Некоторый практический опыт
Пробуя осуществить шесть упражнений в приведенной выше последовательности, вы скоро найдете определенный ритм. Приведенный здесь опыт мог бы характеризовать то, что вообще переживается при практиковании этих сопутствующих упражнений. Достигнуть полной концентрации мысли очень трудно. Волевой контроль немного проще. Много внутреннего усилия требует также третье и четвертое упражнения, которые оба в огромной степени связаны с эмоциональной жизнью. Результаты, которые при этом достигаются, имеют решающее значение для пятого и шестого упражнений. Только тот, кто настроен в определенной степени невозмутимо, спокойно и положительно, может добиться описанных выше форм открытости и развить усовершенствованное внутреннее равновесие. Взаимосвязь, лежащую в основе этих упражнений, можно наглядно показать при помощи такого образа. Окутанный туманом ландшафт повсюду открывается взору, когда рассеиваются облака и проглядывает солнце. Похоже обстоит дело с нами. Если эмоции, которые отгораживают нас от окружающего мира, становятся как бы прозрачными, мы открываемся для людей и духовных сил вокруг нас. Эта способность и есть «непредвзятость», т. е. качество, к которому приводят все упражнения. Шестое же упражнение означает только, что другие упражнения приводятся в согласование и гармонию друг с другом — примерно так, как настраивают струны на скрипке. Воздействие каждого из пяти сопутствующих упражнений можно увеличить посредством целенаправленного усилия, чтобы мысленно втянуться в работу над достигнутыми результатами и чтобы закрепить их внутри себя. На медитативном пути вырабатываются, таким образом, совершенно определенные «движения» и течения, находящиеся в определенном отношении к различным частям тела. Тем самым постепенно достигается открытость (непредвзятость), которая позволяет нам пережить окружение, как часть нас самих.
РОДСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Существует ряд упражнений, которые явно имеют родственное отношение к некоторым из шести сопутствующих упражнений. Рудольф Штайнер описал их совсем в другой связи. Некоторые из них кажутся все же такими важными, что мне хотелось бы их здесь воспроизвести. В докладе «Нервные явления и сила Я» (11. 1. 1912. Собр. соч. 143) содержатся различные указания для некоторых плодотворных волевых упражнений. Этот доклад имеет сегодня огромную актуальность. Описания нервных симптомов и то, как их следует преодолевать путем упражнений, имеет сегодня больше значимости, чем во времена первой публикации доклада. Для усиления воли можно попробовать, например, изменить свой собственный почерк. Не следует ждать, пока сила воли непосредственно установится в результате шестого упражнения. Напротив, можно попытаться овладеть ею совершенно осознанным образом. Задача состоит в том, чтобы в течение определенного времени не только писать буквы, но и «рисовать» их, чтобы благодаря этому добиться изменения почерка. Чтобы достичь успеха, нужно будет в течение долгого времени ежедневно заниматься этим пятнадцать минут или полчаса. 84 Другое упражнение по усилению воли — это преодоление какой-нибудь перенятой (но ни в коем случае не имеющей жизненного значения) или даже вредной привычки. Можно, например, энергично ограничить себя в сладостях кофе, сигаретах и т. п. — или даже совсем от этого отказаться. Всегда существуют какие-то склонности или потребности, которые следовало бы преодолеть соответствующим образом. Это упражнение, однако, абсолютно не должно выродиться в какую-то форму аскетизма. Раньше люди пытались одолеть свои вожделения и проложить дорогу к сверхчувственным переживаниям, тяжелыми самоистязаниями, влияя на свое физическое тело. Они в определенной степени способствовали «умерщвлению» физического тела, чтобы тем самым пробудить в себе другие силы. Это практиковалось в древности и по сей день практикуется в Индии, а также существовало в Европе в средние века.
Рекомендованный Штайнером метод ведет не к ослаблению тела, а к усилению души. Это становится возможным, если человек привыкает к тому, что он строго следует своим собственным приказам. Тогда постепенно он сам по себе совершенно не будет больше стремиться к несущественному. Часто совсем не так просто следовать указаниям Штайнера: «Лучшие упражнения (для эмоциональной жизни) можно проводить, обращая их к людям, к которым питают отвращение. Со всей силой нужно подавлять это отвращение и беспристрастно передаваться воздействию всего, что эти люди делают» (Рудольф Штайнер, «Теософия»). Другое родственное упражнение, описанное в книге «Как достигнуть познания высших миров», состоит в том, что человек решает терпеливо выслушивать рассуждения, которые считает необоснованными, не делая возражений и даже не переживая внутри себя какой бы то ни было критики. «Обучающийся должен, например, прислушиваться к высказываниям людей, которые в каком-то отношении значительно ниже его. При этом он должен подавлять любое чувство превосходства или всезнайства». Кто стремиться занять такую внутреннюю позицию, конечно, не будет (да и не должен) обманывать себя из-за этого. Его способность суждения не ослабится. Напротив, она станет глубже. Ибо подобного рода упражнения могут иметь похожее воздействие, как и шесть сопутствующих упражнений, а именно: они открывают самое сокровенное человека для окружающего его мира. «Если ученик учится слушать не критикуя даже тогда, когда излагается полностью противоположное мнение, когда перед ним разворачивается полный абсурд, тогда он мало-помалу учится полностью сливаться с сущностью другого, целиком растворяться в ней».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|