метода состоит в том, что исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.
- Методика реализации наблюдения включает: · выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться; · программу наблюдения: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться; · способ фиксации получаемой информации. - Требования при проведении наблюдения: · наличие плана наблюдений; · набор признаков (показателей), которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем; · построение гипотезы; · проверка гипотезы; · ведение протокола наблюдения; · обработка протокольных данных. Литература. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону, 2003 Общий практикум по психологии. Метод наблюдения. /Под ред. Михалевской М.Б. – М., 1985. – Ч. 1. Контрольные вопросы. 1. Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения? 2. Какие методы являются основными в педагогической психологии? 3. В чем особенности метода наблюдения? 4. Чему надо учиться при овладении методом наблюдения?
2 Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (3 часа) Форма занятия – семинар. План. 1. Основные подходы к возрастной периодизации субъектов учебной деятельности (А. Валлон, Ж. Плаже, В. Штерн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский) 2. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. 3. Психическая готовность к школе. 4. Младший школьник как субъект учебной деятельности Ключевые понятия. - Возрастные новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к окружающему миру. - Ведущая деятельность – деятельность в русле которой: · формируются другие виды деятельности; · развивается интеллект как совокупность сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенционных функций;
· формируется сама личность субъекта деятельности.
Литература. 1. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979. 2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. Контрольные вопросы. 1. Как возрастной период развития человека влияет на его позицию субъекта учебной деятельности? 2. Что принципиально меняется в позиции ребенка при поступлении в школу? 3. По каким показателям судят о готовности ребенка к школе?
3. Психологические проблемы мотивации учения (3 часа) Форма занятия – семинар. План. 1. Мотивация как психологическая категория (мотив – мотивация – мотивационная сфера). 2. Структура мотивации. 3. Учебная мотивация – общая характеристика, виды (познавательные и социальные). 4. Устойчивость учебной мотивации. 5. Формирование учебной мотивации (фронтальные и индивидуальные формы работы). 6. Проблемные ситуации и мотивации.
Ключевые понятия. - Мотивация – сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, «движущие силы» его поведения. - Мотив – то ради чего осуществляется деятельность. - Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы. - Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.
Литература. 1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
Контрольные вопросы. 1. Какие мотивы называются внутренними и внешними? 2. Почему необходимо формировать мотивацию к учению? 3. Какая из мотивационных ориентаций (на процесс, результат, награду, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации? 4. Какие потребности из мотивационного треугольника А. Маслоу могут быть связаны с успешной учебной деятельностью? 5. Почему нельзя учить детей на отрицательной мотивации? 6. Какими приемами можно обеспечить положительную мотивацию? 7. Как проявляется низкий уровень мотивации у учащихся?
4. Проблема неуспеваемости школьников (3 часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|