Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Никаких медиумических средств




Ясности ради здесь следует привести также некоторые другие важные основополагающие факты об антропософском пути уче­ничества. Речь всегда идет об упражнениях, целью которых является вывести на уровень сознания скрытые внутренние силы и все больше укреплять эти силы при помощи регулярно возоб­новляемой активации. Этот основополагающий принцип приво­дит к самым разным последствиям.

Неоценимую и незаменимую помощь при наблюдении проис­ходящего на Земле могут оказать всевозможные технические аппараты. Но их нельзя использовать для того, чтобы вызвать или улучшить открытость человека для сверхчувственных фено­менов. Следует особенно подчеркнуть, что если стимулировать при помощи технических средств — например при помощи маг­нитофона — определенные центры в нервной системе, то могут быть вызваны более или менее яркие галлюцинаторные пережи­вания. Но такие эффекты предполагают внутреннюю пассивность у того, кто их переживает, и не способствуют тому, чтобы укреп­лять свои собственные внутренние силы.

Для того, чтобы вызвать галлюцинаторные переживания, мо­гут быть также использованы лекарственные препараты и дру­гие химические стимуляторы. Но они ни в коем случае не могут служить вспомогательным средством для духовного ученичества. Напротив, они представляют собой серьезное препятствие, так как ослабляют не только физическое здоровье, но и душевные способности, необходимые для самих упражнений.

Зависимые от лекарственных препаратов люди являются или становятся слабовольными. Они не могут настойчиво выполнять упражнения, которые здесь описаны. Опыт показывает, что пол­ная независимость от лекарственных препаратов — это касается и гашиша — является необходимой предпосылкой для того, кто хочет при помощи антропософского пути ученичества достичь внутреннего покоя и душевного равновесия.

Пару слов следует добавить о состоянии транса, к которому иногда стремятся, чтобы вступить в контакт со сверхчувствен­ным миром. Антропософский путь обучения направлен противо­положно этому, как уже отмечалось, — на то, чтобы обострить сознание, а не затуманить его. Если у кого-нибудь есть врож­денная способность обладания в большей или меньшей степени даром медиума, то она ему не поможет, когда он захочет вы­полнить предложенные Штайнером упражнения. Она может, на­против, стать подлинным препятствием, потому что с ней легко перейти «в транс», чтобы приблизиться к сверхчувственному ми­ру. В этом состоянии нельзя, однако, делать осознанные упраж­нения.

Крайняя внутренняя пассивность, считающаяся предпосыл­кой для всех медиумических переживаний, на практике не со­вместима с душевной активностью, которая необходима для лю­бой формы систематического духовного ученичества.

Таким образом, можно выделить три существенных признака для внутреннего ученичества:

изучение

медитация

моральные упражнения.

 

ИЗУЧЕНИЕ

Как уже отмечалось, самостоятельное изучение в той или иной форме составляет необходимую часть антропософского пути. Оно играет роль, аналогичную устным урокам, которые давались в школах мистерий древности и которые все еще прак­тикуются, например во многих индийских ашрамах (центрах медитации). Изучение может стать само по себе особой формой упражнения. Для того, кто хочет сознательным образом подго­товить себя к реальному переживанию сверхчувственных фено­менов, центральная задача состоит в том, чтобы сначала представить себе перед внутренним оком ясную картину данного явления. Важно, чтобы представление стало как можно более конкретно и чтобы именно проделывающий упражнения сам исполнял внутреннюю работу по оживлению представлений.

Способность, которую можно достичь путем такой внутрен­ней активности, Штайнер называл «свободным от тела мышле­нием». Позднее станет более понятно, что он имел в виду.

В качестве учебного материала для такой учебы подходят как классические религиозные трактаты, так и лучшие произве­дения мировой литературы («Одиссея» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гете и т. д.). Наглядные и иногда дей­ствительно величественные описания сверхчувственных действительностей есть также в некоторых «описаниях видений» древнего и нового времени, но они не являются подлинными помощниками в том виде упражнений, которые я пытаюсь здесь описать. Упо­мянутые описания затрагивают совершенно другие уровни в че­ловеке, а не уровень способности мыслить. Читателю образы да­ются «даром», и, как правило, он не должен напрягаться, что необходимо, чтобы превратить содержание текста в живые, вну­тренние мыслительные образы.

Основополагающие произведения Штайнера, например, «Тео­софия»* (Соб. соч. 9) и «Очерк тайноведения» (Собр. соч. 13) написаны в некотором роде как учебный материал. Их язык не поэтичен, не высокопарен. Он подобен будничной прозе. Содер­жание дается в форме понятий, в категориях. Оно ясно и четко, но требует размышления, чтобы быть понятым.

Книги, которые написал Штайнер, читаются, таким образом, не легко в обычном смысле слова. Исключением, возможно, является книга «Как достигнуть познания высших миров», кото­рая имеет в чем-то форму повествования и, наверное, это самое читаемое произведение Штайнера.

Кто испытывает потребность в подлинно «духовной пище» и не пугается внутренней активности, которая необходима, чтобы воспринять «духовную пищу», может найти в этих основопола­гающих произведениях неиссякаемый источник, к которому по­стоянно вновь возвращаются. Доклады Штайнера — это особая тема. Они несут сильный отпечаток того времени, когда они были прочитаны, и той публики, которая тогда их слушала. Ча­сто Штайнер обращался к особым группам слушателей или даже к отдельным людям, о которых он знал, что у них есть особенные вопросы. Доклады были застенографированы, однако в них могут быть искажения, несмотря на все старания сохранить точ­ность при записи или редактировании. Их, следовательно, нель­зя рассматривать в той же мере «авторитетными», как написан­ные им самим произведения. Несмотря на опасность быть ули­ченными в безнадежном преклонении перед авторитетом, я должен признаться, что не знаю ничего более лучшего, чем произ­ведения Рудольфа Штайнера в отношении помощи в выработке мышления свободного от тела.

 

НЕКОТОРЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ

Против приведенного здесь описания, само собой разумеется, можно возразить, что изучение книг Штайнера — это упражне­ние не для мышления, а скорее для веры. Это возражение осно­вано, однако, на недоразумении. Подобное изучение, как я его здесь представляю, не должно и не может быть некритическим. Напротив, очень важно, чтобы тот, кто занимается описанием сверхчувственных феноменов, делал это ясным и осознанным образом, при полной сохранности своих критических способно­стей. Он может сомневаться в том, что читает, он может волно­ваться из-за этого, может отложить книгу в сторону — может быть, надолго, может быть, навсегда. Публика, которую Штайнер ценил больше всего и с которой он всегда пытался загово­рить, состояла не из «верующих» людей, которые были готовы без промедления проглотить все услышанное, а из людей, кото­рые старались думать самостоятельно.

Лично я знаю некоторых людей, которые, судя по всему, осно­вательно занимались материалами Штайнера, чтобы позднее отказаться от них, явно или скрыто. Но эти случаи довольно редки. В противоположность этому, я знаю много примеров кри­тиков, которые открыто отвергали или даже нападали на труд его жизни, но, очевидно, как следует не проработали его про­изведения.

Наконец, я хотел бы коснуться одного возражения, оно часто приводится людьми, которым по разным причинам тяжело дает­ся чтение книг. Некоторые из них воспринимают изучение книг как разновидность интеллектуализма. Они считают, что чтение можно было бы совсем заменить другой, имеющей живой смысл активностью, например беседой, наблюдением природы, художе­ственной деятельностью и т. п.

Это возражение не затрагивает, однако, существа дела. Бе­седы, изучение природы и занятие искусством — это деятельно­сти, значение которых трудно переоценить. Но я не думаю, что они могут стать заменой для спокойного, сосредоточенного и ритмически повторяемого мыслительного упражнения, которое осуществляется, когда в течение долгого времени ежедневно осмысленно прочитываешь отрывок в одной и той же книге.

При таком изучении вопрос, конечно, не в количестве прора­ботанного материала. Часто бывает лучше прочитать несколько страниц, одну страницу или же только несколько фраз — но действительно их продумать.

Герберт Хан — один из известнейших преподавателей вальдорфских школ — рассказывает в своей автобиографии («Путь, который меня вел», Штутгарт, 1969) (Herbert Hahn, «Der Weg, der mich führte») о старом товарище, которому Штайнер посове­товал ежедневно читать из книги «Теософия» только одно един­ственное предложение. Смысл этого предписания, вероятно, со­стоит в укреплении способности сосредоточиваться.

Овладение при помощи упражнений свободным от тела мышлением — это не разновидность интеллектуализма. Это, на­против, означает среди прочего стремление преодолеть то абстрактное и поверхностное мышление, которое характерно для интеллектуализма.

 

МЕДИТАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Медитативные упражнения, которые рекомендует Штайнер, основываются на более интенсивном мышлении. Ни в коем слу­чае нельзя допустить, чтобы энергичные мыслительные упраж­нения превратили человека в замкнутого на себе мечтателя.

В связи с этим большой помощью для медитации будет, если начинаешь смотреть на окружающее более зорко, чем прежде. Собственно отправная точка для упражнений так характери­зуется в книге «Как достигнуть познания высших миров»:

«Начинать нужно с того, чтобы направить внимание души на некоторые процессы в окружающем нас мире».

Кто любит путешествовать на природе и наблюдать за про­исходящими в ней процессами, может найти в этой книге много плодотворных стимулов.

Первое упражнение, которое там описывается, заслуживает особого внимания. Оно состоит в том, чтобы попеременно погру­жаться, с одной стороны, в явления роста и расцветания, и, с другой, в феномены, в которых находят свое выражение увя­дание и смерть. Речь идет не о том, чтобы проводить методиче­ское, научное изучение, и также не о том, чтобы предаться какой-нибудь мечтательной спекуляции. Задача состоит в том, чтобы как можно более точно наблюдать при помощи здоровых, ясных органов чувств различные явления в органическом мире и давать впечатлениям возможность «отложиться в себе». Меди­тативное упражнение начинается, если после наблюдения в пол­ном покое перевести пережитое в как можно более конкретный внутренний образ. Упражнение можно проводить приблизитель­но следующим образом.

Летом можно сравнить зеленые листья на дереве с завядши­ми листьями, которые раньше росли на дереве, а сейчас лежат на земле. Зимой можно сосредоточиться сначала на закрытых почках, а потом на мертвых ветках. В обоих случаях перед нами наглядно представлены «жизнь» и «смерть».

Правильно проведенная медитация приводит к эмоциональ­ным переживаниям, которые абсолютно не должны быть выдав­ленными или внушенными изнутри, а рано или поздно будут возникать полностью сами по себе, вытекая из созерцания. Та­кие чувства должны выражать что-то «объективное». Они свя­заны не только с нами самими, но и прежде всего с миром во­круг нас. В описании приведенного выше упражнения Штайнер показал пример такого объективного эмоционального пережи­вания:

«Кто часто направлял внимание на процесс становления, рос­та, цветение, тот почувствует нечто, имеющее отдаленное сход­ство с ощущением при восходе солнца. И процесс увядания, от­мирания вызовет в нем переживание, которое можно таким же образом сравнить с медленным восхождением луны на небо­склоне».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...