Тема 18. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования
Тенденции изменения современной школы и задачи интеллектуального воспитания учащихся. Идея «личностно-ориентированного обучения». Перерастание задач обучения в задачи воспитания в антропоцентричной школе. Права и интересы ребенка как отправная точка в выстраивании антропоцентричной школы. Необходимость пересмотра основных компонентов школьного образования. Изменение назначения образования, содержания образования, критериев эффективности форм и методов обучения, роли школьного учебника, функций учителя в современной школе. Характеристика основных психологически ориентированных моделей школьного обучения: свободная модель, диалогическая модель, личностная модель, обогащающая модель, развивающая модель, активизирующая модель, формирующая модель. Изменение задач интеллектуального воспитания детей в современной школе. Характеристика стратегий работы по дифференциации детей – внешняя дифференциация в форме отсева и внешняя дифференциация в форме селекции. Внутренняя дифференциация обучения на основе индивидуализации учебной деятельности как альтернатива внешней дифференциации. Система обучения Ю.Д. Бабаевой и результаты ее применения в начальной школе. Интеллектуальное воспитание подростков в исследованиях Р. Фейерштейна. Критерии интеллектуальной воспитанности. Проблемы формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума. Готовность учителя к решению задач интеллектуального воспитания учащихся.
РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» КУРС ЛЕКЦИЙ Раздел 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии
1.1.Предмет, задачи, структура педагогической психологии План 1. Предмет педагогической психологии. 2. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания. 3. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии. 4. Задачи педагогической психологии. Влияние различных теорий на осмысление педагогического процесса: - Ассоциативная психология (Гартли, Вундт); - Теория проб и ошибок (Торндайк); - Бихевиоризм Дж. Уотсона; - Применение тестирования (Гальтон, Бине, Симон); - Психоанализ Фрейда; - Гештальтпсихология (Вертгаймер, В. Кеслер, К. Левин); - Когнитивная психология (Д. Норман, Дж. Бруннер и др.); - Культурно-историческая теория Л.С. Выготского; - Теории, концепции учения, учебной деятельности (Д.Н. Богоявленский, Г.С. Костюк, Н.А. Менгинская, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.А. Люблинская). Основная литература: 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1999. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996. 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 5. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1995. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002. 7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. 8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1992. 9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1999. 10. Психология / Под ред. Р.С. Немова, книга 2 «Психология образования». – М., 1994.
12. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994. 13. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998. Дополнительная литература: 1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Логос, 1999. – 384 с.
2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с. 3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 1998. – 288 с. 4. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М.: Академия, 2002. – 192 с. 1.2.Методы педагогической психологии
План 1. Методы исследования: 1) организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); 2) эмпирические методы (обсервационные – наблюдение, самонаблюдение; экспериментальные – лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический; психодиагностические методы); 3) обработка данных (методы количественного - математико-статистические; качественный анализ); 4) интерпретационный методы (генетический, структурный). 2. Характеристика методов: наблюдения, эксперимента, беседы, анкеты, теста, проективных методов). Основная литература: 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1999. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996. 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 5. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1995. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002. 7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. 8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1992. 9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1999. 10. Психология / Под ред. Р.С. Немова, книга 2 «Психология образования». – М., 1994.
12. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994. 13. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998. Дополнительная литература: 1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Логос, 1999. – 384 с. 2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с. 3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 1998. – 288 с. 4. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М.: Академия, 2002. – 192 с. 5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. 1.3.История становления педагогической психологии
План 1. Педагогическая психология – развивающаяся наука. 2. Этапы становления педагогической психологии: · первый этап – общедидактический. Вклад выдающихся педагогов-мыслителей в развитие педагогической психологии; · второй этап - формирование педагогической психологии как самостоятельной отрасли науки; · третий этап
Основная литература: 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1999. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996. 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 5. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1995. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002. 7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. 8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1992. 9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1999. 10. Психология / Под ред. Р.С. Немова, книга 2 «Психология образования». – М., 1994. 11. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 1999. 12. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994. 13. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998. Дополнительная литература: 1. Возрастная и педагогическая психология / од ред. А.В. Петровского. – М., 1979 2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – М., 1996. – Т. 1 3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999 Раздел 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|