Созерцательная сила суждения
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Франс Карлгрен Антропософский Путь Познания
ПРЕДИСЛОВИЕ Одноэтажный светлый домик Франса Карлгрена стоит на окраине небольшого шведского городка Иерна; это в полусотне километров от Стокгольма. На небольшом огороженном участке около дома гуляют козы и курицы. Дом стоит фасадом к узкой дороге, а сзади к нему почти вплотную подступает лес. По дороге время от времени проедет одинокая «Вольво» или «Сааб», а за просветами перелесков вдали проблескивает серебристая гладь Балтики. — Хозяин дома (высокий, в брезентовой штормовке, ему уже за шестьдесят пять) похож на крестьянина. У него широкое открытое лицо, с русым чубом, большие рабочие руки, неторопливая и раздельная речь. Франс Карлгрен, как и многие антропософы, немало работает руками. А еще он учитель, много лет преподает в стокгольмской «Кристофер-школе», в Йернском «Рудольф Штейнер Семинаре». И он один из наиболее известных шведских антропософов, автор целого ряда книг об антропософском движении, о вальдорфской педагогике, об истории. Общепризнанно, что его книгам удается сочетать в себе основательность, глубину, научность подхода — с простотой и прозрачностью изложения. Его друзья иногда говорят: «Франс тратит массу времени на то, чтобы придти в результате к чему-то «простецкому». Но все понимают, что это добрая шутка; придти к простоте — это как раз самое сложное. Так и эта книга. В ней автор попытался обрисовать суть современного антропософского пути внутреннего развития человека. По словам Рудольфа Штейнера, основателя антропософии, «это путь познания, на котором духовное в отдельном человеке может придти к духовному во вселенной». Один из главных принципов здесь — это принцип осознанности. И поэтому Франс Карлгрен попытался — компактно и разносторонне — развернуть широкий «контекст осознания».
В книге дана широкая духовно-историческая панорама вопроса. Читатель узнает о гётеанизме, как о важнейшей предпосылке антропософии; о фундаментальной проблеме «живого познания жизни»; о духовно-душевном существе человека, о его бессмертном и неуклонно развивающемся ядре; о различных путях внутреннего развития, отвечающих различным историческим эпохам, различным «возрастам человечества» (о посвящениях в древности, о йоге, об античных ритуалах и т. д.). В центре книги — антропософский внутренний праксис: концентрация, медитация, моральные упражнения, ступени сверхчувственного познания. Показан современный, научный характер этого пути — решительно отличающийся от различных, вновь всплывающих ныне направлений атавистического ясновидения, транса и медиумизма. Антропософская духовность ясно отличена от нарастающей ныне, порой мутноватой, волны мистицизма. Завершает книгу тема культурно-обновляющего импульса антропософии (духовная наука в вальдорфских школах, на биолого-динамических фермах, в лечебно-педагогических заведениях, в искусстве и банковском деле и т. д.). Читатель, особенно наш, российский, имеет возможность задуматься: много ли сейчас резона бесконечно говорить и спорить о «духовности» как таковой (о бесконечных философских и эзотерических «системах», «программах», «концепциях» самих по себе, на уровне «духовных идеологий»), — или же здесь, и особенно сейчас, весьма уместно вспомнить добрый совет Гёте: «Лишь плодотворное цени» ... Нам осталось менее десяти лет до конца столетия. И сейчас целые народы, может быть всё человечество в целом, пытаются осознать кошмар этого столетия (тоталитаризм, мировые войны, экологическое безумие, этическая деградация и т. д., и т. п), пытаются как бы очнуться от его ужасов, стряхнуть их с себя и придти к чему-то новому. Наивно было бы думать, что силы, вызывавшие всё это, более не действуют. Эти силы, коренящиеся в нашем сознании, весьма активны, — и вспышки чудовищного национализма или же безудержной политической агрессивности суть лишь некоторые из их проявлений. Но можно почувствовать, что появляются и новые, нежданные и свежие силы. С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штайнер главную свою философскую книгу назвал «Философия Свободы». Современная антропософия, в своем живом и постоянно обновляющемся существе, имеет глубокую внутреннюю связь с этим духом Свободы конца столетия. (А. Пинский)
ВЗГЛЯД НА ЖИВОЕ Лето. Мы идем по лугу и собираем растения; скорее всего это маргаритки лютики и молочный бодяк. Мы особенно обращаем внимание на то, чтобы взять целиком стебель, все листья и, по возможности, часть корневой системы. Если мы рассмотрим теперь листья на стебле по порядку, снизу вверх, то мы обнаружим, что нижние листья по форме отличаются от верхних. Все вместе они образуют ряд, в котором каждый лист представляет собой новую стадию некоторого процесса развития. Все три вида растений являются хорошими примерами этого феномена. Ряд начинается с маленьких простых листовых структур, которые постепенно становятся больше и все сильнее дифференцируются. Соответствующие черенки листьев также постепенно преобразуются и появляется дольчатая форма листа. Постепенно опять наступает уменьшение и упрощение, в особенности у листьев, которые находятся непосредственно под цветком. Такой ряд, в котором каждый член по своей форме является преобразованием предыдущего, называют закономерным метаморфозом (преобразованием). ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ Одним из первых исследователей природы, который систематически изучал подобные метаморфозы в мире организмов, был Иоганн Вольфганг Гете. Метод наблюдения Гете опирался на его изучение искусства. Проникнуть в язык форм, который выражается в произведениях художника, скульптора и архитектора — эта потребность сопровождала его всю жизнь. Гете был глубоко убежден в том что тот, кто хочет понять язык форм природы, должен идти аналогичным путем.
Во времена Гете, а также позднее, было много людей, которые думали, что творческая фантазия и занятия естественнонаучными наблюдениями должны противостоять друг другу. Сам Гете утверждал иное. Он считал, что художник работает по творческим принципам, выраженным в творениях природы, и что художественная деятельность — важная и необходимая предпосылка для каждого, кто хочет проникнуть в «раскрытые тайны» органического мира. Последнюю формулировку он сам охотно использовал. (Рис. 1, 2)
Гете взялся за большую работу. Он изучал растения в своем саду в Веймаре в Швейцарских Альпах и в ботаническом саду в Риме, Неаполе и Палермо. Он писал, чертил, рисовал и моделировал. Постепенно его изучение организмов охватило самые разнообразные виды. Он сам пришел к важным и отчасти новым результатам. Он изучал черепа из одного анатомического института и установил что межчелюстная кость существует не только у млекопитающих, но и у человека. До этого среди ученых было распространено мнение, что она служит анатомическим признаком, безусловно, отличающим человека от других млекопитающих. Когда Гете исследовал разбитый череп овцы, найденный им в Венеции, подтвердилось то, о чем он уже догадывался, а именно, что голова (с анатомической точки зрения) — это, в некотором роде, продолжение спинного хребта; кость затылка по своей форме является «преобразованным позвоночником». Но свой самый важный вклад в биологию он сделал в области ботаники. МЕТАМОРФОЗЫ РАСТЕНИЙ Гете изучал листья на стебле по вышеописанному принципу. Он установил что они образуют закономерный ряд, который начинается с маленьких простых листьев (сердцевидных листьев) и постепенно приобретают все большую и дифференцированную формы, чтобы к концу, когда они приблизятся к будущему соцветию, опять стать меньше по размеру и менее сложными. Со временем он обнаружил, что и цветок является членом того же ряда развития. В его самом главном ботаническом труде «Метаморфозы растений» (1790) говорится:
«Родственные отношения между венчиком и листьями на стебле открываются нам также у многих видов; ибо у многих растений на стебле появляются более или менее окрашенные листья гораздо раньше, чем они приближаются к соцветию; другие же окрашиваются полностью вблизи соцветия. А иногда природа, словно перескакивая орган чашечки, непосредственно переходит к венчику, и мы имеем возможность точно так же наблюдать в этом случае, что листья на стебле становятся лепестками венчика. И еще более удивительный случай, когда такой лист наполовину зеленый, одной своей половиной входит в состав стебля, держится на нем, в то время как его другая окрашенная часть поднимается вверх вместе с венчиком и тогда лист разрывается на две части». (Рис. 3, 4)
Гете так обобщил свои наблюдения: «От семене до наивысшего развития листа на стебле мы сначала наблюдали расширение; затем мы видели, как, благодаря сужению, возникает чашечка; лепестки венчика появляются благодаря расширению; и затем мы вскоре замечаем наибольшее расширение в плоде и наибольшую концентрацию в семени. Этими щестью стадиями природа из раза в раз завершает вечную работу размножения растений при помощи двух полов». СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ СИЛА СУЖДЕНИЯ То, что проявляется в этих метаморфозах, является всегда одним и тем же органом — листом. Чем больше Гёте углублялся в различные виды с их бесконечным множеством вариантов, тем острее становился его взгляд также и на общее — на закон метаморфоза, как таковой. Дневник итальянского путешествия (1786-1788) показывает, каким образом представление о «пра-растении" как основополагающем принципе развития растений постепенно формировалось в сознании Гете. В течение некоторого времени он считал, что прарастение следует рассматривать как реально существующее наряду с другими растениями. Однако он скоро понял, что оно не может появиться в чувственно постижимом конкретном образе. Несмотря на это, Гете воспринимал перворастение как реальность. Он считал, что открыл «управляющую функцию» в мире растений. Важнейшее значение научного творчества Гёте заключается не в его конкретных открытиях. Такие же результаты могли бы быть, без сомнения, достигнуты в течение некоторого времени и другими исследователями. Важным является способ рассмотрения как таковой. Гете считал, что он сам у себя выработал способность, которая у всех людей существует в скрытом состоянии, но может полностью проявиться только путем постоянного, терпеливого упражнения.
Его ботанические исследования состояли не только в том, чтобы вновь и вновь наблюдать и зарисовывать растения и формы листьев, но также внутренне представлять различные метаморфозы. Чувственное восприятие и мышление были при этом тесно связаны друг с другом. Способность, которую он развил, он назвал «созерцательной силой суждения». (Рис. 5)
ГЕТЕ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Гете, без сомнения, был одной из самых влиятельных личностей культурной жизни своего времени. То, что он писал, — а также в широком понимании то, что он говорил и делал, — сопровождалось неиссякаемым потоком комментариев. Само собой разумеется, его естественнонаучные исследования приводили ко множеству дискуссий. Некоторые положения о «метаморфозах растений» быстро были включены в общеупотребительный научный понятийный аппарат. Но его идеи о «созерцательной силе суждения» не смогли добиться признания. Исследователи природы того времени, в первую очередь, были собирателями материала. Их работы содержали массу детальных наблюдений, которые часто группировались и систематизировались по довольно механическому принципу. Сама по себе грандиозная система Карла Линнея с бесконечными перечислениями пестиков, тычинок и лепестков венчика во многом была дитя своего времени. Но даже у исследователей и мыслителей, которые были глубоко не удовлетворены этой формой науки, Гете не встретил большего понимания. Характерным примером является рассказ Гете о разговоре, который состоялся в июле 1794 года с Фридрихом Шиллером, его будущим другом. Они оба пришли на доклад по ботанике в естественнонаучном обществе в Йене. Затем, после доклада, когда они заговорили, Шиллер выразил сожаление по поводу разделенного на части мышления, недостаточного охвата материала в целом, что было присуще методам работы современных им исследователей природы. Гете показалось, что он встретил единомышленника. Он проводил Шиллера домой и рассказал о своих собственных исследованиях. При помощи «некоторых характерных росчерков пера» он описал символическое прарастение. Однако Шиллер реагировал примерно так, как и можно было ожидать от философски образованного человека того времени, — и, как скорее всего, реагировали бы все. Он ответил: «Это не опыт, это идея». Гете был поражен, но взял себя в руки и скрыл недовольство. Вместо этого он ответил: «Что ж, мне очень приятно, что я имею идеи, не зная об этом, и даже вижу их глазами». Здесь может возникнуть впечатление, что Гете понимал «созерцательную силу суждения» так же, как нормальное чувственное зрение. Однако он едва ли так думал. Он, правда, писал, что «праобразное» у растений может быть постигнуто только, если «глаза духа» будут постоянно и живо связаны с глазами тела. Но что, собственно говоря, он хотел этим сказать? Известно, что Гете было трудно непосредственно описать достигнутые им познавательные возможности. Он не был квалифицированным мыслителем. Философия и теория познания принадлежали к тем немногим теоретическим областям, к которым он относился как посторонний. Среди широкого круга друзей, специалистов и любознательных посетителей, с которыми он постоянно контактировал, Гете часто чувствовал себя очень одиноко. Многие мысли и инициативы, которые были для него важнее всего — а к ним, без сомнения, принадлежали его естественнонаучные основополагающие идеи, — дискутировались, однако они были и остались непонятыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|