Шесть сопутствующих упражнений
Существуют шесть качеств, которые выделяются Штайнером как особенно важные для упражняющегося человека. Можно называть их различными именами. Здесь используются следующие обозначения: Мыслительный контроль Волевой контроль Хладнокровие Положительность (позитивность) Непредвзятость Внутреннее равновесие Причина, по которой так важны именно эти свойства и последствия, которые могут наступить благодаря их раскрытию и возрастанию, постепенно обнаружатся в ходе дальнейшего изложения. Здесь мне сначала хотелось бы описать шесть сопутствующих упражнений. Они называются сопутствующими потому, что их делают в дополнение к медитативному упражнению. Эти упражнения описаны в книге «Как достигнуть познания высших миров» и существенно подробнее — в «Очерке тайноведения». Особенно детализированное описание со множеством важных указаний, которых нет ни в одной другой публикации, можно найти в статье, написанной Рудольфом Штайнером в октябре 1906 года для тех, кто хотел бы пройти специальное, интенсивное обучение*. Вначале отмечается, что все медитации и прочие внутренние упражнения бесполезны, и даже в определенном отношении становятся вредными, если жизнь не регулируется в духе требований «сопутствующих упражнений». В статье содержится указание, что каждое упражнение следует делать изо дня в день как минимум в течение одного месяца, чтобы затем в течение последующих пяти месяцев дополнять им остальные упражнения. В книге «Очерк тайноведения», которая была написана позже и вышла в декабре 1909 года, отмечается лишь, что упражнения следует выполнять отдельно, и что делающий упражнения человек сам может определять продолжительность различных периодов упражнений. Рекомендации, пожалуй, можно истолковать так, что тот, кто хотел бы и мог бы заниматься более интенсивно, в первую очередь должен следовать указаниям 1906 года.
Схема упражнений, которая рассчитана на шесть месяцев, выглядит следующим образом: Первый месяц: упражнение 1 Второй месяц: упражнение 2 в сопровождении упражнения 1 Третий месяц: упражнение 3 в сопровождении упражнений 1 и 2... и так далее Кто не хотел бы заниматься так интенсивно, может распределить свою внутреннюю работу согласно рекомендациям, данным в книге «Очерк тайноведения». МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Выше уже было показано, насколько важно для тех, кто хочет научиться медитации, овладеть способностью мыслительного контроля. Пока жизнь наших мыслей будет оживленной ареной, с которой мы даже на короткое время не можем удалить воспоминания и впечатления внешнего мира, находящаяся в скрытом состоянии внутри нас духовная сила не может прийти в развитие. Чрезвычайно трудно в течение долгого времени сосредоточиваться на чем-то определенном. Если как-нибудь проследить будничный разговор или беседы во время прогулки, то нам станет ясно, что наши мысли, как правило, перепрыгивают с одной темы на другую. Если мы будем делать упражнения по концентрации, то имеет смысл начать их с самых простых предметов. Так, например, можно пробовать полностью концентрировать сознание в течение пяти минут на. одном единственном, легко постижимом объекте, быть может, на ложке, стуле, карандаше или на чем-то подобном. Важно прежде всего, чтобы предмет сам по себе был довольно интересным. При этом можно представить себе производство данного объекта. (Кто выберет в качестве объекта для медитации лезвие ножа и знает что-нибудь о работе на рудниках и в металлургии, может в соответствии со своими знаниями внутренне, мысленно проследить весь процесс производства вплоть до получения готового продукта. Но все время он удерживает лезвие ножа в сознании).
На протяжении всего упражнения нельзя допускать никаких мыслей, не имеющих отношения к лезвию ножа. Это чрезвычайно трудно. Попробуйте сесть и попытаться сосредоточиться на чем-то — и тут же ваши мысли становятся самостоятельными и крутятся вокруг чего угодно другого. Важно все же уяснить себе, как зависима современная жизнь от способности к сосредоточенному мышлению: без него невозможно создать какие-либо промышленные приборы, писать научные статьи или конструировать новые машины. Но в этих случаях на длительное сосредоточенное размышление человека вынуждают различные обстоятельства внешнего мира — экономические требования, технический прогресс, необходимость объяснить серию экспериментов, наконец, соображения карьеры и т. п. В упражнении же на медитацию или концентрацию внешний мир ослабляет на некоторое время всеобъемлющую хватку. Мы становимся тогда такими, какие мы на самом деле есть. При этом, как правило, оказывается, что наши душевные силы гораздо слабее, чем мы предполагали. Тот, кто считает, что у него хорошие способности к сосредоточению, может как-нибудь сам себя проверить. Может случиться, что он будет неприятно поражен. ВОЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Тайна людей с действительно сильной волей заключается в их чрезвычайной выдержке. Они не сдают. Путь к овладению волей ведет через сознательное, постоянно повторяемое упражнение. Рекомендации Штайнера, как в тайноведении, так и в статье от 1906 года могут перевернуть привычные взгляды на эти факты. Описанное там упражнение кажется вначале довольно легким. Оно заключается в том, чтобы ежедневно в одно и то же время выполнять одно небольшое действие. Это должно не обусловливаться внешними обстоятельствами, а исходить из собственной сознательной инициативы. Можно, например, наблюдать погоду, а наблюдения записывать, читать в определенной книге некоторый отрывок, поливать специально купленное для этой цели растение или что-нибудь подобное. Упражнение, естественно, можно разнообразить до бесконечности. Нельзя, разумеется, предпринимать то, что мы и без того бы делали; действие должно, напротив, быть совершенно за пределами нормального протекания дня.
Со временем можно добавить второе действие или даже несколько, пока есть уверенность, что вы справитесь с этим заданием. Самое важное — это проводить упражнения в установленное, всегда одно и то же время и не забывать о них. Такое пунктуально проводимое сознательное упражнение для очень занятых людей не так легко соблюдать, как кажется сначала — а ведь мы все заняты. Здесь можно было бы возразить, что регулярно выполняемые медитации сами по себе уже представляют волевые упражнения. Но именно из-за того, что медитация превратилась в само собой разумеющийся элемент распорядка дня, она не может рассматриваться здесь в качестве специального упражнения. Эти сопутствующие упражнения проводятся именно как дополнение к повседневному ритму. Благодаря таким упражнениям человек постепенно приобретает свою, подчиненную контролю силу воли. Нужно учиться в точной последовательности выполнять данные самому себе приказы. Приобретение этой способности, само собой разумеется, не должно вызвать потребность распоряжаться другими людьми. Как правило, она проявляется очень спокойным образом. Если, например есть привычка оставаться утром немного дольше в постели, хотя уже нужно вставать, то ежедневно представляется великолепная возможность тренировать волевой контроль, а именно, давая самому себе приказ встать сразу и делать это действительно тут же. КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ Если эмоциональная жизнь должна стать благодаря внутреннему обучению помощницей (вместо того чтобы всегда быть препятствием), то на эту область нужно воздействовать посредством совершенно особых упражнений. Чувства, которые мы питаем по отношению к происходящему в нашем окружении, часто больше относятся к нам самим, чем к происходящим событиям. Кто, например получит задание описать первую встречу с другим человеком, обнаружит, что гораздо проще вспомнить свою собственную реакцию, чем одежду, внешний вид илиманеру держаться встреченного человека. Мы довольствуемся часто тем, что регистрируем наши собственные ощущения:
«Он кажется мне особенно симпатичным» или«с первого мгновения я не мог его переносить». Также заметно, в какой мере мы ориентируем наши собственные чувства относительно установки другого человека. Если мы кому-то нравимся, мы также в свою очередь симпатизируем ему. В изнурительной суете большого города илив напряженной профессиональной жизни нередко случается, что раздраженная интонация илирезкий жест, которые можно отнести к перенапряжению илиплохому настроению, воспринимаются какзнаки антипатии. Из этой лишь только предполагаемой негативной позиции может очень легко возникнуть разлад, который отягощает отношения людей друг с другом. Такие противоречия и конфликты, конечно, легко возникают у людей, которые и так имеют антипатию друг к другу. Это часто ведет к тому, что они уже больше не готовы слушать друг Друга: «Я ведь заранее уже знаю, что он скажет, и я знаю также, что это не правильно». Если не отставить в сторону свои собственные чувства, свои симпатии и антипатии, то крайне сложно понять других людей— что именно они значат — и научиться правильно судить о них. Для внутреннего обучения имеет, однако, большое значениеэта способность. В результате этого в нашей эмоциональной жизни мы будем не только хорошо разбираться в наших собственных ощущениях, но и получим углубленное понимание происходящих вокруг процессов. Удовольствие и неудовольствие, радость и боль могут превратиться, как говорил Штайнер, в «органы познания», которые не отгораживают нас от окружающего мира, а напротив, открывают для нас его требования. Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы научиться управлять своими эмоциональными проявлениями. Важно отметить, что это не означает стремления к осознанному подавлению эмоции: боли после трагического события, Радости после хорошего известия, гнева из-за подлого действия или осторожности при грозящей опасности. Речь идет не о преодолении эмоций, а о контроле над непроизвольными эмоциональными проявлениями. Бурные взрывы гнева, страха, боли должны сознательно избегаться. Такие аффекты начинаются очень сильно и стремительно, поэтому для этого упражнения требуется большая внутренняя бдительность. Для людей вспыльчивых, отдающихся сильным эмоциям, может быть очень трудно, даже почти совсем невозможно, осуществлять это упражнение. Несмотря на это, или даже именно поэтому, оно так важно. Конечно, оно требует определенного чувства такта от проделывающего упражнение человека. Если встречаешь кого-нибудь, кого долго не видел, то это, естественно, не подходящий момент, чтобы скрыть свои дружественные чувства. Во многих случаях от нас по праву ждут, что мы проявим чувство. Но если мы встречаем людей, которые проявляют по отношению к нам чувство раздраженности или антипатии, то образ действий в духе этого упражнения может быть, напротив, очень оправданным. В другой связи Штайнер описывает некоторые упражнения, которые имеют дело с преобразованием социального поведения. Они не связаны непосредственно с шестью сопутствующими упражнениями. Они стремятся не только к проработке эмоциональной жизни, но и к исправлению совершенно определенных антисоциальных побуждений — антипатии, высокомерия или чего-нибудь похожего. Позднее мы приведем более подробное описание этого.
ВОЗРАЖЕНИЯ Когда на лекциях или курсах описывают шесть сопутствующих упражнений, слушателями все время высказываются возражения. Упражнения по контролю мыслей и воли в большинстве случаев принимаются. Иначе обстоит дело, когда обсуждается тренировка эмоциональной жизни. Тогда появляется множество возражений (и иногда очень темпераментных). Например, говорят, из современного психоанализа известно, что вытесненные эмоции могут привести к психическим нарушениям или совсем испортить психику, особенно у детей. Это, конечно, верно. Но описанное выше упражнение не задумывалось для подростков и детей. Было бы вообще неестественно склонять несовершеннолетних к духовному ученичеству и упражнениям. Необходимые для осознанного внутреннего упражнения зрелость и сила воли обычно не появляются ранее 18—19 лет, а в большинстве случаев даже еще позднее. Зато нечего возразить против добровольного стремления взрослого поставить под контроль свои эмоциональные проявления. Мы ведь делаем это еще и для того, чтобы придать гармонию нашей совместной жизни с окружающими людьми. Если преувеличенный самоконтроль ведет к вытеснениям, то это обычно следствие внешнего давления или «психического насилия». Важно и то, сам человек решает контролировать свои эмоции или это навязано извне. Если человек живет в обстановке, когда его постоянно оскорбляют, а он все время вынужден сдерживать себя и проглатывать свою злобу и обиду, то это и у детей, и у взрослых может привести, как доказано, к тяжелым физическим и психическим нарушениям. Но если человек сознательно воспитывает в себе самообладание, то последствия совсем иные. Оно не ведет к ослаблению личности, напротив, личность удивительным образом усиливается, здоровеет. В этой связи справедливо обратить внимание на один важный момент. Кто хочет проделать третье сопутствующее упражнение, должен не только учиться владеть собой. Настоящая цель гораздо больше — это выработка внутреннего равновесия. Человек, который молчит и сдерживает свои эмоции все время, негармоничен. Кроме того, он поощряет асоциальную позицию людей, которые его подавляют. Единственная имеющая смысл реакция состоит здесь в том, чтобы преодолеть страх и при возможности высказать свое мнение благоразумным, но энергетичным образом, так чтобы другой мог сделать из этого для себя выводы. Следовательно, стремление к преобразованию эмоциональной жизни совсем не обязательно требует практиковать «заглушённое» поведение. Задача, повторяем, состоит в выработке качеств, к которым не было предрасположения с рождения. В «Очерке тайноведения» показано, что как раз те свойства, которые были усвоены благодаря самовоспитанию, могут быть особенно полезны для духовного ученичества, становления. Кто склонен на основании приобретенных впечатлений быстро возбуждаться, должен пытаться сохранять хладнокровие. Флегматичный по темпераменту человек, напротив, должен активизировать себя, чтобы его внутренняя установка была приспособлена к событиям, с которыми он сталкивается. Здесь, возможно, возразят, что такое упражнение ведет к отсутствию непосредственности. Но это не так. Кто взрывается при определенных поводах, когда-нибудь должен отказаться от этого, — и, вероятно, он заметит, что тот, кто ждет или провоцирует такую взрывную реакцию, скоро покажет себя с лучшей стороны. Если подавленный и запуганный человек преодолевает свою неуверенность и ясно выскажет свое мнение в той ситуации, которая этого требует, то заметит нечто похожее. Окружающие реагируют на это часто очень положительно. Даже если внутреннее преодоление осознается только им самим, все равно оно имеет хорошие последствия благодаря повышенной уверенности в себе и улучшенной способности понимать людей и находить с ними общий язык. Если третье сопутствующее упражнение выполняется правильно, оно оказывает долгосрочное действие, так что чувства не ослабевают, а становятся богаче и глубже. У нас появится все больше и больше места в душе для радостей и печалей других людей, а не одних только собственных. Эмоциональная жизнь становится тогда не занавесом, отгораживающим нас от окружающего, а окном, которое открывает для нас мир. ПОЛОЖИТЕЛЬНОСТЬ В современных школах и учебных заведениях большое внимание уделяется формированию способности собственного критического отношения к различным вещам. Искусство находить ошибки у других и критически относиться ко всему и каждому очень хорошо развито сегодня уже у детей и, тем более, у взрослых. Конечно, критическая способность мышления необходима, если нужно различать между правдой и неправдой в потоке информации, рекламы, пропаганды, которыми нас постоянно заваливает современное индустриальное общество. Но если критическое отношение чересчур превалирует, то это почти всегда происходит за счет других способностей и ведет к нарушениям в социальной жизни. Четвертое упражнение ставит своей целью через некоторый определенный промежуток времени научиться находить во всех событиях повседневной жизни что-то доброе, ценное и положительное. У людей, которые чем-то тяготятся, взгляд прежде всего очень односторонне выискивает слабости и промахи. Этим можно избежать какого-нибудь столкновения. Но этот образ действий ведет в тупик. Незаметно могут образоваться и стать все более властными нереалистичные представления, если не вносить в них исправления, постоянно сообразовываясь с реальной действительностью. Имея целью преодоление негативных установок по отношению к близкому, упражняющийся будет использовать любую возможность, чтобы пойти навстречу этому человеку. Хорошая подготовка к этому — представлять перед своим взором снова и снова хорошие стороны этого человека. При таком тщательном продумывании у любого человека могут быть найдены позитивные качества. В большинстве случаев даже становится ясно, что ценные свойства, собственно говоря, превалируют. Особенно важно с наибольшей силой, с возможно большим количеством деталей представить перед внутренним взором образ данного человека. Часто люди, которые серьезно относятся к христианству, привыкают молиться за своих врагов. Внимательно и положительно думать о людях, с которыми имеешь дело, или о тех, кто в тягость тебе или кому-то, — этому может научиться каждый. Опасение, что способность к критическому мышлению будет ослаблена из-за такого упражнения, необоснованно. Черное не становится белым, если в картине воспринимаются светлые нюансы. Но тем самым приобретается знание того, как картина действительно выглядит. НЕПРЕДВЗЯТОСТЬ Негативная позиция по отношению к другим людям нередко связана с упорством в связи с однажды вынесенным суждением. Даже однажды оброненное критическое высказывание о человеке пересматривается неохотно. Вместо этого зачастую, более или менее осознанно, пытаются отыскать еще больше ошибок и доказать их наличие другим людям. В конце концов видятся только одни ошибки и недостатки. Если однажды будет высказано суждение, то это имеет почти магическое воздействие — прежде всего на того, кто это суждение высказал, но также и на других людей. Это может сделать нас слепыми и нечуткими по отношению к реальностям, которые совсем не согласуются с высказываниями и суждениями. Пожалуй, нет такой области, где бы это было так отчетливо, как в политике. Непредвзятое суждение, беспристрастное мышление — это идеалы, едва ли достижимые для многих людей современности. Потребность в упорном настаивании на уже принятой точке зрения является только одной из причин этого. Но существует еще много других факторов, которые способствуют тому, чтобы отгородить нас от действительности. Рабочий ритм, транспорт, средства массовой информации, весь современный образ жизни являются такими напряженными и такими утомительными, что мы лишь изредка находим силы для воспринимания и переработки новых идей и нового опыта. Люди в водовороте современного бытия стремятся достичь определенных успехов в работе, и им часто особенно трудно выслушать другого человека и глубоко пережить его жизненные проблемы. Они хотят полностью сконцентрироваться на собственных проблемах. Быть действительно «открытым» в наше время, учитывая все эти причины, действительно очень трудно. Но кто хочет осуществить последовательное духовное ученичество, нуждается именно в этом качестве. Он должен постоянно быть готовым к постижению нового опыта и пересмотру своих прежних мнений. Чтобы не быть все время вынужденным изменять или брать обратно уже высказанные оценки, нужно постепенно учиться внимательно наблюдать и осмотрительно рассуждать. В пятом упражнении пытаются в течение некоторого времени воспринимать мир с открытыми органами чувств и непредвзятым мышлением. Человеку, делающему это упражнение, нужно сказать что-то новое о каждой вещи и каждом существе, с которыми он сталкивается, увидеть что-то, чего он не знал до этого. «Любое дуновение ветерка, любой лист на дереве, каждое лепетание ребенка могут нас чему-нибудь научить, если мы готовы занять такую позицию, которую мы прежде не занимали» («Очерк тайноведения»). Кто начинает делать одно из таких упражнений, конечно, не должен забыть или отказаться от своего уже приобретенного до этого опыта или от своих полученных другим путем знаний. Его опыт может даже оказать ему большую помощь. Человек, который уже произвел в какой-нибудь области множество наблюдений и исследований, будет иметь хорошие предпосылки, чтобы систематизировать вновь поступающие факты и при этом констатировать, что они действительно новые. Он должен лишь следить, чтобы у него не возникла точка зрения, что он уже может больше не учиться! В этом, собственно говоря, суть дела. Быть действительно «открытым» означает всегда оставаться способным к развитию. Читатель этих строк, может быть, спросит себя, до какой степени можно преобразовать антропософию, чтобы она действительно стала живой. Наверняка, есть люди, которые называют себя антропософами и которые тем не менее кажутся догматиками или людьми замкнутыми на своей внутренней позиции. Иногда не только противники антропософии, но даже ее сторонники и защитники рассматривают ее как полностью разработанное учение, установленное Рудольфом Штайнером на все времена. Антропософская литература не является собранием догм, а представляет собой обилие материала для работы, еще не законченного, еще не окончательного, несовершенного, как и все другие труды человека. Если серьезно углубиться в антропософию, то нередко возникают сомнения; но антропософия не оставляет никого равнодушным. Более того, появляется потребность узнать больше. Я сам знаю людей, которые вступили на антропософский путь познания и остались с его помощью до преклонного возраста проницательными, недогматичными, открытыми для сомнений и возражений, гибкими и поэтому способными к развитию. Для меня они являются конкретным примером того, что антропософия — это не воздвигнутое однажды здание, а живой стимул, импульс. ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ Шестое упражнение должно обобщить предшествующие. При этом нужно попытаться привести в гармоническое согласование различные свойства, которые были созданы путем упражнений. При этом особое значение можно придавать тем свойствам, которые были развиты меньше всего. Если человек, совершающий упражнения, достигнет внутреннего равновесия, то это проявится в уравновешенном образе жизни, большем спокойствии и большей уверенности в себе. Преобразование может, как указывает Штайнер, выражаться в различных изменениях, вплоть до физических, например в осанке и походке. Заметные изменения могут появиться даже в почерке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|