Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шесть сопутствующих упражнений




Существуют шесть качеств, которые выделяются Штайнером как особенно важные для упражняющегося человека. Можно называть их различными именами. Здесь используются следую­щие обозначения:

Мыслительный контроль

Волевой контроль

Хладнокровие

Положительность (позитивность)

Непредвзятость

Внутреннее равновесие

Причина, по которой так важны именно эти свойства и по­следствия, которые могут наступить благодаря их раскрытию и возрастанию, постепенно обнаружатся в ходе дальнейшего изло­жения. Здесь мне сначала хотелось бы описать шесть сопутст­вующих упражнений. Они называются сопутствующими потому, что их делают в дополнение к медитативному упражнению.

Эти упражнения описаны в книге «Как достигнуть познания высших миров» и существенно подробнее — в «Очерке тайноведения». Особенно детализированное описание со множеством важных указаний, которых нет ни в одной другой публикации, можно найти в статье, написанной Рудольфом Штайнером в октябре 1906 года для тех, кто хотел бы пройти специальное, интенсивное обучение*. Вначале отмечается, что все медитации и прочие внутренние упражнения бесполезны, и даже в определенном отношении становятся вредными, если жизнь не регули­руется в духе требований «сопутствующих упражнений». В статье содержится указание, что каждое упражнение следует делать изо дня в день как минимум в течение одного месяца, чтобы затем в течение последующих пяти месяцев дополнять им остальные упражнения. В книге «Очерк тайноведения», которая была написана позже и вышла в декабре 1909 года, отмечается лишь, что упражнения следует выполнять отдельно, и что де­лающий упражнения человек сам может определять продолжи­тельность различных периодов упражнений. Рекомендации, по­жалуй, можно истолковать так, что тот, кто хотел бы и мог бы заниматься более интенсивно, в первую очередь должен следо­вать указаниям 1906 года.

Схема упражнений, которая рассчитана на шесть месяцев, выглядит следующим образом:

Первый месяц: упражнение 1

Второй месяц: упражнение 2 в сопровождении упражнения 1

Третий месяц: упражнение 3 в сопровождении упражнений 1

и 2... и так далее

Кто не хотел бы заниматься так интенсивно, может распре­делить свою внутреннюю работу согласно рекомендациям, дан­ным в книге «Очерк тайноведения».

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выше уже было показано, насколько важно для тех, кто хо­чет научиться медитации, овладеть способностью мыслительного контроля.

Пока жизнь наших мыслей будет оживленной ареной, с кото­рой мы даже на короткое время не можем удалить воспомина­ния и впечатления внешнего мира, находящаяся в скрытом со­стоянии внутри нас духовная сила не может прийти в развитие.

Чрезвычайно трудно в течение долгого времени сосредоточи­ваться на чем-то определенном. Если как-нибудь проследить будничный разговор или беседы во время прогулки, то нам ста­нет ясно, что наши мысли, как правило, перепрыгивают с одной темы на другую.

Если мы будем делать упражнения по концентрации, то имеет смысл начать их с самых простых предметов. Так, напри­мер, можно пробовать полностью концентрировать сознание в течение пяти минут на. одном единственном, легко постижи­мом объекте, быть может, на ложке, стуле, карандаше или на чем-то подобном. Важно прежде всего, чтобы предмет сам по себе был довольно интересным. При этом можно представить себе производство данного объекта. (Кто выберет в качестве объекта для медитации лезвие ножа и знает что-нибудь о рабо­те на рудниках и в металлургии, может в соответствии со свои­ми знаниями внутренне, мысленно проследить весь процесс про­изводства вплоть до получения готового продукта. Но все время он удерживает лезвие ножа в сознании).

На протяжении всего упражнения нельзя допускать никаких мыслей, не имеющих отношения к лезвию ножа.

Это чрезвычайно трудно. Попробуйте сесть и попытаться со­средоточиться на чем-то — и тут же ваши мысли становятся са­мостоятельными и крутятся вокруг чего угодно другого.

Важно все же уяснить себе, как зависима современная жизнь от способности к сосредоточенному мышлению: без него невозможно создать какие-либо промышленные приборы, писать научные статьи или конструировать новые машины.

Но в этих случаях на длительное сосредоточенное размыш­ление человека вынуждают различные обстоятельства внешнего мира — экономические требования, технический прогресс, необ­ходимость объяснить серию экспериментов, наконец, соображе­ния карьеры и т. п.

В упражнении же на медитацию или концентрацию внешний мир ослабляет на некоторое время всеобъемлющую хватку. Мы становимся тогда такими, какие мы на самом деле есть. При этом, как правило, оказывается, что наши душевные силы гораз­до слабее, чем мы предполагали. Тот, кто считает, что у него хорошие способности к сосредоточению, может как-нибудь сам себя проверить. Может случиться, что он будет неприятно по­ражен.

ВОЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ

Тайна людей с действительно сильной волей заключается в их чрезвычайной выдержке. Они не сдают. Путь к овладению волей ведет через сознательное, постоянно повторяемое упраж­нение.

Рекомендации Штайнера, как в тайноведении, так и в статье от 1906 года могут перевернуть привычные взгляды на эти фак­ты. Описанное там упражнение кажется вначале довольно лег­ким. Оно заключается в том, чтобы ежедневно в одно и то же время выполнять одно небольшое действие. Это должно не обу­словливаться внешними обстоятельствами, а исходить из соб­ственной сознательной инициативы. Можно, например, наблю­дать погоду, а наблюдения записывать, читать в определенной книге некоторый отрывок, поливать специально купленное для этой цели растение или что-нибудь подобное. Упражнение, есте­ственно, можно разнообразить до бесконечности. Нельзя, разу­меется, предпринимать то, что мы и без того бы делали; дей­ствие должно, напротив, быть совершенно за пределами нор­мального протекания дня.

Со временем можно добавить второе действие или даже не­сколько, пока есть уверенность, что вы справитесь с этим зада­нием. Самое важное — это проводить упражнения в установлен­ное, всегда одно и то же время и не забывать о них. Такое пунктуально проводимое сознательное упражнение для очень занятых людей не так легко соблюдать, как кажется сначала — а ведь мы все заняты.

Здесь можно было бы возразить, что регулярно выполняемые медитации сами по себе уже представляют волевые упражне­ния. Но именно из-за того, что медитация превратилась в само собой разумеющийся элемент распорядка дня, она не может рассматриваться здесь в качестве специального упражнения. Эти сопутствующие упражнения проводятся именно как допол­нение к повседневному ритму.

Благодаря таким упражнениям человек постепенно приобре­тает свою, подчиненную контролю силу воли.

Нужно учиться в точной последовательности выполнять дан­ные самому себе приказы. Приобретение этой способности, само собой разумеется, не должно вызвать потребность распоряжаться другими людьми. Как правило, она проявляется очень спо­койным образом. Если, например есть привычка оставаться утром немного дольше в постели, хотя уже нужно вставать, то ежедневно представляется великолепная возможность трениро­вать волевой контроль, а именно, давая самому себе приказ встать сразу и делать это действительно тут же.


КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ

Если эмоциональная жизнь должна стать благодаря вну­треннему обучению помощницей (вместо того чтобы всегда быть препятствием), то на эту область нужно воздействовать посред­ством совершенно особых упражнений. Чувства, которые мы питаем по отношению к происходящему в нашем окружении, часто больше относятся к нам самим, чем к происходящим со­бытиям. Кто, например получит задание описать первую встре­чу с другим человеком, обнаружит, что гораздо проще вспом­нить свою собственную реакцию, чем одежду, внешний вид илиманеру держаться встреченного человека. Мы довольствуемся часто тем, что регистрируем наши собственные ощущения:

«Он кажется мне особенно симпатичным» или«с первого мгновения я не мог его переносить».

Также заметно, в какой мере мы ориентируем наши собст­венные чувства относительно установки другого человека. Если мы кому-то нравимся, мы также в свою очередь симпатизируем ему.

В изнурительной суете большого города илив напряженной профессиональной жизни нередко случается, что раздраженная интонация илирезкий жест, которые можно отнести к перена­пряжению илиплохому настроению, воспринимаются какзнаки антипатии. Из этой лишь только предполагаемой негативной по­зиции может очень легко возникнуть разлад, который отяго­щает отношения людей друг с другом.

Такие противоречия и конфликты, конечно, легко возникают у людей, которые и так имеют антипатию друг к другу. Это ча­сто ведет к тому, что они уже больше не готовы слушать друг Друга:

«Я ведь заранее уже знаю, что он скажет, и я знаю также, что это не правильно».

Если не отставить в сторону свои собственные чувства, свои симпатии и антипатии, то крайне сложно понять других лю­дей— что именно они значат — и научиться правильно судить о них. Для внутреннего обучения имеет, однако, большое значе­ниеэта способность.

В результате этого в нашей эмоциональной жизни мы будем не только хорошо разбираться в наших собственных ощуще­ниях, но и получим углубленное понимание происходящих во­круг процессов.

Удовольствие и неудовольствие, радость и боль могут превратиться, как говорил Штайнер, в «органы познания», ко­торые не отгораживают нас от окружающего мира, а напротив, открывают для нас его требования. Первый шаг в этом направ­лении состоит в том, чтобы научиться управлять своими эмоцио­нальными проявлениями.

Важно отметить, что это не означает стремления к осознанному подавлению эмоции: боли после трагического события, Радости после хорошего известия, гнева из-за подлого действия или осторожности при грозящей опасности.

Речь идет не о преодолении эмоций, а о контроле над непроизвольными эмоциональными проявлениями. Бурные взрывы гнева, страха, боли должны сознательно избегаться. Такие аффекты начинаются очень сильно и стремительно, поэтому для этого упражнения требуется большая внутренняя бдительность.

Для людей вспыльчивых, отдающихся сильным эмоциям, мо­жет быть очень трудно, даже почти совсем невозможно, осу­ществлять это упражнение. Несмотря на это, или даже именно поэтому, оно так важно. Конечно, оно требует определенного чувства такта от проделывающего упражнение человека. Если встречаешь кого-нибудь, кого долго не видел, то это, естествен­но, не подходящий момент, чтобы скрыть свои дружественные чувства. Во многих случаях от нас по праву ждут, что мы про­явим чувство. Но если мы встречаем людей, которые проявляют по отношению к нам чувство раздраженности или антипатии, то образ действий в духе этого упражнения может быть, напротив, очень оправданным. В другой связи Штайнер описывает неко­торые упражнения, которые имеют дело с преобразованием со­циального поведения. Они не связаны непосредственно с шестью сопутствующими упражнениями. Они стремятся не только к проработке эмоциональной жизни, но и к исправлению совер­шенно определенных антисоциальных побуждений — антипатии, высокомерия или чего-нибудь похожего. Позднее мы приведем более подробное описание этого.


ВОЗРАЖЕНИЯ

Когда на лекциях или курсах описывают шесть сопутствую­щих упражнений, слушателями все время высказываются воз­ражения. Упражнения по контролю мыслей и воли в большин­стве случаев принимаются. Иначе обстоит дело, когда обсужда­ется тренировка эмоциональной жизни. Тогда появляется множество возражений (и иногда очень темпераментных).

Например, говорят, из современного психоанализа известно, что вытесненные эмоции могут привести к психическим наруше­ниям или совсем испортить психику, особенно у детей. Это, ко­нечно, верно. Но описанное выше упражнение не задумывалось для подростков и детей. Было бы вообще неестественно скло­нять несовершеннолетних к духовному ученичеству и упражне­ниям. Необходимые для осознанного внутреннего упражнения зрелость и сила воли обычно не появляются ранее 18—19 лет, а в большинстве случаев даже еще позднее. Зато нечего возра­зить против добровольного стремления взрослого поставить под контроль свои эмоциональные проявления. Мы ведь делаем это еще и для того, чтобы придать гармонию нашей совместной жизни с окружающими людьми. Если преувеличенный самоконтроль ведет к вытеснениям, то это обычно следствие внешнего давления или «психического насилия».

Важно и то, сам человек решает контролировать свои эмо­ции или это навязано извне. Если человек живет в обстановке, когда его постоянно оскорбляют, а он все время вынужден сдерживать себя и проглатывать свою злобу и обиду, то это и у детей, и у взрослых может привести, как доказано, к тяже­лым физическим и психическим нарушениям. Но если человек сознательно воспитывает в себе самообладание, то последствия совсем иные. Оно не ведет к ослаблению личности, напротив, личность удивительным образом усиливается, здоровеет.

В этой связи справедливо обратить внимание на один важ­ный момент. Кто хочет проделать третье сопутствующее упраж­нение, должен не только учиться владеть собой. Настоящая цель гораздо больше — это выработка внутреннего равновесия.

Человек, который молчит и сдерживает свои эмоции все вре­мя, негармоничен. Кроме того, он поощряет асоциальную пози­цию людей, которые его подавляют. Единственная имеющая смысл реакция состоит здесь в том, чтобы преодолеть страх и при возможности высказать свое мнение благоразумным, но энергетичным образом, так чтобы другой мог сделать из этого для себя выводы.

Следовательно, стремление к преобразованию эмоциональ­ной жизни совсем не обязательно требует практиковать «заглу­шённое» поведение. Задача, повторяем, состоит в выработке качеств, к которым не было предрасположения с рождения. В «Очерке тайноведения» показано, что как раз те свойства, которые были усвоены благодаря самовоспитанию, могут быть особенно полезны для духовного ученичества, становления.

Кто склонен на основании приобретенных впечатлений бы­стро возбуждаться, должен пытаться сохранять хладнокровие.

Флегматичный по темпераменту человек, напротив, должен активизировать себя, чтобы его внутренняя установка была при­способлена к событиям, с которыми он сталкивается.

Здесь, возможно, возразят, что такое упражнение ведет к от­сутствию непосредственности. Но это не так. Кто взрывается при определенных поводах, когда-нибудь должен отказаться от этого, — и, вероятно, он заметит, что тот, кто ждет или прово­цирует такую взрывную реакцию, скоро покажет себя с лучшей стороны.

Если подавленный и запуганный человек преодолевает свою неуверенность и ясно выскажет свое мнение в той ситуации, ко­торая этого требует, то заметит нечто похожее. Окружающие реагируют на это часто очень положительно. Даже если вну­треннее преодоление осознается только им самим, все равно оно имеет хорошие последствия благодаря повышенной уверенности в себе и улучшенной способности понимать людей и находить с ними общий язык.

Если третье сопутствующее упражнение выполняется пра­вильно, оно оказывает долгосрочное действие, так что чувства не ослабевают, а становятся богаче и глубже. У нас появится все больше и больше места в душе для радостей и печалей других людей, а не одних только собственных. Эмоциональная жизнь становится тогда не занавесом, отгораживающим нас от окру­жающего, а окном, которое открывает для нас мир.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОСТЬ

В современных школах и учебных заведениях большое вни­мание уделяется формированию способности собственного кри­тического отношения к различным вещам. Искусство находить ошибки у других и критически относиться ко всему и каждому очень хорошо развито сегодня уже у детей и, тем более, у взрослых.

Конечно, критическая способность мышления необходима, если нужно различать между правдой и неправдой в потоке информации, рекламы, пропаганды, которыми нас постоянно заваливает современное индустриальное общество. Но если кри­тическое отношение чересчур превалирует, то это почти всегда происходит за счет других способностей и ведет к нарушениям в социальной жизни.

Четвертое упражнение ставит своей целью через некоторый определенный промежуток времени научиться находить во всех событиях повседневной жизни что-то доброе, ценное и положительное. У людей, которые чем-то тяготятся, взгляд прежде всего очень односторонне выискивает слабости и промахи. Этим можно избежать какого-нибудь столкновения. Но этот образ действий ведет в тупик. Незаметно могут образоваться и стать все более властными нереалистичные представления, если не вносить в них исправления, постоянно сообразовываясь с реаль­ной действительностью.

Имея целью преодоление негативных установок по отноше­нию к близкому, упражняющийся будет использовать любую возможность, чтобы пойти навстречу этому человеку. Хорошая подготовка к этому — представлять перед своим взором снова и снова хорошие стороны этого человека. При таком тщательном продумывании у любого человека могут быть найдены позитив­ные качества. В большинстве случаев даже становится ясно, что ценные свойства, собственно говоря, превалируют. Особенно важно с наибольшей силой, с возможно большим количеством деталей представить перед внутренним взором образ данного человека. Часто люди, которые серьезно относятся к христиан­ству, привыкают молиться за своих врагов. Внимательно и по­ложительно думать о людях, с которыми имеешь дело, или о тех, кто в тягость тебе или кому-то, — этому может научиться каждый.

Опасение, что способность к критическому мышлению будет ослаблена из-за такого упражнения, необоснованно. Черное не становится белым, если в картине воспринимаются светлые ню­ансы. Но тем самым приобретается знание того, как картина действительно выглядит.

НЕПРЕДВЗЯТОСТЬ

Негативная позиция по отношению к другим людям нередко связана с упорством в связи с однажды вынесенным суждением. Даже однажды оброненное критическое высказывание о челове­ке пересматривается неохотно. Вместо этого зачастую, более или менее осознанно, пытаются отыскать еще больше ошибок и доказать их наличие другим людям. В конце концов видятся только одни ошибки и недостатки. Если однажды будет выска­зано суждение, то это имеет почти магическое воздействие — прежде всего на того, кто это суждение высказал, но также и на других людей. Это может сделать нас слепыми и нечуткими по отношению к реальностям, которые совсем не согласуются с вы­сказываниями и суждениями.

Пожалуй, нет такой области, где бы это было так отчетливо, как в политике. Непредвзятое суждение, беспристрастное мыш­ление — это идеалы, едва ли достижимые для многих людей со­временности. Потребность в упорном настаивании на уже при­нятой точке зрения является только одной из причин этого. Но существует еще много других факторов, которые способствуют тому, чтобы отгородить нас от действительности. Рабочий ритм, транспорт, средства массовой информации, весь современный образ жизни являются такими напряженными и такими утоми­тельными, что мы лишь изредка находим силы для воспринимания и переработки новых идей и нового опыта.

Люди в водовороте современного бытия стремятся достичь определенных успехов в работе, и им часто особенно трудно выслушать другого человека и глубоко пережить его жизненные проблемы. Они хотят полностью сконцентрироваться на собст­венных проблемах.

Быть действительно «открытым» в наше время, учитывая все эти причины, действительно очень трудно. Но кто хочет осу­ществить последовательное духовное ученичество, нуждается именно в этом качестве. Он должен постоянно быть готовым к постижению нового опыта и пересмотру своих прежних мнений.

Чтобы не быть все время вынужденным изменять или брать обратно уже высказанные оценки, нужно постепенно учиться внимательно наблюдать и осмотрительно рассуждать. В пятом упражнении пытаются в течение некоторого времени восприни­мать мир с открытыми органами чувств и непредвзятым мышле­нием. Человеку, делающему это упражнение, нужно сказать что-то новое о каждой вещи и каждом существе, с которыми он сталкивается, увидеть что-то, чего он не знал до этого.

«Любое дуновение ветерка, любой лист на дереве, каждое лепетание ребенка могут нас чему-нибудь научить, если мы готовы занять такую позицию, которую мы прежде не занимали» («Очерк тайноведения»).

Кто начинает делать одно из таких упражнений, конечно, не должен забыть или отказаться от своего уже приобретенного до этого опыта или от своих полученных другим путем знаний. Его опыт может даже оказать ему большую помощь.

Человек, который уже произвел в какой-нибудь области мно­жество наблюдений и исследований, будет иметь хорошие пред­посылки, чтобы систематизировать вновь поступающие факты и при этом констатировать, что они действительно новые. Он дол­жен лишь следить, чтобы у него не возникла точка зрения, что он уже может больше не учиться!

В этом, собственно говоря, суть дела. Быть действительно «открытым» означает всегда оставаться способным к развитию.

Читатель этих строк, может быть, спросит себя, до какой степени можно преобразовать антропософию, чтобы она дей­ствительно стала живой. Наверняка, есть люди, которые назы­вают себя антропософами и которые тем не менее кажутся догматиками или людьми замкнутыми на своей внутренней по­зиции. Иногда не только противники антропософии, но даже ее сторонники и защитники рассматривают ее как полностью раз­работанное учение, установленное Рудольфом Штайнером на все времена.

Антропософская литература не является собранием догм, а представляет собой обилие материала для работы, еще не за­конченного, еще не окончательного, несовершенного, как и все другие труды человека. Если серьезно углубиться в антропосо­фию, то нередко возникают сомнения; но антропософия не оставляет никого равнодушным. Более того, появляется потреб­ность узнать больше.

Я сам знаю людей, которые вступили на антропософский путь познания и остались с его помощью до преклонного воз­раста проницательными, недогматичными, открытыми для сомне­ний и возражений, гибкими и поэтому способными к развитию. Для меня они являются конкретным примером того, что антро­пософия — это не воздвигнутое однажды здание, а живой сти­мул, импульс.

ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ

Шестое упражнение должно обобщить предшествующие. При этом нужно попытаться привести в гармоническое согласование различные свойства, которые были созданы путем упражнений. При этом особое значение можно придавать тем свойствам, ко­торые были развиты меньше всего. Если человек, совершающий упражнения, достигнет внутреннего равновесия, то это проявит­ся в уравновешенном образе жизни, большем спокойствии и большей уверенности в себе. Преобразование может, как указывает Штайнер, выражаться в различных изменениях, вплоть до физических, например в осанке и походке. Заметные изменения могут появиться даже в почерке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...