Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Обучающийся субъект учебной деятельности

 

Обучающийся как представитель возрастного периода. Индивидуальные личностные и деятельностные особенности обучающегося: задатки, способности, когнитивный стиль, особенности выполнения деятельности. Типичные черты обучающегося как представителя определенной возрастной ступени в жизни человека.

Три группы подходов к решению проблемы периодизации возрастного развития. Биогенетический подход, основанный на этапах филогенетического развития и на ступенях воспитания и образования. Вторая группа подходов, берущая за основу периодизации изменение одного признака. Третья группа подходов, направленная на выявление существенного в развитии.

Подход Л.С. Выготского к периодизации развития. Выделение критериев разграничения периодов: появление новообразований, динамика перехода от одного периода к другому, наличие кризисов личностного развития.

Кризисы развития по Д.Б. Эльконину. Четыре периода развития интеллекта по Ж. Пиаже. Периодизация психического развития субъекта обучения Б.Г. Ананьева.

Понятие обучаемости как характеристика субъектов учебной деятельности. Понятие обучаемости в трактовке Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготского, З.И. Калмыковой. Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость. Основные показатели обучаемости: темп продвижения в освоении знаний, легкость этого освоения, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала. Показатели обучаемости. Методы диагностики обучаемости. Проявление обучаемости в стиле учебной деятельности. Характеристика позитивного и негативного стилей учебной деятельности.

Выделение типов субъектов учебной деятельности: младший школьник, подросток, старший школьник, студент.

 

Темы 6 – 7. Особенности обучения младшего школьника

 

Психофизиологические особенности младшего школьного возраста. Неравномерность анатомо-физиологического созревания детей, их высокая утомляемость. Изменение социальной ситуации развития.

Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действий. Роль игровой деятельности в жизни младшего школьника. Понятие готовности к школьному обучению и его разработка в трудах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой. Показатели готовности школьника по Н.И. Гуткиной. Методы диагностики готовности детей к школе: тест Керна-Йирасека, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина и другие.

Понятие «избыточной» педагогической готовности и трудностей обучения «сильных» учеников. Проблема отсутствия соответствия уровней функциональной и психологической готовности. Падение успеваемости к концу младшего школьного возраста, снижение познавательной активности детей.

Причины и виды неуспеваемости в младшем школьном возрасте. Признаки умственной отсталости и задержки психического развития. Диагностика этих состояний. Локальные нарушения центральной нервной системы как причина неуспеваемости. Дети с педагогической запущенностью. Интеллектуально пассивные дети. Дети с плохим здоровьем. Выделение групп чрезмерно подвижных детей и инертных, вялых. Индивидуальный подход к ним.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Формирование произвольности процессов памяти, внимания, мышления, организации деятельности. Неравномерность в развитии произвольного внимания у сильных и слабых учеников. Доминирующая роль непроизвольного внимания и требование наглядности обучения. Повышение устойчивости внимания от первого к четвертому классу.

Особенности восприятия в младшем школьном возрасте – его малая дифференцированность, связанность с действиями, эмоциональность. Повышение целенаправленности и управляемости восприятия.

Увеличение веса словесно-логического вида памяти и возможности сознательного управления ею. Склонность младших школьников к механическому запоминанию. Овладение средствами запоминания как путь развития интеллектуальной активности младших школьников. Роль учителя в этом процессе.

Воображение в младшем школьном возрасте и его развитие: освобождение от влияния непосредственных впечатлений, усиление реализма. Переплетение фантазий с реальностью в младшем школьном возрасте и отграничение фантазии от лжи.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте. Формирование научных понятий. Изменение в операции обобщения от первого к четвертому классу – рост уровня обобщения. Изменения в аналитико-синтетической деятельности. Трудности в установлении причинно-следственных связей. Преодоление «конкретизма» мышления под воздействием правильно организованного обучения.

Развитие личности в младшем школьном возрасте. Формирование новых отношений со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. Включение в новый вид деятельности – учение – как путь развития личности. Формирование фундамента нравственного поведения. Особенности характера младшего школьника: импульсивность, общая недостаточность воли, отзывчивость, любознательность, непосредственность, подражательность, повышенная эмоциональность. Развитие познавательных интересов. Художественно-эстетическое развитие детей.

Формирование внутренней позиции школьника. Противоречие между учебными и игровыми мотивами. Причины формирования отрицательного отношения к школе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...