Игровое время и участие в работе по дому.
Обращайте внимание ребенка на вещи, которые могут быть большими и маленькими - на игрушки, картинки в книгах, предметы домашнего обихода, животных и людей. Не упускайте возможности поговорить с малышом о том, какой величины бывают те или иные вещи.
Закрепление и развитие умения. Непосредственному развитию данного умения посвящен параграф ВР.Д.56.
ВР.Д.56. В КАЖДОЙ ИЗ ДВУХ ПАР ПРЕДМЕТОВ ПО НАШЕЙ ПРОСЬБЕ НАХОДИТ БОЛЬШОЙ ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ ПРЕДМЕТ. Теперь в процессе занятий ребенок должен обращать внимание не только на определяемую вами величину, но и на название предмета.
Как оценить. Материалы: Два комплекта больших и маленьких предметов, например, большие и маленькие чашки, большие и маленькие кубики. Способ: Положите оба комплекта предметов на стол. Скажите: "Покажи мне (или дай или возьми) маленькую чашечку!". Затем скажите: "Покажи мне большой кубик!". В общей сложности, нужно дать пять таких указаний. Результат положительный, если ребенок хотя бы четыре раза из пяти выберет тот предмет, который вы просили.
Как учить. Используйте тот же подход, что и в параграфах ВР.Д.54 и 55, только теперь введите в работу две пары предметов одновременно. Когда вы даете указание, выделяйте голосом и величину и название предмета. Меняйте взаимное расположение предметов на столе и сами предметы.
Игровое время и участие в работе по дому. Для практики очень удобна церемония чаепития. Пригласите плюшевых мишек - большого и маленького, кукол - большую и маленькую. Поставьте большую и маленькую чашечки, положите большую и маленькую ложечки. Можно даже предложить большие и маленькие кусочки бисквита и бутерброды!
Закрепление и развитие умения. Когда ребенок освоит это умение, можно, обращаясь к нему с какой-нибудь обычной просьбой, ввести слово "большой" или "маленький": "Принеси большую ложку!" и т.п. Скоро мы перейдем к другим словам, обозначающим признаки и свойства, но продолжать упражняться в понимании таких определений, как "большой" и "маленький" нужно регулярно. Со временем можно попробовать предложить вниманию ребенка такие пары предметов, которые имеют менее заметные различия в размерах.
ВР.Д.75. ПО ПРОСЬБЕ ГОВОРЯЩЕГО ВЫБИРАЕТ ДЛИННЫЙ И КОРОТКИЙ ПРЕДМЕТЫ. Оценивать, это умение, заниматься им и практиковаться следует так же, как при освоении слов большой и маленький. В качестве учебных пособий могут использоваться различной длины ленточки, ершики для прочистки трубок, палочки, куски шланга и т.п. Если вы занимаетесь по картинкам, то на них могут быть изображены поезда, змеи, волосы, в общем, все, что вам покажется подходящим. Что бы вы ни использовали, старайтесь, чтобы ребенок физически почувствовал или проследил пальчиком различие в длине. А вот вариант игрушки "короткий-длинный". Найдите жесткую коробочку с крышкой. Идеально подойдет коробка для завтрака. Приготовьте несколько ленточек - и очень длинных (около метра), и совсем коротких. Проделайте в донышке (не в крышке!) коробки маленькие отверстия. На одном конце каждой ленточки завяжите узелки, свободные концы проденьте сквозь отверстие внутрь коробки и завяжите на них узелки. Втяните ленточки в коробку так, чтобы снаружи остались только узелки. Закройте коробку с ленточками крышкой. Малышу наверняка понравится вытягивать ленточки и узелки, и тут появится возможность обсудить их длины. Если ребенок разбирается в цветах, можно включить в игру и цвет.
ВР.Д.76. ПО ПРОСЬБЕ ГОВОРЯЩЕГО ВЫБИРАЕТ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ПРЕДМЕТЫ.
Дети любят трогать разные вещи, поэтому им, вероятно, понравятся занятия по освоению понятий "твердый" и "мягкий". Кроме того, это будет хорошим переключением - ведь до сих пор малыш больше "работал" глазами. Многие дети, когда их просят сделать выбор, предпочитают мягкие предметы, может быть, потому, что их трогать интереснее, а может быть, потому, что в повседневной жизни мы больше говорим о наших ощущениях, когда речь идет о мягких вещах. Привлечь интерес к понятию "твердый" можно, слегка сыграв: постучать согнутым пальцем о твердую поверхность, попытаться вбить в нее палец, удариться рукой и воскликнуть: "Ой!" и т.п.
Как оценить. Материалы: Четыре пары предметов, причем в каждой паре один предмет - твердый, а другой - мягкий. Старайтесь подобрать их так, чтобы предметы одной пары были близки по цвету и размеру. Способ: Положите перед малышом одну пару предметов и дайте ему их потрогать. Скажите: "Что здесь твердое?...Что здесь мягкое?". Повторите эту процедуру с остальными парами предметов, меняя порядок вопросов и взаимное расположение предметов (скажем, не следует всегда класть мягкий предмет слева). Результат положительный, если ребенок в трех случаях из четырех найдет твердый предмет и в трех случаях из четырех - мягкий.
Как учить. Здесь применим подход, описанный в параграфах ВР.Д.54 и 55, только теперь перед очередной просьбой нужно давать ребенку пощупать предлагаемые предметы. Заметим, что прежде, чем выполнить ваше указание ребенок, возможно, захочет потрогать предметы еще раз, а вы можете подумать, что он собирается взять не то, что нужно. Подождите, пока он не сделает окончательный выбор. Поставить точку вам поможет такого рода просьба: "Положи мягкое (или твердое) вот сюда!" - и покажите на коробку, ведерко или мисочку. Тогда малыш сможет трогать предметы, сколько захочет, а когда он положит предмет туда, куда вы просите, уже можно будет прореагировать - похвалить его, или прийти на помощь. Данное умение нужно отрабатывать на разных предметах. Существуют различные виды и степени мягкости, и даже твердые вещи могут быть шершавыми и гладкими, тяжелыми и легкими. Работая с большим количеством образцов, ребенок учится фокусировать свое внимание на решающих различиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|