Научно-исследовательская работа по курсу
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ФОРМЫ ЕЕ КОНТРОЛЯ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ
Пояснительная записка
На дневных и заочных отделениях значительная часть учебной работы по всем предметам планируется на межсессионный период. Осуществляется она студентом самостоятельно в соответствии с указаниями кафедр. Выполнение ее студентами является важным этапом их подготовки к психологической деятельности. На самостоятельное изучение выносятся те темы и разделы курса, которые не вошли в основную программу или рассматривались на лекциях и семинарских занятиях недостаточно подробно. Студенты получают перечень тем для самостоятельного изучения и в соответствии с предложенным списком основной и дополнительной литературы осуществляют подготовку.
Зачет | ||||||||||||||||
2 | Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. | 1/2 | ||||||||||||||
3 | Теории учения и их роль в организации современного образования. | 1/2 | ||||||||||||||
4 | Основные дидактические концепции. | 1/2 | ||||||||||||||
5 | Виды, методы и особенности традиционного обучения. | 1/2 | ||||||||||||||
6 | Научение детей в младенческом и раннем возрасте. | 1/2 | ||||||||||||||
7 | Психологические основы обучения дошкольников. | 1/2 | ||||||||||||||
8 | Учебная деятельность как специфический вид деятельности. | 1/2 | ||||||||||||||
9 | Проблемы учебной мотивации. | 1/2 | ||||||||||||||
10 | Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. | 1/2 | ||||||||||||||
11 | Стратегии формирования новых знаний и способностей. | 2/3 | ||||||||||||||
12 | Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. | 2/3 | ||||||||||||||
13 | Методы обучения как способы конструирования учебной информации. | 2/3 | ||||||||||||||
14 | Технические средства обучения. | 2/4 | ||||||||||||||
15 | Групповые формы активных методов обучения. | 4/6 | ||||||||||||||
16 | Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности. | 1/2 | ||||||||||||||
17 | Психологические особенности разрешения педагогических ситуаций. | 1/2 |
Зачет
| |||||||||||||
18 | Профессиональное самосознание учителя как фактор эффективности педагогической деятельности. | 2/4 | ||||||||||||||
19 | Пути перестройки, коррекции и совершенствования педагогической деятельности. | 2/3 | ||||||||||||||
20 | Педагогическое руководство детскими группами и коллективами. | 1/2 | ||||||||||||||
21 | Стиль и методы руководства педагогическим коллективом. | 1/2 | ||||||||||||||
22 | Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива. | 2/4 | ||||||||||||||
23 | Психологические теории воспитания. | 2/4 | ||||||||||||||
24 | Цели, средства и методы воспитания. | 2/4 | ||||||||||||||
25 | Общение и воспитание. | 1/2 | ||||||||||||||
26 | Семья и воспитание. | 1/2 | ||||||||||||||
27 | Коллектив и развитие личности. | 1/2 | ||||||||||||||
28 | Изменение задач и методов воспитания с ростом и развитием личности ребенка. | 4/6 | ||||||||||||||
29 | Средства стимулирования обучения и воспитания детей. | 1/2 | ||||||||||||||
30 | Условия эффективности педагогической оценки. | 1/2 | ||||||||||||||
31 | Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. | 1/2 | ||||||||||||||
Всего: | 46/ 84 |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Место педагогической психологии в системе наук.
2. Этапы становления педагогической психологии.
3. Объект и предмет педагогической психологии.
4. Методы исследования в педагогической психологии.
5. Задачи и структура педагогической психологии.
6. Сравнительная характеристика понятий «обучение», «учение» и «развитие».
7. Движущие силы психического развития и его уровни.
8. Основные линии психического развития.
9. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.
10. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.
|
|
11. Психологическая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности.
12. Характеристика педагогических способностей.
13. Соответствие человека педагогической деятельности.
14. Требования к учителю дошкольной и младшей школьной ступени образования.
15. Характеристика подходов к возрастной периодизации субъектов учебной деятельности.
16. Выделение возрастных периодов развития в теории Л.С. Выготского.
17. Характеристика понятий обучаемости и обученности.
18. Показатели обучаемости.
19. Характеристика стилей учебной деятельности.
20. Общая характеристика младшего школьного возраста.
21. Понятие и характеристика готовности ребенка к школе.
22. Особенности обучения детей с разным уровнем развития способностей в начальной школе.
23. Развитие познавательных процессов младшего школьника под влиянием обучения.
24. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
25. Психологические проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю.
26. Развитие личности в подростковом возрасте.
27. Развитие познавательных процессов подростка.
28. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте.
29. Общая характеристика старшего школьного возраста.
30. Задачи развития личности в старшем школьном возрасте.
31. Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте.
32. Мотивы асоциального поведения в старшем школьном возрасте.
33. Общая характеристика возраста ранней зрелости.
34. Особенности развития личности студента.
35. Проблемы успешности обучения студентов.
36. Мотивы учебной деятельности студентов.
37. Характеристика педагогической деятельности и уровней ее продуктивности.
38. Понятие педагогических умений и их характеристика.
39. Понятие и характеристика основных стилей педагогической деятельности.
40. Стили педагогического общения по В.А. Кан-Калику.
41. Понятие учебного сотрудничества и его влияние на деятельность.
42. Приемы учебного сотрудничества.
43. Понятие и специфика педагогического общения.
44. Характеристика затруднений в общении.
45. Понятие личностно-ориентированного обучения.
46. Изменение основных компонентов школьного образования.
47. Проблемы интеллектуального воспитания в современной школе.
|
|
48. Основные психологически ориентированные модели обучения.
49. Способы осуществления дифференцированного подхода к обучению детей в современной школе.
50. Характеристика критериев интеллектуальной воспитанности.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Сущность и состояние понятий: «образование», «обучение», «учение», «научение», «учебная деятельность» (кто автор, как обосновал).
2. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.
3. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского, Л.С. Рубинштейна.
4. Проблема обучения и психического развития в зарубежной психологии (Ж. Пиаже, А. Валлон, С. Холл).
5. Закон развития ВПФ. Зона ближайшего развития и уровень актуального развития.
6. Современное состояние обучения и развития. Развивающее обучение в системе Л.В. Занкова, ее основополагающие принципы.
7. Развивающее обучение в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
8. Реализация гуманизированной системы образования: педагогика сотрудничества и культурный диалог в развивающем обучении. Различие традиционного и развивающего обучения.
9. Учебная мотивация. Классификация мотивов учебной деятельности (А.К. Маркова).
10. Учебная задача в структуре учебной деятельности.
11. Действия и операции в структуре учебной деятельности.
12. Младший школьник – субъект учебной деятельности.
13. Подросток – субъект учебной деятельности.
14. Старший школьник – субъект учебной деятельности.
15. Студент – субъект учебной деятельности.
16. Обучаемость и обученность субъектов учебной деятельности.
17. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности. Общая характеристика. Самостоятельная работа как учебная деятельность.
18. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.
19. Общая характеристика педагогической деятельности: формы, характеристики, содержание.
20. Мотивация педагогической деятельности. Мотивация и центрация.
21. Характеристика педагогических умений.
22. Стили педагогической деятельности.
23. Педагогические способности.
|
|
24. Психология педагогического общения, функции общения.
25. Психология педагогического требования.
26. Психология воспитания.
27. Гальперин П.Я.: теория поэтапного формирования умственных действий.
28. Педагогическая рефлексия.
29. Психологический анализ урока в деятельности педагога.
30. Психологические аспекты компьютеризации образования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1999.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
5. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1995.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.
9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1979.
10. Психология / Под ред. Р.С. Немова, книга 2 «Психология образования». – М., 1994.
12. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.
13. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.
Дополнительная литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
7. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
8. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993.
15. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987.
|
|
16. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1981.
17. Мир детства: Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.
18. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.
19. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.
22. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
23. Пиаже Ж. Психология интеллекта. / Избр. психол. труды. М., 1999.
25. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
28. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. М., 1988.
30. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1995.
31. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.
32. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.
34. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация. // Избр. психол. труды. М., 1989.
СЛОВАРЬ
Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководства, проявляющаяся в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения важнейших вопросов совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.
Авторитет – признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.
Аграфия – нарушение письма, возникающее при различных расстройствах речи.
Адаптация социальная – процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.
Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.
Барьер смысловой – несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа у партнёров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.
Барьер психологический – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.
Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.
Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Делинквент – субъект, чьё отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.
Дидактогения – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя негативное психическое состояние учащегося, отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях.
Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребёнка, отличающийся снижением работоспособности, затруднением усвоения навыков чтения, письма, счёта, лёгким нарушением памяти, внимания и речевой функции.
Затруднение в общении – субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнёра общения, его действий, непонимания текста, непонимания партнёра, изменения коммуникативной ситуации.
Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого.
Игра деловая – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики.
Идеал нравственный – представление о достойном подражания, образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми.
Младший школьный возраст – возраст 6-10-летних детей, обучающихся в 1-4-ом классах школы, в котором у ребёнка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.
Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Обучающий эксперимент – разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления, составляющие предмет изучения, не только вызываются, но и формируются в условиях опыта.
Обучение – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, Вуза, сообщества.
Обученность – совокупность всех характеристик психического развития, которые являются результатом предыдущего обучения.
Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Педагогическая психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.
Педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Педагогические умения – совокупность самых различных действий учителя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.
Педагогические способности – проявления особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности.
Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту.
Предмет педагогической психологии – факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития ребёнка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Программированное обучение – система теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знаний и навыков различными категориями учащихся.
Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе.
Психология обучения – область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения.
Сензитивность возрастная – присущий определённому возрастному периоду ребёнка оптимальный характер развития определённых психических свойств и процессов.
Сотрудничество – гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.
Социальная ситуация развития – система отношений ребёнка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями.
Уровень актуального развития – наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемого с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно.
Усвоение – процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности.
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщённых по форме теоретических знаний.
Учение – процесс приобретения и закрепления способов деятельности индивида.
Юношеский возраст – период жизни и развития человека от 15 до 18 лет, что соответствует возрасту учащихся 9-11 кл.
|
|