Различные темы для медитации
От материала медитации всегда нужно требовать, чтобы погружающийся в него вступал в совершенно новую сферу идей, чем та, в которой он обычно находится в повседневной жизни. В качестве средства для медитации из явлений внешнего мира могут быть взяты камни, семена, растения, животные и человек. Соответствующие упражнения описаны в книге «Как достигнуть познания высших миров». Но есть также темы для медитации и другого рода. Можно представить себе геометрическую фигуру и подвергнуть ее определенным изменениям, например сдвинуть стороны треугольника в разных направлениях (ср. здесь же доклад Р. Штайнера от 20. 1. 1914, Собр. соч. 151). Можно исходить из какого-либо символического представления. Поучительным примером является подробное описание «медитации Розенкройца» в «Очерке тайноведения». Важная и особенно часто применяемая форма медитации — это погружение в текст. В таком тексте суть заключается не только в содержании, а в такой же степени в словах и различных звуках. Достаточно, если их «слышат» как можно более четко внутри себя. Используемые тексты берут, например, из древних религиозных источников или у некоторых представителей классической философии. В качестве конкретной рекомендации можно назвать пролог «Евангелия от Иоанна» и начало книги И. Г. Фихте «Первое введение в наукоучение». В текстах Штайнера есть много примеров подходящих медитативных упражнений, как, например, в «Изречениях Истины». В «Календаре души», который опирается на кругооборот года, для каждой недели дается медитативное рассмотрение. В главе «Думать — чувствовать — хотеть» приводится короткий текст для медитации одной из четырех книг «Драмы-мистерий».
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТЕХНИКЕ МЕДИТАЦИИ Для медитации не требуется никакой особой позы тела или какого-нибудь особого ритма дыхания. Нужно только следить за тем, чтобы тело без нужды не мешало мышлению. Желательно, следовательно, сесть удобно и по возможности прямо, потому что в этом положении, как правило, легче сосредоточиться. Упражнения не должны занимать много времени. Штайнер отмечает, что можно обойтись только 5 минутами в день. Все заключается в том, как используется время. Все же 5 минут — это очень мало. Кто серьезно начинает делать медитативные упражнения, как правило, испытывает потребность отводить на это больше времени. Хотя вообще-то это само собой разумеется, но следовало бы, может быть, упомянуть, что время, которое используется для внутренних упражнений, абсолютно не должно нарушать порядка исполнения обязанностей повседневной жизни. Медитированием нужно, как прямо отмечается, заниматься так, чтобы не нарушить порядок в происходящем мире и в непосредственном окружении. Людям, которые по своей природе интровертированны, особенно нужно обращать внимание на эту опасность. Выбор упражнений является индивидуальным. Разные люди могут иметь разные потребности. Однако очень важно, чтобы принятые решения осуществлялись с непоколебимым упорством. Некоторые упражнения могут или должны заменяться через некоторое время другими (это, естественно, особенно справедливо для таких упражнений, которые задуманы для определенной недели или времени года). Другие медитации могут только тогда развернуться во всей своей окончательной полноте, если их регулярно практиковать в течение очень долгого времени. Некоторые люди принимают решение выполнять одно и то же упражнение каждый день до конца своей жизни — и делают это. Так как упражнение основано на мыслительной деятельности, эффект ослабляется, если во время медитации думают о чем-нибудь другом. Необходима полная внутренняя активность. Сила, которая заключается в упражнениях медитации, является скрытой и может быть освобождена только при помощи собственного внутреннего напряжения человека.
Идеалом было бы, следовательно, полностью исключить во время упражнения не имеющие важности или обременяющие мысли, чувства, волевые побуждения и, насколько это возможно, также сенсорные восприятия. На практике это не всегда так легко осуществить. Надо стараться делать все возможное и не пугаться неминуемых неудач. Упражнение по концентрации, которое будет описано в следующей главе, является хорошей помощью, чтобы научиться собирать мысли. Главное, что может быть достигнуто в ходе упражнения — это постепенное освобождение «внутреннего человека», который рождается благодаря мыслительной активности и который совершенно отличается от нашего обычного «Я». В момент, когда появляется это переживание, концентрация не составляет никакого труда. Внутренний человек имеет силу подняться над повседневными заботами и неприятностями. Здесь необходимо отметить, что глубокий покой и сильная радость, которые можно пережить в такой момент, не имеют ничего общего с пассивностью. Если допустить парадоксальное выражение, то это переживание — «покой во внутренней активности». Заботы и неудачи, само собой разумеется, накладывают отпечаток на медитативные переживания. Но личная ситуация предстанет в другом свете, если, несмотря ни на что, мобилизовать внутреннюю энергию, которая необходима, чтобы даже в реальных жизненных кризисах можно было продолжить регулярные упражнения. ОБРАТНЫЙ ПРОСМОТР ДНЯ Одно из рекомендованных Штайнером упражнений — это проведение каждый вечер перед засыпанием обратного, ретроспективного рассмотрения прошедшего дня. Тому, кто предается какой-либо форме вечерней медитации, следовало бы проводить ретроспективу до медитации. Рассмотрение следует проводить в обратном направлении и, по возможности, охватить весь ход событий дня. Вы видите самого себя «в событиях», начиная с вечера, и прослеживаете события вплоть до пробуждения утром. Ретроспектива не должна продолжаться слишком долго. Штайнер указывает время — пять минут. На практике это означает, что нужно ограничиться самыми важными событиями.
Подходящий способ — это выбирать особые образы и с максимальной ясностью их себе представлять. Другие события рассматриваются более поверхностно. Особенно важно, чтобы ретроспектива не превратилась в обвинительный акт. Нужно воздержаться от оценок и выводов. Чем более объективно и по-деловому можно рассмотреть самого себя и свое окружение, тем лучше. Вечернее упражнение исходит из того, что благодаря спокойному и мирному созерцанию только что прошедшего дня мы делаемся «свободными» от него. Причина, по которой ретроспективу следовало бы делать в обратном порядке, заключается в том, что такая направленность требует большего напряжения мысли и осознанности. Если начать с утра, то, возможно, воспоминания будут разворачиваться более или менее автоматически. «Обратная перспектива» иногда может стать немного комичной. Но это не является недостатком. Может быть как раз очень нужно рассмотреть собственный образ с легкой иронией. НЕКОТОРЫЙ ОПЫТ Кто на протяжении многих лет медитировал по указаниям Штайнера, может, хотя бы до определенной степени, представить себе их действие. Я ограничусь здесь упоминанием об опыте, который я считаю очень характерным и естественным и который, очевидно, прямо связан с подлинным ученичеством. Медитация, которая проводится вечером перед засыпанием, может иметь особенно сильный эффект. Если найти в себе силы преодолеть усталость и действительно интенсивно погрузиться в выбранные упражнения, то наверняка случится, что засыпание придет «с опозданием», — но утрата сна компенсируется повышенной силой ума и работоспособностью, которые появятся на следующий день. Улучшается способность эмоционально проникнуться проблемами другого человека. Воздействие, следовательно, испытывают мышление, чувства и воля. Тот, кто страдает от бессонницы, конечно, должен быть осторожным со своими вечерними занятиями. Но тот, кто обычно хорошо спит, может без колебания испробовать, получится ли у него это.
Качество утренней медитации, как правило, очень сильно зависит от того, что происходило вечером перед засыпанием. Очевидно, что проводимые вечером упражнения имеют сильное влияние на бессознательные ночные переживания человека. Тот, кто выработал у себя примычку регулярно упражняться, но по какой-то внешней причине начинает небрежно относиться к этому, скоро заметит негативные последствия, в результате которых вновь приобретенные духовные силы опять ослабятся. Уверенность в себе, острота мысли и сила воли уменьшатся, интерес к другому человеку ослабнет. Тот, кто выработал в себе глубокую и стойкую потребность в таком внутреннем упражнении, при определенных обстоятельствах будет испытывать большие трудности, чтобы снова это прекратить. Вполне понятно, что из этого возникают серьезные внутренние проблемы. Если когда-то пробудить своего внутреннего человека к осознанной жизни, то нельзя обращаться с ним по своему произволу. У активного спортсмена, который внезапно прекращает тренировки, можно наблюдать как отдельные тяжелые нарушения телесных функций, так и общее ухудшение здоровья. Его подтянутое постоянной тренировкой тело реагирует более чувствительно, чем нетренированное. Похоже обстоит дело и со сверхчувственными членами человеческого существа. Приобретенные душевные силы хотят сохраниться в своей силе и свежести путем постоянно повторяемого упражнения. Одно из важнейших последствий, которое может возникнуть в результате продолжительных упражнений, заключается в том, что шаг за шагом исчезает сомнение в существовании внутреннего человека. Известно, что душа и тело — это не только понятия, но и реальности. «Дух» — это, по сути дела, тот, кто упражняется. «Душа» — это субстанция, которая обрабатывается. Человек, наблюдающий и переживающий постоянное подтверждение этого, постигает внутренний опыт, в котором его уже нельзя разубедить и который нельзя у него отнять. 70
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|