Закрепление и развитие умений данной группы.
Когда ребенок успешно пройдет последний параграф данного раздела, попробуйте дать ему два предмета, близких по размеру, и дайте несколько указаний, касающихся изменения взаимного расположения этих предметов, например,: "Поставь стульчик за кубик!", "Поставь кубик за стульчик!", "Поставь кубик перед стульчиком!", "Поставь стульчик перед кубиком!" Далее можно приступить к работе над словами между и возле, (последнее близко по значению к слову сбоку). используя лист бумаги или другую плоскую поверхность, можно учить ребенка таким понятиям, как верх, низ, середина, край. Наконец, можно ввести понятия левый и правый. Продолжите ли вы изучение слов, определяющих взаимное расположение предметов, или нет, - в любом случае помогайте ребенку повторять то, что он уже узнал; включайте знакомые слова в повседневную деятельность - в игру и домашние занятия.
ГЛАВА 7 ВР.Ж. Умение реагировать на грамматические особенности.
Грамматические особенности - это звуки или слова, которые редко употребляются самостоятельно, но усиливают или изменяют значения других слов или фраз. Большинство грамматических особенностей осваивается хорошо и естественно по мере освоения разговорной речи. Вы встретитесь с этой проблемой в главах 1 и 3 книги 3 в разделе, посвященном грамматике. Некоторые грамматические формы мы включили в проверочный список "Восприятие речи" Перечня умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР), не только потому, что их следует научиться понимать до того, как использовать, но и потому, что детям, которые еще не говорят, необходимо распознавать эти формы в речи окружающих и соответствующим образом реагировать на них.
Ниже мы приводим перечень умений данной группы.
От 2 до 3 лет 61. Распознает множественное число существительных. 62. Различает притяжательные местоимения. 63. В словах говорящего, который показывает два предмета, распознает частицу не.
От 3 до 4 лет 88. В словах говорящего, который демонстрирует два действия, распознает частицу не. 89. Распознает частицу не, когда ее употребляют по отношению к признаку предмета. 90. Различает местоимения его, ее, я, ты.
ВР.Ж.61. РАСПОЗНАЕТ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Для того, чтобы ребенок мог использовать в своей речи существительные во множественном числе, он должен уметь распознавать множественное число в речи других и связывать значение произнесенного слова с его звучанием. Подумать только - от какого-то маленького слабого звука значение слова может существенно измениться! Ребенок, который еще не говорит, способен научиться понимать достаточно тонкие оттенки смысла того, о чем ему говорят.
Как оценить. Материалы: Три комплекта картинок. В каждом комплекте на одной картинке должен быть изображен один предмет, на другой - несколько таких же (или похожих) предметов. Например, можно приготовить следующие комплекты: одна машинка - несколько машинок, одна звездочка - несколько звездочек, один цветок - несколько цветков. Если хотите, можно вместо картинок использовать предметы, например, один предмет из сервиза и несколько разных предметов из сервиза (здесь необходимо следить за тем, чтобы один предмет и группу можно было визуально легко разделить). Способ: Положите перед малышом одну пару картинок. Скажите: "Покажи мне машинку! Покажи мне машинки!". Эту же процедуру повторите по отношению к другим парам картинок, меняя порядок вопросов. Результат положительный, если ребенок в пяти случаях из шести выберет ту картинку, которую вы просите.
Как учить. Некоторым детям для овладения этим умением специальные занятия не требуются. Им достаточно просто часто слышать существительные, употребляемые в единственном и множественном числе, в разговорах окружающих. Однако есть много детей, которым специальные занятия необходимы. В качестве учебных пособий следует использовать материалы, которые описаны выше (см. Как оценить). В начале каждого урока называйте то, что изображено на картинках, например, "Посмотри, у меня есть машинка... и машинки". Затем попросите малыша показать вам то, что вы назовете. Если он ошибется, привлеките его внимание к себе, удержите на своем лице его взгляд и вновь произнесите ключевое слово. Если ребенок все-таки потянется не к той картинке, вмешайтесь и направьте его к нужной со словами: "нам нужны машинки. Вот машинки!". Продолжайте занятия до тех пор, пока ребенок не научится находить то, что нужно без посторонней помощи.
Игровое время и участие в работе по дому. Само собой разумеется, вы будите употреблять в своей речи множественное число. Однако в этот период можно попробовать ввести особые игры. Здесь вам помогут части тела. Купая малыша, сделайте вид, что "обнаружили" первый пальчик, а потом - много пальцев - и на ручках, и на ножках. Об "одном" или о "двух" говорить не следует - ребенок быстро решит, что множественное число определяется не окончанием, а словом "два".
Закрепление и развитие умения. Лет до четырех дети, в большинстве своем, не могут понять, почему мы говорим "человек", но "люди". Они могут сказать "человеки". Однако вам в вашей речи все-таки нужно употреблять правильные формы.
ВР.Ж.62. РАЗЛИЧАЕТ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. В данном параграфе мы рассмотрим притяжательные местоимения мой и твой.
Как оценить. Материалы: Три предмета, без сомнения принадлежащих трем членам семьи. Заметим, что один из них должен принадлежать ребенку, другой - тому, кто оценивает это умение. Например, можно взять три ботинка или три сумки. Способ: Спросите малыша: "Который (ботинок) твой?". "Который ботинок мой?". На каждый предмет дайте по три попытки.
Результат положительный, если ребенок правильно определит каждый предмет хотя бы по одному разу.
Как учить. Это умение само по себе таково, что им надо заниматься в игровое время и в бытовых ситуациях. Разговаривая с малышом, родители чаще употребляют имена собственные, чем притяжательные местоимения "мой" и "твой". Например, папа Люси скорее скажет: "Это папина (сумка), а это - Люпина". На ранних стадиях освоения языка это не страшно. В самом деле, ребенку очень важно привыкнуть к именам родных. Однако теперь старайтесь чаще употреблять притяжательные местоимения "мой" и "твой" и проверять, понимает ли их малыш. Задавайте ему вопросы, типа тех, которые мы привели выше (см. пункт Как оценить).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|