Естественнонаучная картина мира
Гете умер в 1832 году. В это время начался коренной перелом в умах людей, ведший к тому, что прежняя религиозноориентированная картина мира шаг за шагом заменялась естественнонаучной. Тем самым изменялся взгляд на развитие организмов и их действительную природу. Для авторитетных биологов XVIII столетия, например Линнея, целесообразное и планомерное в строении организмов не представляло никакой проблемы. Напротив, это, как им казалось, подтверждало их веру во всепостигающую творческую силу. В XIX столетии, основываясь на совершенно новых научных выводах, Гельмгольтц, Велер, Берцелиус и ряд других исследователей доказали, что органическая материя подчинена тем же законам, что и неорганическая. Множество феноменов, которые до этого наивно понимались как выражение особой жизненной силы, стремились теперь описать с помощью физико-химических понятий, как если бы они были примерами чисто механических процессов. Ученым, внесшим наибольший вклад в отмирание «старой» картины мира, был Чарльз Дарвин. Его труд «О происхождении видов путем естественного отбора» появился в 1859 году. Он показал эволюцию, в которой целесообразное в растениях, животных и человеке является результатом небольших, более или менее случайных изменений. Эти изменения обусловлены тем, что организмы приспосабливаются, чтобы выжить в «борьбе за существование». Дарвин не утратил свою веру в Бога и был крайне осторожным со своими философскими выводами. Но его наблюдения и мысли стали для миллионов людей свидетельством того, что можно представить себе всю эволюцию Земли, не опираясь на представление о божественной творческой силе. К концу XIX века почти все ученые были едины в том, что все научные поиски истины должны ограничиться только изучением таких явлений, которые можно описать, как чисто механический процесс. По их мнению, нельзя было считать ученым того, кто не разделял эти убеждения.
Как следствие такого подхода, в XX веке образовалось так называемое редукционистское научное направление, которое еще сегодня преобладает в официальных естественнонаучных исследованиях. Важнейшие элементы редукционистского метода следующим образом были описаны в статье «History of Science» («История науки») в Британской Энциклопедии: «Исследования сосредотачивались на демонстрируемых в лаборатории и контролируемых методах. Эти исследования не учитывали все более значительные колебания в процессах, которые не укладывались в рамки лабораторий. Работали по принципам, которые учитывали самые простые физические причины и возлагали основной упор на математические методы. Научные представления того времени исходили из предположения, что образцом для действительной научности служит теоретическая физика». ГЕТЕ И ПОТОМКИ Среди огромного перелома, захватившего науку и всю западную цивилизацию во второй половине XIX столетия, личность Гете оставалась очень современной для немецкоязычной культуры. Некоторые ученые становились на его сторону и ссылались на него в своих исследованиях. Другие не принимали его научные выводы и отмежевывались от его метода мышления. Одним из самых плодотворных его интерпретаторов был биолог Эрнст Геккель, первый последователь Дарвина в средней Европе. Геккель, сам гениальный наблюдатель и художник, от всего сердца восхищался эстетичностью Гете и воспринимал учение о метаморфозах как некоторый черновой набросок современной ему (Геккелю) эволюционной теории. Но в своей страстной борьбе против теологических взглядов за утверждение естественнонаучного мировоззрения он упустил из виду, что способ описания организмов и их развития у Гете был совсем не механистическим.
Известный физиолог Эмиль Дюбуа-Реймон занимал противоположную позицию. Он считал Гете научным дилетантом, не понявшим принцип механистического объяснения мира. Многие другие ученые разделяли это мнение. Лишь немногие понимали, что, собственно, имел в виду Гете в своих исследованиях. ЙОЗЕФ КЮРШНЕР Молодой немецкий историк литературы Иозеф Кюршнер пришел к собственному выводу, что Гете «был прав» в ожесточенной полемике с Ньютоном, связанной с принципами теории цвета. Как неспециалисту, Кюршнеру было трудно действенно участвовать в дискуссиях о природе цвета. Но он был не против помочь единомышленникам в литературном оформлении статей. Благоприятный момент наступил, когда в 1882 году Кюршнер приступил к очень большой работе. Он начал издавать произведения классиков немецкой поэзии в сборнике под названием «Национальная немецкая литература», который со временем вырос до 221 тома и стал уважаемым академическим изданием. Все тома должны были сопровождаться комментарием специалистов. Кюршнер придавал большое значение тому, чтобы естественнонаучные произведения Гете были представлены в надлежащем объеме. Поэтому он искал комментатора с философским образованием, который хорошо ориентировался бы в состоянии современной физики. Так, он обратился за советом к своему коллеге, специалисту по Гете, Карлу Юлиусу Шроэру из Вены. Из переписки между профессорами видно, что Кюршнер считался, по крайней мере, с тем, что Шроэр доктор философии. Он был поражен, что его отослали к какому-то студенту университета, который прошел еще только половину курса физики. После личной встречи и многих глубоких бесед он все же сообщил Шроэру, что молодой человек показался ему «симпатичным» и должен, пожалуй, справиться с поручением. Студента звали Рудольф Штайнер. Он взялся за работу с величайшей радостью. СТУДЕНТ РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР Штайнер записался в Венской высшей технической школе на курсы лекций по математике, геометрии, физике, механике, химии и биологии. Учеба очень увлекала его. Он искренне восхищался рядом естествоиспытателей, с которыми контактировал. Штайнер быстро ознакомился с механистическим подходом, проявившимся за последние десятилетия в различных частных естественнонаучных областях.
Он пытался, по возможности без предрассудков, проникнуться общепринятыми теориями. Но это приносило ему, как он сам любил рассказывать, почти непреодолимые затруднения. С детства Штайнер привык, наряду с миром, который открывали ему реальные органы чувств, переживать также другую, «сверхчувственную» форму реальности. Некоторые из феноменов, которые при этом наблюдались, очевидно были связаны с тем, что имелось и происходило в физически реальном мире. Например, для него все организмы были преисполнены образующими жизненными силами. Штайнер пришел к выводу: если эти силы в организме больше не действуют, организм умирает. В последующих главах мы вернемся к связанным с этим описаниям. По мнению почти всех естествоиспытателей, явления органической жизни можно описать и понять без предположения существования каких-либо нематериальных реальностей. Но Штайнер изо дня в день узнавал, что такие реальности есть и что они проникают в физический мир. «Картина мира» Штайнера не совпадала с тем, с чем он встретился в современном ему естествознании.
ГЕТЕ И ШТАЙНЕР В естественнонаучных трудах Гете Штайнер встретил другой подход, чем те, которые в университетах считались само собой разумеющимися. Он обнаружил, что эти «нетрадиционные» методы исследования, если их серьезно рассмотреть, имели точно такое же значение, как и повсюду признанные. Коренное отличие заключалось в том, что Гете не пытался свести все свои наблюдения в целостную систему. Гете «остался при феноменах» (это было одним из любимых его выражений). В областях, не доступных его наблюдению, он отказался заполнять пробелы гипотезами. Именно благодаря этой сдержанности, его описания природы в известной степени допускают, что сверхчувственные силы могут действовать в явлениях физически реального мира.
То, что такая действительность существует, не казалось Гете вымышленной гипотезой. Он полагал, что ее можно воспринимать — но иными органами чувств, чем физические. На этом положении объединились теперь Штайнер и Гете. Штайнер говорил, что он почувствовал себя освобожденным от некоторого внутреннего одиночества, когда он вновь перечитал написанное Гете изложение беседы с Шиллером о «перворастении». Ему открылось, что между Гете и его собственным способом переживания действительно существовало родство. Когда он получил заказ на редактирование и комментарий естественнонаучных трудов Гете в рамках «Национальной литературы», он увидел в этом возможность основательно разобраться с этими вопросами. Большинство специалистов, публикующих научные издания, свою главную задачу видели в том, чтобы дать достоверный текст, устранить ошибочные варианты текста, провести классификацию вариантов и т. п. Для Штайнера это все было только подготовительной работой. Он надеялся в основном, что сможет предложить метод рассмотрения Гете как научно-обоснованную альтернативу методам официальной науки. Для этой цели были, однако, необходимы подробные пояснения. Штайнер попытался написать такой комментарий. Но вследствие этого он пришел к такому образу мысли, который, с традиционной научной точки зрения, был крайне еретическим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|