Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма занятия – дискуссия.

План.

1. Понятие «обучение».

2. Соотношение обучения и развития.

3. Содержание обучения и психическое развитие.

4. Обучаемость, успеваемость и уровень развития ребенка.

5. Усвоение и его психологические компоненты (отношение к учению, роль наглядности, осмысление учебного материала, переработка и сохранение информации).

6. Типология неуспевающих учеников:

· низкая обучаемость и положительное отношение к школе;

· высокое качество мыслительной деятельности и отрицательное отношение к школе;

· низкая обучаемость и отрицательное отношение к школе.

7. Понятие «одаренность».

Ключевые понятия.

- обучение – система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях.

- обучаемость – индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности, способность человека к научению.

- умственное развитие – совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащения опыта человека.

- сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

- усвоение – результат учебной деятельности, процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуаций.

 

Литература.

1. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989.

2. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феликс», 2003.

Контрольные вопросы.

1. По каким признакам можно судить о степени обучаемости ученика?

2. Дайте характеристику типов неуспевающих учеников. Каковы причины неуспеваемости?

3. Предложите свои методы преодоления каждого типа неуспеваемости.

 

5. Современные направления обучения (3 часа)

Форма занятия – семинар.

План.

1. Общепсихологическая основа формирования направлений обучения (ассоциативная, бихевиористическая, гештальтпсихологическая теории).

2. Основные подходы к классификации теорий обучения: непосредственность (опосредованность), сознательность (интуитивизм), наличие управления, взаимосвязь образования и культуры, связь обучения с будущей деятельностью, способ организации обучения.

3. Основные направления обучения (традиционное, проблемное, программирование, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, алгоритмированное, развивающее, проектное и др.).

4. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

 

Основные понятия.

- Технология учебного процесса – совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса.

- Технология обучения – системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм обучения.

- Структурными составляющими любой технологии обучения являются: цели, содержание, средства организации учебного процесса, наличие обучающего и обучаемого, результат деятельности.

 

Литература.

1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современнтй школе. М., 1996.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

 

Контрольные вопросы.

1. Каковы основные тенденции и принципы современного образования?

2. В чем суть различных направлений обучения?

3. Охарактеризуйте личностно-деятельностный подход с позиции педагога и с позиции обучающегося.

 

6. Стиль педагогической деятельности (3 часа)

Форма занятия – дискуссия.

План.

1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.

2. Основные функции педагогической деятельности (целеполагающие и организационно-структурные).

3. Общая характеристика стиля педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный).

 

Основные понятия.

- Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствование.

- Стиль деятельности – обусловленная психологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

 

Литература.

1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.,1994.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

 

Контрольные вопросы.

1. Чем отличается предмет педагогической деятельности от предмета любого другого вида деятельности?

2. Что входит в структуру внешних и внутренних мотивов педагогической деятельности?

3. Есть ли однозначная связь между способностями педагога и характером реализуемых функций?

4. Какая разница между стилем деятельности и стилем поведения?

5. Каковы основные стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера?

7. Конфликт и взаимодействие в учебном процессе (3 часа)

Форма занятия – семинар.

План.

1. Общая характеристика взаимодействия (активность, осознанность, целеположенность).

2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса (сотрудничество, конфликт, противоборство и т.д.).

3. Учебно-педагогическое сотрудничество как высшая форма взаимодействия.

4. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

5. Конфликт как психолого-педагогическая категория.

6. Основные области конфликта в образовательном процессе.

 

Основные понятия.

- Взаимодействие – связь, воздействие, переход, развитие разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга и другие объекты.

- Сотрудничество – форма учебного взаимодействия, проявляющая в совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении.

- Социально-психологический конфликт – осознанное столкновение, противоборство как минимум 2-х групп (личностей) с взаимно противоположными, несовместимыми потребностями, интересами, целями, типами поведения, установками существенно значимыми для личностей или групп.

 

Литература.

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

 

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте педагогическое взаимодействие.

2. Дайте определение педагогического общения и охарактеризуйте его этапы.

3. В чем проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и обучающего?

4. В чем проявляется творчество в педагогическом общении?

5. Каковы причины возникновения конфликтных педагогических ситуаций?

6. Как возрастные и индивидуальные особенности сторон конфликта влияют на его протекание?

7. Может ли педагогический конфликт быть продуктивным?

 

8. Психологический анализ урока (4 часа)

Форма занятия – семинар.

План.

1. Общая характеристика психологического анализа урока.

2. Формы и составляющие (психологический анализ, методический разбор, ученик как субъект учебной деятельности, учитель как субъект педагогической деятельности) психологического анализа урока.

3. Объекты психологического анализа урока (мотивы педагогической деятельности, функции педагогической деятельности, эмоциональное состояние учителя, результаты педагогической деятельности).

4. Этапы психологического анализа урока (предваряющий, текущий, ретроспективный).

 

Ключевые понятия.

- Урок – основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся.

- Анализ урока – способ осознания объективизации деятельности ее участниками (прежде всего учителем) и представляет собой комплексное рассмотрение (психологическое, методическое, педагогическое, предметное) деятельности субъектов учебного процесса.

- Синтез – форма анализа деятельности, восстанавливающая расчлененное анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения, выделенных анализом элементов.

Литература.

1. Иванов С.В. Анализ урока. Воронеж, 1975.

2. Львова Ю.Л. Как рождается урок. М., 1976.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

 

Контрольные вопросы.

1. В чем отличие термина «психологический анализ урока» от «педагогический (дидактический, методический) анализ урока»?

2. В чем разница между тремя уровнями психологического анализа урока?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...