ВР.Д. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния.
Слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния, описывают предметы и действия и тем самым позволяют нам больше узнать о них. Эти слова делают нашу речь живой, выразительной, дают возможность точнее определить предметы, о которых мы говорим. Учась понимать их, ребенок готовится к тому, чтобы впоследствии использовать их в своей речи. Кроме того, понимание таких слов помогает малышу точнее реагировать на разговоры окружающих его людей. Для того, чтобы освоить умения, которым посвящен данный раздел, ребенку не нужно самому произносить слова. Он сможет продемонстрировать их понимание, если выполнит наши указания, в которых будут содержаться эти слова. Как правило, мы будем просить ребенка выбрать одну вещь из нескольких, назвав ее признак, например, попросим выбрать большой предмет, шероховатый предмет и т.д. Если ваш малыш уже умеет говорить, его следует побуждать не только выполнять указания, но и произносить слова, которые мы будем проходить. О том, как помочь ребенку применять эти слова для общения с окружающими, мы рассказываем в главе 3 книги 3. Ниже приводится перечень умений данной группы.
От 2 до 3 лет 54. Из двух предметов - большого и маленького - выбирает большой. 55. Из двух предметов - большого и маленького - выбирает маленький. 56. В каждой из двух пар предметов по нашей просьбе находит большой или маленький предмет.
От 3 до 4 лет. 75. По просьбе говорящего выбирает длинный и короткий предметы. 76. По просьбе говорящего выбирает твердый и мягкий предметы. 77. По просьбе говорящего выбирает шероховатый и гладкий предметы. 78. По просьбе говорящего выбирает открытую и закрытую дверцы (ящички, глаза и т.п.).
79. В ответ на вопрос: "Что ты делаешь, когда ты устал / голоден / тебе холодно?" отвечает или показывает, что делает. 80. Из группы предметов отбирает одинаковые. 81. Среди нескольких предметов находит тот, который отличается от остальных. 82. Находит веселого, грустного, сердитого человека или показывает сам, что означают эти понятия. 83. Выбирает предмет, который больше или меньше демонстрируемого. 84. Находит первого и последнего.
ВР.Д.54. ИЗ ДВУХ ПРЕДМЕТОВ - БОЛЬШОГО И МАЛЕНЬКОГО - ВЫБИРАЕТ БОЛЬШОЙ.
ВР.Д.55. ИЗ ДВУХ ПРЕДМЕТОВ - БОЛЬШОГО И МАЛЕНЬКОГО - ВЫБИРАЕТ МАЛЕНЬКИЙ. Учить ребенка понимать слова большой и маленький и оценивать эти умения можно одновременно. Для занятий подойдут любые материалы, и чем разнообразнее они будут, тем лучше! Представлять малышу предметы или картинки нужно парами; в каждой паре предметы должны быть одинаковыми (или похожими друг на друга) во всех отношениях, кроме величины. Но по величине они должны отличаться заметно, во всяком случае, поначалу. Если ребенку нравится заниматься с картинками, можно вырезать из картона большие и маленькие карточки и нарисовать на них пары предметов. Следите за тем, чтобы во время занятий большой и маленький предметы располагались друг относительно друга по-разному. Пусть у вас под рукой будет много запасных предметов. Среди них могут быть большие и маленькие игрушечные животные, ложки, кубики, машинки, мячи, камешки, ботиночки и т.п.
Как оценить. Материалы: Три пары описанных выше предметов. Способ: Одну пару предметов положите на стол. Предположим, вы выбрали две ложки. Скажите: "Дай мне большую ложку!" Поменяйте ложки местами. Скажите: "Дай мне маленькую ложку!". Повторите подобные просьбы, положив перед ребенком вторую, а затем третью пару предметов. Меняйте взаимное расположение большого и маленького предметов и слова "большой" и "маленький" в ваших просьбах употребляйте в произвольном порядке.
В параграфе ВР.Д.54 результат будет считаться положительным, если в ответ на соответствующую просьбу ребенок выберет большой предмет, по меньшей мере, два раза из трех. В параграфе ВР.Д.55 результат будет считаться положительным, если в ответ на соответствующую просьбу ребенок выберет маленький предмет, по меньшей мере, два раза из трех.
Как учить. Даже если за одно из обсуждаемых умений малыш получит положительную оценку, занимайтесь все-таки обоими, делая упор на более трудном для него слове. В начале урока перед тем, как попросить ребенка выбрать тот или иной предмет, как можно доходчивее объясните ему, какой предмет здесь большой, а какой - маленький. На ключевых словах сделайте сильное ударение: "Посмотри, я дала тебе БОЛЬШУЮ машинку и МАЛЕНЬКУЮ машинку". Дайте ребенку подержать предметы, которыми вы занимаетесь, а если это картинки, то пусть он пальчиком обведет изображенные на них предметы. Попросите малыша выбрать один из предметов, и, если он сделает это правильно, похвалите его, вновь подчеркнув ключевое слово: "Молодец, ты нашел БОЛЬШУЮ машинку!". Если ребенок потянется не к той игрушке или картинке, вмешайтесь, постарайтесь снова привлечь его внимание к себе, скажите: "Покажи мне БОЛЬШУЮ машинку!...Посмотри на маму (может быть, беря его за ручку) Где большая?". Если малыш все-таки будет упорствовать в своих ошибках, придите ему на помощь - укажите на нужный предмет или подведите его руку к нему и скажите: "Посмотри, вот большая машинка. Возьми БОЛЬШУЮ машинку!". По мере осознания ребенком этих понятий, можно уменьшать помощь, позже - исключить предварительное объяснение, которое вы давали в начале урока. Меняйте учебные пособия и от урока к уроку и в течение одного урока. Если, занимаясь по вышеприведенной методике, вы не замечаете никакого прогресса, попробуйте приспособить к вашим занятиям игру, описанную в главе 3 книги 2. Используйте наборы больших и маленьких предметов для того, чтобы практиковаться в подборе, выборе по образцам и сортировке. Если вы будете заниматься подобным образом, непременно меняйте материалы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|