Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Храмовый сон в античном мире




Для людей античности было естественным, что во время сна внутренняя сущность находится в ином, божественном мире, ко­торый направляет в физический организм потоки сил (и, среди прочего, благодаря сновидениям). Многие храмы в греческо-римском мире были своего рода святынями, куда отправлялись большие толпы людей, чтобы исцелиться от различных болезней. Такие храмы имелись, например, в Пергамоне в Малой Азии и во многих местах в Греции и Италии. Самый важный храм на­ходился в г. Эпидавре в Пелопоннесе.

Что там происходило, так описывается французским истори­ком Робером Флакельером:

«Паломники шли вечером спать в зал инкубации. И они ста­новились здоровыми — часто после сновидения, в котором они видели Асклепия, бога врачевания, сына Аполлона, который при­ходил к ним, дотрагивался до больной части тела и исцелял ее или давал им «врачебное предписание», которому они по про­буждении немедленно следовали. Интересные надписи в Эпидавре сохранили свидетельства о таких «чудесах» для потомков; полуслепая женщина вновь вернула свое полное зрение, немой ребенок внезапно начал говорить, один мужчина исцелился от гниющей раны».

В некоторых музеях мира выставлены античные «дары обето­ванные». Они были переданы страждущими, которые во вре­мена древнего Рима подарили их в храм исцеления в надежде на выздоровление — или также в качестве благодарности за исцеление. Дары представляют собой слепки различных частей тела: головы, рук, ног, а также мужских и женских половых органов.

Как правило, эти предметы не имеют индивидуальной формы выражения, а кажутся произведенными «поточным образом». Можно предположить, что они продавались непосредственно около места совершения культа.

По «официальной» религиозной точке зрения, божество при­ходило на помощь к страждующим во время сна. Но по сути дела помощь осуществлялась жрецами храма.

В докладе от 5. 9. 1908 (Собр. соч. 106) Штайнер в качестве аргумента выставляет то, что уже в Древнем Египте «храмовый сон» практиковался жрецами при применении гипноза — однако здесь имели место действительные сверхчувственные пережива­ния, которые находили выражение в сновидениях страждущих.

«Заволакивали сознание и давали ему заглянуть в духовные миры. После этого свои астральные переживания направляли таким образом, чтобы они имели силы вновь влить здоровье в тело».

Формы гипноза, применявшиеся в античных храмах Асклепия, являлись глубоким вмешательством во внутреннюю консти­туцию страждущего. Если бы их использовали в наше время, их едва ли признали бы в медицине в этическом плане. Подобные методы больше и не подходят современному человеку с его уси­ленным сознанием «Я». Но время от времени случается, что и с современными людьми спонтанно совершается такое, что очень сильно напоминает античный «храмовый сон». Примечательный пример воспроизводится в автобиографии известного швейцар­ского психолога и врача К. Г. Юнга.

СНОВИДЕНИЕ К. Г. ЮНГА

К. Г. Юнг жил с 1875 по 1961 год. Когда после смерти была опубликована его автобиография «Воспоминания, сны, мысли», многие из его ближайших друзей и сотрудников были глубоко потрясены. Из книги следовало, главным образом, что Юнг на протяжении всей своей жизни упорно скрывал некоторые фак­ты, коренным образом касающиеся его собственного внутренне­го мира. Близкие ему люди знали о его личной религиозности как о некотором источнике вдохновения, выражавшемся в его неутомимом интересе к мифам, сновидениям и другим внутренним переживаниям, в его врачебной практике, а также в его научных публикациях. Но почти никто не знал, что Юнг на про­тяжении определенного времени своей жизни имел такие интенсивные и буквально все переворачивающие переживания, что временами он в какой-то степени чувствовал себя беспомощным перед ними. Эти переживания имели решающее значение для всей его жизни.

О внутреннем опыте, который, вероятно, имел самое большое значение для его развития, он пишет:

«В начале 1944 я сломал ногу. За этим последовал инфаркт. В бессознательном состоянии у меня были бред и видения. Этого и следовало бы ожидать, когда мне из-за непосредственной угрозы смерти ввели камфору и кислород».

Далее следует, что, по его мнению, причиной этих пережива­ний послужили прежде всего медицинские мероприятия. Однако эти переживания продолжались длительное время, так что их нельзя было бы считать галлюцинаторными или просто иллю­зорными.

«Образы были такими сильными, что я сам заключил, что близок к смерти. Моя сиделка говорила мне позднее: «Вы были как будто бы окружены светлым сиянием». Это было то, что она иногда наблюдала у умирающих. Я был на пределе и не знал, нахожусь ли я во сне или в экстазе. Во всяком случае, для меня начались чрезвычайно потрясающие вещи. Мне казалось, будто бы я нахожусь высоко наверху во вселенной. Далеко внизу я ви­дел Земной шар, погруженный в великолепный голубой цвет. Я видел сине-голубое море и континенты. Глубоко под моими ногами лежал Цейлон, а передо мной был субконтинент Индия».

Тут следует очевидно правильное детальное описание пано­рамы.

«Позднее я навел справки, как далеко необходимо поднять­ся в пространстве, чтобы иметь такой широкий обзор. Это около 1500 км!»

Юнг описывает, как он повернулся во сне по направлению к югу и заметил темную каменную глыбу, которая походила на огромный, парящий во вселенной метеорит. «Камень» показался ему храмом.

«Дверь вела в маленькую прихожую. Справа на каменной скамье сидел черный индус в позе лотоса. Так он ожидал меня — молча.

Когда я приблизился к ступеням, ведущим к входу в скале, со мной произошло что-то необыкновенное: у меня было чувство, будто все существовавшее до сих пор было оторвано от меня. Все, к чему я стремился, что я хотел или о чем я думал, вся фантасмагория земного бытия отпала от меня или была у меня похищена — это чрезвычайно болезненный процесс. Однако что-то осталось; как если бы я теперь имел при себе все то, что я же совершил или пережил, все то, что происходило раньше вокруг меня. Я бы мог также сказать: это было со мной и это было «Я».

Теперь Юнг пришел — во сне — к убеждению, что внутри хра­ма он мог бы встретиться со всеми людьми, с которыми он был очень глубоко связан. Но он также верил, что он найдет там ответ на все свои вопросы о подлинном смысле своей жизни и о существовании человека до рождения и после смерти.

«Когда я еще задумался об этих вещах, произошло нечто, что привлекло мое внимание: снизу, из того места, где была Европа, поднимался образ. Это был мой врач или, вернее, его образ, обрамленный золотой цепью или золотым лавровым вен­ком. Я сразу понял: ах, это ведь мой врач, который меня лечил. Но теперь он идет в своем первообразе, в образе Василия из Коса. (На острове Кос находился один из самых известных хра­мов античности — храм Асклепия, — где искали исцеления при помощи снов: «Василий» — греческое имя и означает «царь»).

В жизни он был аватаром этого Василия, временным вопло­щением издавна существовавшего прообраза. И вот он идет в своем прообразе. (Слово «аватар» происходит из санскрита и означает божественную инкарнацию, воплощение).

После того, как он, словно образ из глубины, выплыл ко мне и встал передо мной, между нами состоялся обмен мыслями без слов. Мой врач был как раз послан с земли, чтобы сообщить мне: мое намерение уйти было бы нежелательно. Мне не следо­вало бы покидать землю, и я должен вернуться обратно. В тот момент, когда я это услышал, видение прекратилось».

ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЮНГА

Приведенные Юнгом сообщения заслуживают особого вни­мания. Он отмечает, что не хотел возвращаться обратно к жиз­ни. Он не мог больше есть, потому что все блюда казались ему отвратительными. В то время, как против своей воли он медлен­но поправлялся, видения во сне продолжались каждый день.

«Невозможно представить себе, какие прекрасные и интен­сивные чувства были во время видений. Они были самым не­обыкновенным, что я когда бы то ни было пережил. А потом этот контраст, этот день! Вот тут я измучился, и мои нервы сов­сем расшатались. Все меня раздражало. Все было слишком ма­териальным, слишком грубым и слишком громоздким...»

Его воля противилась врачу, который терпеливо стремился вылечить тело, которое сам Юнг хотел покинуть. В своем отчужденном от мира состояния Юнг пытался заинтересовать коллегу-врача в своем сновидении. Он был крайне раздражен, когда его коллега не захотел проникнуться этим.

«Я, напротив, заботился о нем: Боже мой, ему ведь угрожает опасность! Он ведь явился мне в своем первообразе! А если кто-нибудь принимает этот образ, то это в известной степени озна­чает, что он должен умереть. — Внезапно мне пришла ужасаю­щая мысль, что он должен умереть — вместо меня!»

Юнг все больше и больше убеждался в том, что его врач должен умереть. Так оно и случилось.

«4 апреля 1944 г. — я еще знаю точно дату — мне в первый раз можно было присесть на краю постели, и в тот же самый день он лег в постель и больше уже не встал. Я слышал, что у него, вероятно, был приступ лихорадки. Вскоре после этого он умер от заражения крови. Он был хороший врач и в чем-то ге­ниален. Иначе бы он не явился мне как князь Коса».

Сам же Юнг выздоровел. Когда он почувствовал, что, нако­нец, находится на пути обратно к жизни, видения прекратились.

«После болезни для меня начался плодотворный период ра­боты. Многие мои основные произведения возникли только тогда».

Конечно, можно спорить о достоверности этого рассказа. Кто хочет поставить под сомнение его правдивость, не должен забывать, что Юнг сам был очень опытный врач и искусный психолог-наблюдатель и что он сам не хотел исцелиться. Его собственная убежденность, что видения способствовали его вы­здоровлению, не может, следовательно, сразу быть отвергнута. Описание Юнга, как он пережил видение своего коллеги в обра­зе «Василия из Коса», звучит как воспоминание о мире антич­ного культа Асклепия.

Теперь мы достигли важного момента в нашей книге.

Первые три главы стремились создать теоретическую основу, необходимую для постоянного изучения этой книги.

Кто не знаком с представлениями Штайнера например об органической природе, о внутренней конституции человека и о значении сна для нашего существования, не может понять антропософский путь познания и упражнений.

 

МЕДИТАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Все больше людей чувствуют потребность во внутреннем по­кое и душевной силе, которых можно достичь при помощи меди­тации.

Выбор путей медитации сегодня чрезвычайно богат. Они предлагают свою помощь любому человеку, желающему восста­новить свое физическое или психическое здоровье или развить свои способности. Они не предполагают никакого особого миро­воззрения и не требуют обстоятельного изучения.

Именно потому, что относительно предварительных знаний не выдвигается никаких требований, часто отмечается, что необ­ходим учитель (гуру).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...