Никаких медиумических средств
Ясности ради здесь следует привести также некоторые другие важные основополагающие факты об антропософском пути ученичества. Речь всегда идет об упражнениях, целью которых является вывести на уровень сознания скрытые внутренние силы и все больше укреплять эти силы при помощи регулярно возобновляемой активации. Этот основополагающий принцип приводит к самым разным последствиям. Неоценимую и незаменимую помощь при наблюдении происходящего на Земле могут оказать всевозможные технические аппараты. Но их нельзя использовать для того, чтобы вызвать или улучшить открытость человека для сверхчувственных феноменов. Следует особенно подчеркнуть, что если стимулировать при помощи технических средств — например при помощи магнитофона — определенные центры в нервной системе, то могут быть вызваны более или менее яркие галлюцинаторные переживания. Но такие эффекты предполагают внутреннюю пассивность у того, кто их переживает, и не способствуют тому, чтобы укреплять свои собственные внутренние силы. Для того, чтобы вызвать галлюцинаторные переживания, могут быть также использованы лекарственные препараты и другие химические стимуляторы. Но они ни в коем случае не могут служить вспомогательным средством для духовного ученичества. Напротив, они представляют собой серьезное препятствие, так как ослабляют не только физическое здоровье, но и душевные способности, необходимые для самих упражнений. Зависимые от лекарственных препаратов люди являются или становятся слабовольными. Они не могут настойчиво выполнять упражнения, которые здесь описаны. Опыт показывает, что полная независимость от лекарственных препаратов — это касается и гашиша — является необходимой предпосылкой для того, кто хочет при помощи антропософского пути ученичества достичь внутреннего покоя и душевного равновесия.
Пару слов следует добавить о состоянии транса, к которому иногда стремятся, чтобы вступить в контакт со сверхчувственным миром. Антропософский путь обучения направлен противоположно этому, как уже отмечалось, — на то, чтобы обострить сознание, а не затуманить его. Если у кого-нибудь есть врожденная способность обладания в большей или меньшей степени даром медиума, то она ему не поможет, когда он захочет выполнить предложенные Штайнером упражнения. Она может, напротив, стать подлинным препятствием, потому что с ней легко перейти «в транс», чтобы приблизиться к сверхчувственному миру. В этом состоянии нельзя, однако, делать осознанные упражнения. Крайняя внутренняя пассивность, считающаяся предпосылкой для всех медиумических переживаний, на практике не совместима с душевной активностью, которая необходима для любой формы систематического духовного ученичества. Таким образом, можно выделить три существенных признака для внутреннего ученичества: изучение медитация моральные упражнения.
ИЗУЧЕНИЕ Как уже отмечалось, самостоятельное изучение в той или иной форме составляет необходимую часть антропософского пути. Оно играет роль, аналогичную устным урокам, которые давались в школах мистерий древности и которые все еще практикуются, например во многих индийских ашрамах (центрах медитации). Изучение может стать само по себе особой формой упражнения. Для того, кто хочет сознательным образом подготовить себя к реальному переживанию сверхчувственных феноменов, центральная задача состоит в том, чтобы сначала представить себе перед внутренним оком ясную картину данного явления. Важно, чтобы представление стало как можно более конкретно и чтобы именно проделывающий упражнения сам исполнял внутреннюю работу по оживлению представлений.
Способность, которую можно достичь путем такой внутренней активности, Штайнер называл «свободным от тела мышлением». Позднее станет более понятно, что он имел в виду. В качестве учебного материала для такой учебы подходят как классические религиозные трактаты, так и лучшие произведения мировой литературы («Одиссея» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гете и т. д.). Наглядные и иногда действительно величественные описания сверхчувственных действительностей есть также в некоторых «описаниях видений» древнего и нового времени, но они не являются подлинными помощниками в том виде упражнений, которые я пытаюсь здесь описать. Упомянутые описания затрагивают совершенно другие уровни в человеке, а не уровень способности мыслить. Читателю образы даются «даром», и, как правило, он не должен напрягаться, что необходимо, чтобы превратить содержание текста в живые, внутренние мыслительные образы. Основополагающие произведения Штайнера, например, «Теософия»* (Соб. соч. 9) и «Очерк тайноведения» (Собр. соч. 13) написаны в некотором роде как учебный материал. Их язык не поэтичен, не высокопарен. Он подобен будничной прозе. Содержание дается в форме понятий, в категориях. Оно ясно и четко, но требует размышления, чтобы быть понятым. Книги, которые написал Штайнер, читаются, таким образом, не легко в обычном смысле слова. Исключением, возможно, является книга «Как достигнуть познания высших миров», которая имеет в чем-то форму повествования и, наверное, это самое читаемое произведение Штайнера. Кто испытывает потребность в подлинно «духовной пище» и не пугается внутренней активности, которая необходима, чтобы воспринять «духовную пищу», может найти в этих основополагающих произведениях неиссякаемый источник, к которому постоянно вновь возвращаются. Доклады Штайнера — это особая тема. Они несут сильный отпечаток того времени, когда они были прочитаны, и той публики, которая тогда их слушала. Часто Штайнер обращался к особым группам слушателей или даже к отдельным людям, о которых он знал, что у них есть особенные вопросы. Доклады были застенографированы, однако в них могут быть искажения, несмотря на все старания сохранить точность при записи или редактировании. Их, следовательно, нельзя рассматривать в той же мере «авторитетными», как написанные им самим произведения. Несмотря на опасность быть уличенными в безнадежном преклонении перед авторитетом, я должен признаться, что не знаю ничего более лучшего, чем произведения Рудольфа Штайнера в отношении помощи в выработке мышления свободного от тела.
НЕКОТОРЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ Против приведенного здесь описания, само собой разумеется, можно возразить, что изучение книг Штайнера — это упражнение не для мышления, а скорее для веры. Это возражение основано, однако, на недоразумении. Подобное изучение, как я его здесь представляю, не должно и не может быть некритическим. Напротив, очень важно, чтобы тот, кто занимается описанием сверхчувственных феноменов, делал это ясным и осознанным образом, при полной сохранности своих критических способностей. Он может сомневаться в том, что читает, он может волноваться из-за этого, может отложить книгу в сторону — может быть, надолго, может быть, навсегда. Публика, которую Штайнер ценил больше всего и с которой он всегда пытался заговорить, состояла не из «верующих» людей, которые были готовы без промедления проглотить все услышанное, а из людей, которые старались думать самостоятельно. Лично я знаю некоторых людей, которые, судя по всему, основательно занимались материалами Штайнера, чтобы позднее отказаться от них, явно или скрыто. Но эти случаи довольно редки. В противоположность этому, я знаю много примеров критиков, которые открыто отвергали или даже нападали на труд его жизни, но, очевидно, как следует не проработали его произведения. Наконец, я хотел бы коснуться одного возражения, оно часто приводится людьми, которым по разным причинам тяжело дается чтение книг. Некоторые из них воспринимают изучение книг как разновидность интеллектуализма. Они считают, что чтение можно было бы совсем заменить другой, имеющей живой смысл активностью, например беседой, наблюдением природы, художественной деятельностью и т. п.
Это возражение не затрагивает, однако, существа дела. Беседы, изучение природы и занятие искусством — это деятельности, значение которых трудно переоценить. Но я не думаю, что они могут стать заменой для спокойного, сосредоточенного и ритмически повторяемого мыслительного упражнения, которое осуществляется, когда в течение долгого времени ежедневно осмысленно прочитываешь отрывок в одной и той же книге. При таком изучении вопрос, конечно, не в количестве проработанного материала. Часто бывает лучше прочитать несколько страниц, одну страницу или же только несколько фраз — но действительно их продумать. Герберт Хан — один из известнейших преподавателей вальдорфских школ — рассказывает в своей автобиографии («Путь, который меня вел», Штутгарт, 1969) (Herbert Hahn, «Der Weg, der mich führte») о старом товарище, которому Штайнер посоветовал ежедневно читать из книги «Теософия» только одно единственное предложение. Смысл этого предписания, вероятно, состоит в укреплении способности сосредоточиваться. Овладение при помощи упражнений свободным от тела мышлением — это не разновидность интеллектуализма. Это, напротив, означает среди прочего стремление преодолеть то абстрактное и поверхностное мышление, которое характерно для интеллектуализма.
МЕДИТАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Медитативные упражнения, которые рекомендует Штайнер, основываются на более интенсивном мышлении. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы энергичные мыслительные упражнения превратили человека в замкнутого на себе мечтателя. В связи с этим большой помощью для медитации будет, если начинаешь смотреть на окружающее более зорко, чем прежде. Собственно отправная точка для упражнений так характеризуется в книге «Как достигнуть познания высших миров»: «Начинать нужно с того, чтобы направить внимание души на некоторые процессы в окружающем нас мире». Кто любит путешествовать на природе и наблюдать за происходящими в ней процессами, может найти в этой книге много плодотворных стимулов. Первое упражнение, которое там описывается, заслуживает особого внимания. Оно состоит в том, чтобы попеременно погружаться, с одной стороны, в явления роста и расцветания, и, с другой, в феномены, в которых находят свое выражение увядание и смерть. Речь идет не о том, чтобы проводить методическое, научное изучение, и также не о том, чтобы предаться какой-нибудь мечтательной спекуляции. Задача состоит в том, чтобы как можно более точно наблюдать при помощи здоровых, ясных органов чувств различные явления в органическом мире и давать впечатлениям возможность «отложиться в себе». Медитативное упражнение начинается, если после наблюдения в полном покое перевести пережитое в как можно более конкретный внутренний образ. Упражнение можно проводить приблизительно следующим образом.
Летом можно сравнить зеленые листья на дереве с завядшими листьями, которые раньше росли на дереве, а сейчас лежат на земле. Зимой можно сосредоточиться сначала на закрытых почках, а потом на мертвых ветках. В обоих случаях перед нами наглядно представлены «жизнь» и «смерть». Правильно проведенная медитация приводит к эмоциональным переживаниям, которые абсолютно не должны быть выдавленными или внушенными изнутри, а рано или поздно будут возникать полностью сами по себе, вытекая из созерцания. Такие чувства должны выражать что-то «объективное». Они связаны не только с нами самими, но и прежде всего с миром вокруг нас. В описании приведенного выше упражнения Штайнер показал пример такого объективного эмоционального переживания: «Кто часто направлял внимание на процесс становления, роста, цветение, тот почувствует нечто, имеющее отдаленное сходство с ощущением при восходе солнца. И процесс увядания, отмирания вызовет в нем переживание, которое можно таким же образом сравнить с медленным восхождением луны на небосклоне».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|