Храмовый сон в античном мире
Для людей античности было естественным, что во время сна внутренняя сущность находится в ином, божественном мире, который направляет в физический организм потоки сил (и, среди прочего, благодаря сновидениям). Многие храмы в греческо-римском мире были своего рода святынями, куда отправлялись большие толпы людей, чтобы исцелиться от различных болезней. Такие храмы имелись, например, в Пергамоне в Малой Азии и во многих местах в Греции и Италии. Самый важный храм находился в г. Эпидавре в Пелопоннесе. Что там происходило, так описывается французским историком Робером Флакельером: «Паломники шли вечером спать в зал инкубации. И они становились здоровыми — часто после сновидения, в котором они видели Асклепия, бога врачевания, сына Аполлона, который приходил к ним, дотрагивался до больной части тела и исцелял ее или давал им «врачебное предписание», которому они по пробуждении немедленно следовали. Интересные надписи в Эпидавре сохранили свидетельства о таких «чудесах» для потомков; полуслепая женщина вновь вернула свое полное зрение, немой ребенок внезапно начал говорить, один мужчина исцелился от гниющей раны». В некоторых музеях мира выставлены античные «дары обетованные». Они были переданы страждущими, которые во времена древнего Рима подарили их в храм исцеления в надежде на выздоровление — или также в качестве благодарности за исцеление. Дары представляют собой слепки различных частей тела: головы, рук, ног, а также мужских и женских половых органов. Как правило, эти предметы не имеют индивидуальной формы выражения, а кажутся произведенными «поточным образом». Можно предположить, что они продавались непосредственно около места совершения культа.
По «официальной» религиозной точке зрения, божество приходило на помощь к страждующим во время сна. Но по сути дела помощь осуществлялась жрецами храма. В докладе от 5. 9. 1908 (Собр. соч. 106) Штайнер в качестве аргумента выставляет то, что уже в Древнем Египте «храмовый сон» практиковался жрецами при применении гипноза — однако здесь имели место действительные сверхчувственные переживания, которые находили выражение в сновидениях страждущих. «Заволакивали сознание и давали ему заглянуть в духовные миры. После этого свои астральные переживания направляли таким образом, чтобы они имели силы вновь влить здоровье в тело». Формы гипноза, применявшиеся в античных храмах Асклепия, являлись глубоким вмешательством во внутреннюю конституцию страждущего. Если бы их использовали в наше время, их едва ли признали бы в медицине в этическом плане. Подобные методы больше и не подходят современному человеку с его усиленным сознанием «Я». Но время от времени случается, что и с современными людьми спонтанно совершается такое, что очень сильно напоминает античный «храмовый сон». Примечательный пример воспроизводится в автобиографии известного швейцарского психолога и врача К. Г. Юнга. СНОВИДЕНИЕ К. Г. ЮНГА К. Г. Юнг жил с 1875 по 1961 год. Когда после смерти была опубликована его автобиография «Воспоминания, сны, мысли», многие из его ближайших друзей и сотрудников были глубоко потрясены. Из книги следовало, главным образом, что Юнг на протяжении всей своей жизни упорно скрывал некоторые факты, коренным образом касающиеся его собственного внутреннего мира. Близкие ему люди знали о его личной религиозности как о некотором источнике вдохновения, выражавшемся в его неутомимом интересе к мифам, сновидениям и другим внутренним переживаниям, в его врачебной практике, а также в его научных публикациях. Но почти никто не знал, что Юнг на протяжении определенного времени своей жизни имел такие интенсивные и буквально все переворачивающие переживания, что временами он в какой-то степени чувствовал себя беспомощным перед ними. Эти переживания имели решающее значение для всей его жизни.
О внутреннем опыте, который, вероятно, имел самое большое значение для его развития, он пишет: «В начале 1944 я сломал ногу. За этим последовал инфаркт. В бессознательном состоянии у меня были бред и видения. Этого и следовало бы ожидать, когда мне из-за непосредственной угрозы смерти ввели камфору и кислород». Далее следует, что, по его мнению, причиной этих переживаний послужили прежде всего медицинские мероприятия. Однако эти переживания продолжались длительное время, так что их нельзя было бы считать галлюцинаторными или просто иллюзорными. «Образы были такими сильными, что я сам заключил, что близок к смерти. Моя сиделка говорила мне позднее: «Вы были как будто бы окружены светлым сиянием». Это было то, что она иногда наблюдала у умирающих. Я был на пределе и не знал, нахожусь ли я во сне или в экстазе. Во всяком случае, для меня начались чрезвычайно потрясающие вещи. Мне казалось, будто бы я нахожусь высоко наверху во вселенной. Далеко внизу я видел Земной шар, погруженный в великолепный голубой цвет. Я видел сине-голубое море и континенты. Глубоко под моими ногами лежал Цейлон, а передо мной был субконтинент Индия». Тут следует очевидно правильное детальное описание панорамы. «Позднее я навел справки, как далеко необходимо подняться в пространстве, чтобы иметь такой широкий обзор. Это около 1500 км!» Юнг описывает, как он повернулся во сне по направлению к югу и заметил темную каменную глыбу, которая походила на огромный, парящий во вселенной метеорит. «Камень» показался ему храмом. «Дверь вела в маленькую прихожую. Справа на каменной скамье сидел черный индус в позе лотоса. Так он ожидал меня — молча. Когда я приблизился к ступеням, ведущим к входу в скале, со мной произошло что-то необыкновенное: у меня было чувство, будто все существовавшее до сих пор было оторвано от меня. Все, к чему я стремился, что я хотел или о чем я думал, вся фантасмагория земного бытия отпала от меня или была у меня похищена — это чрезвычайно болезненный процесс. Однако что-то осталось; как если бы я теперь имел при себе все то, что я же совершил или пережил, все то, что происходило раньше вокруг меня. Я бы мог также сказать: это было со мной и это было «Я».
Теперь Юнг пришел — во сне — к убеждению, что внутри храма он мог бы встретиться со всеми людьми, с которыми он был очень глубоко связан. Но он также верил, что он найдет там ответ на все свои вопросы о подлинном смысле своей жизни и о существовании человека до рождения и после смерти. «Когда я еще задумался об этих вещах, произошло нечто, что привлекло мое внимание: снизу, из того места, где была Европа, поднимался образ. Это был мой врач или, вернее, его образ, обрамленный золотой цепью или золотым лавровым венком. Я сразу понял: ах, это ведь мой врач, который меня лечил. Но теперь он идет в своем первообразе, в образе Василия из Коса. (На острове Кос находился один из самых известных храмов античности — храм Асклепия, — где искали исцеления при помощи снов: «Василий» — греческое имя и означает «царь»). В жизни он был аватаром этого Василия, временным воплощением издавна существовавшего прообраза. И вот он идет в своем прообразе. (Слово «аватар» происходит из санскрита и означает божественную инкарнацию, воплощение). После того, как он, словно образ из глубины, выплыл ко мне и встал передо мной, между нами состоялся обмен мыслями без слов. Мой врач был как раз послан с земли, чтобы сообщить мне: мое намерение уйти было бы нежелательно. Мне не следовало бы покидать землю, и я должен вернуться обратно. В тот момент, когда я это услышал, видение прекратилось». ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЮНГА Приведенные Юнгом сообщения заслуживают особого внимания. Он отмечает, что не хотел возвращаться обратно к жизни. Он не мог больше есть, потому что все блюда казались ему отвратительными. В то время, как против своей воли он медленно поправлялся, видения во сне продолжались каждый день. «Невозможно представить себе, какие прекрасные и интенсивные чувства были во время видений. Они были самым необыкновенным, что я когда бы то ни было пережил. А потом этот контраст, этот день! Вот тут я измучился, и мои нервы совсем расшатались. Все меня раздражало. Все было слишком материальным, слишком грубым и слишком громоздким...»
Его воля противилась врачу, который терпеливо стремился вылечить тело, которое сам Юнг хотел покинуть. В своем отчужденном от мира состояния Юнг пытался заинтересовать коллегу-врача в своем сновидении. Он был крайне раздражен, когда его коллега не захотел проникнуться этим. «Я, напротив, заботился о нем: Боже мой, ему ведь угрожает опасность! Он ведь явился мне в своем первообразе! А если кто-нибудь принимает этот образ, то это в известной степени означает, что он должен умереть. — Внезапно мне пришла ужасающая мысль, что он должен умереть — вместо меня!» Юнг все больше и больше убеждался в том, что его врач должен умереть. Так оно и случилось. «4 апреля 1944 г. — я еще знаю точно дату — мне в первый раз можно было присесть на краю постели, и в тот же самый день он лег в постель и больше уже не встал. Я слышал, что у него, вероятно, был приступ лихорадки. Вскоре после этого он умер от заражения крови. Он был хороший врач и в чем-то гениален. Иначе бы он не явился мне как князь Коса». Сам же Юнг выздоровел. Когда он почувствовал, что, наконец, находится на пути обратно к жизни, видения прекратились. «После болезни для меня начался плодотворный период работы. Многие мои основные произведения возникли только тогда». Конечно, можно спорить о достоверности этого рассказа. Кто хочет поставить под сомнение его правдивость, не должен забывать, что Юнг сам был очень опытный врач и искусный психолог-наблюдатель и что он сам не хотел исцелиться. Его собственная убежденность, что видения способствовали его выздоровлению, не может, следовательно, сразу быть отвергнута. Описание Юнга, как он пережил видение своего коллеги в образе «Василия из Коса», звучит как воспоминание о мире античного культа Асклепия. Теперь мы достигли важного момента в нашей книге. Первые три главы стремились создать теоретическую основу, необходимую для постоянного изучения этой книги. Кто не знаком с представлениями Штайнера например об органической природе, о внутренней конституции человека и о значении сна для нашего существования, не может понять антропософский путь познания и упражнений.
МЕДИТАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Все больше людей чувствуют потребность во внутреннем покое и душевной силе, которых можно достичь при помощи медитации. Выбор путей медитации сегодня чрезвычайно богат. Они предлагают свою помощь любому человеку, желающему восстановить свое физическое или психическое здоровье или развить свои способности. Они не предполагают никакого особого мировоззрения и не требуют обстоятельного изучения. Именно потому, что относительно предварительных знаний не выдвигается никаких требований, часто отмечается, что необходим учитель (гуру).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|