Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патриарх московский и всея Руси




Н.В.МАСЛОВ

15-летию со дня блаженной кончины
схиархимандрита Иоанна (Маслова)

ПОСВЯЩАЕТСЯ

ОСНОВЫ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Православное воспитание

как основа русской педагогики

(по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Издание 3-е, исправленное и дополненное
БИБЛИОТЕКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Н.В. МАСЛОВА

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

митрополит СИМОН (НОВИКОВ),

митрополит ЮВЕНАЛИЙ (ТАРАСОВ),

КОСТИКОВА М.Н., доктор педагогических наук, профессор

 

Православное воспитание как основа русской педагогики. Н.В. Маслов. М.: Самшит-издат, 2006. - …510 с.

 

В книге доктора педагогических наук Н.В.Маслова показаны основания русской педагогики: православное учение о спасении (в его антропологическом аспекте) и русский аскетизм, представленный монастырской педагогикой, методами пастырского душепопечения, педагогикой старчества. Оба эти аспекта слиты воедино в концепции православного воспитания. В концепции раскрыты такие актуальные вопросы педагогики, как цель и задачи воспитания, его принципы, методы, средства, условия успешности и др.

Монография подготовлена на основе трудов выдающегося пастыря и богослова схиархимандрита Иоанна (Маслова), обобщившего в своих трудах опыт Глинской пустыни – могучего центра духовного просвещения, создавшего уникальную педагогическую систему, которая соединяет опыт древней христианской Церкви и русскую традицию.

Книга предназначена для широкого круга читателей: педагогов, воспитателей, родителей, а также для ученых, работающих в этой области..


ПИСЬМО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II об этой книге

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
АЛЕКСИЙ

"6" апреля 2006 г. № 2067   119034, Москва, Чистый пер, 5

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
НАСЛЕДНИКИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Н.В.МАСЛОВУ

Многоуважаемый Николай Васильевич!

Сердечно благодарю Вас за направленное в мой адрес письмо, в котором Вы сообщаете о проходившей в рамках XIV Международных образовательных чтений педагогической конференции по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания "Глинские чтения: Православие как основа русской педагогики".

Особенно примечательно, что центральной темой дискуссий стала православная педагогика, как наука о формировании человеческой личности. Обсуждение в ходе работы форума Вашей диссертации: "Основы русской педагогики" позволило участникам Чтений рассмотреть учение о спасении как теоретическое основание православной педагогики и взглянуть на русский аскетизм, как на его практическую основу.

Надеюсь, что Ваш труд будет востребован системой высшего и профессионального образования и будет полезен для семейного круга.

Желаю Вам всещедрой помощи Божией и благословенных успехов в Ваших трудах.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 

 

Костикова М.Н.,

доктор педагогических наук, профессор

 

КРУПНЫЙ ВКЛАД В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ

 

Уважаемые архипастыри!

Уважаемые участники Глинских чтений!

Дорогие коллеги!

 

Мне представилась возможность сказать несколько слов о только что опубликованной монографии Николая Васильевича Маслова «Основы русской педагогики». Книга имеет и второе название, которое конкретизирует содержание этого труда – «Православное воспитание как основа русской педагогики». В основе содержания этой книги - докторская диссертация Николая Васильевича, которая недавно была успешно защищена им, а Высшая Аттестационная Комиссия Российской Федерации присвоила Николаю Васильевичу степень доктора педагогических наук.

Это не только важный факт в биографии Николая Васильевича как теоретика педагогики. Это означает, что на высшем, государственном уровне концепция, содержание и выводы диссертации Николая Васильевича признаны отечественной педагогической наукой.

Хочется напомнить уважаемым участникам Глинских чтений, что проблема концептуальных основ воспитания и путей его реализации является одной из стержневых педагогических проблем, решение которой в настоящее время актуализируется кардинальными изменениями общественных связей и отношений. Возникший в 90-х годах вакуум заполнился потоком бесстыдства и агрессивности, цинизмом и бездуховностью, экспансией зла под личиной толерантности. Нравственное возрождение осуществляется с большим трудом и крайне медленно. Два основных направления, по которым в отечественной педагогике осуществляются поиски – это, с одной стороны, универсализация воспитательных подходов в русле идей глобализации современного мира и, с другой, возрождение и научное осмысление русских педагогических традиций, тесно связанных и зиждущихся на православной культуре.

Основную мысль книги Н.В.Маслова можно сформулировать так: качественное изменение существующей воспитательной практики возможно при условии наполнения концептуальных основ воспитания православным пониманием его смысла, целей, ценностей и конечных результатов. Эта мысль красной нитью проводится в книге и позволяет автору последовательно, всесторонне и глубоко раскрывать православное воспитание как сугубо национальную, столетиями укорененную и практически апробированную основу педагогики, основу практической деятельности учительства.

Теоретическую основу православной педагогики составляет учение о спасении. В книге раскрыта объективная сторона спасения (в православном понимании она включает то, что Господь даровал для спасения) и значение Церкви в этом духовно-жизненном процессе, а также субъективная сторона спасения, то есть личное участие человека в деле спасения. Предметом педагогического анализа, осуществленного Н.В.Масловым, становятся христианские ценности, при этом он использует богословский понятийный аппарат. Следует подчеркнуть: анализируемые автором идеи имеют высокий гуманистический потенциал и существенно обогащают педагогическую науку. Особый интерес представляет православное понимание движущих сил нравственного роста, роль веры и любви к ближнему в формирования внутренней жизни и внешнего поведения. Продуктивным для воспитания, на наш взгляд, является мысль о том, что где нет любви, там царствует смерть духовная, детально представлено выявленное из трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) православное содержательное наполнение таких личностных качеств (добродетелей), как доброта, благожелательность, сострадание, забота о других, долготерпение, умение прощать и других, составляющих содержание духовно-нравственного совершенствования, а также средств, которыми оно достигается: самопознание, внутренняя духовная жизнь, внимание к своим поступкам и мыслям, уклонение от почестей и славы, уклонение от осуждения ближнего и других. На наш взгляд, продуктивным для педагогической науки в целом является представленный к работе анализ содержания таких православных понятий, как покаяние, рассуждение, послушание, смирение, а также трех видов грехов и трех причин грехов. Вскрыт их глубокий психолого-педагогический смысл и показано важное практическое воспитательное значение.

Николай Васильевич Маслов впервые в современной отечественной педагогической литературе глубоко и всесторонне раскрывает православное воспитание в контексте анализа педагогических мыслей великих русских пастырей – святых вождей нравственности, самоотверженно осуществляющих пастырское душепопечение. Глубоко и интересно рассмотрена концепция православного воспитания в богословско-педагогических трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова) и ее реализация в его практической деятельности. Н.В.Маслов показывает, что широта и всеохватность трудов Отца Иоанна, их многослойность и диалогичность позволяют исследовать православное воспитание как явление русской педагогической мысли во все своей полноте и сложности.

В книге читатель найдет анализ учения о спасении как теоретической основы православного образования и православного воспитания.

Очень важно для педагогики выявление взаимосвязи и взаимодействия богословия как отрасли науки и современных педагогических воззрений.

На историческом основании, начиная от истоков возникновения православного воспитания: александрийской и карфагенской школ, от трудов отцов церкви (Св. Амвросий Медиоланский, Бл. Августин и др.), - выстроена целостная концепция православного воспитания, выявлены его цель, задачи, средства и методы, показано становление и развитие русской православной школы.

Суть православного воспитания составляет духовно-нравственное развитие человека, направленное на развитие способности отличать добро от зла и формирование умения направлять свою волю в сторону добра, в основании которых находятся любовь к Богу и ближнему, а также потребность и чувство красоты. Сущность православного воспитания – воспитание благородства, благонравия и благочестия.

В книге охарактеризован историко-педагогический аспект становления православного воспитания на Руси. Читатель сможет познакомиться с обзором выдающихся культурных памятников книжности, из текстов которых Н.В.Маслов выявил содержащиеся в них цели и задачи воспитания и показал, что не смотря на многочисленные переломы в российской истории, школьное дело оставалось в своей основе православным, православным оставалось и учительство. Показана роль Свято-Троице-Сергиевой Лавры в развитии русской школы.

В книге представлен анализ духовно-нравственных основ отечественного воспитания в богословско-педагогических трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова). Проанализирован жизненный путь отца Иоанна как пример воплощения православного учения, раскрыт его духовный мир и беспрестанное нравственное служение Богу и людям. Показана нераздельность его богословско-педагогического наследия: слова отца Иоанна и его жизни, т.е. его делания. Образно Николай Васильевич Маслов выражает духовно-нравственную высоту старца, используя его же слова, которые можно воспринимать и как завет воспитателям: «любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная красота». Можно полностью согласиться с автором, что факты биографии старца, ознакомление с его многогранной деятельностью помогают понять смысл его трудов.

Интерес и научную ценность, на наш взгляд, представляет анализ пастырской деятельности как формы учительства. Даны содержательные характеристики пастыря как учителя. При этом важно отметить, что автор характеризует каждое из качеств многогранно: и выдержками из письменного наследия Великого Старца, и конкретными примерами проявления этих качеств в жизни самого схиархимандрита Иоанна Маслова. Это позволяет осмыслить каждое из качеств не только теоретико-логически, но и образно-эмоционально.

Следует заметить, что традиционно в педагогической литературе сфера воспитания чаще всего ограничивается школьными годами. В книге показана необходимость постоянного учительства для каждого человека (пастырства), поскольку достижение православной воспитательной цели является тем самым проходящим через всю жизнь процессом, который оказывается все более трудным для человека по мере его духовно-нравственного развития. В работе охарактеризованы препятствия на пути духовно-нравственного развития и способы их преодоления, предлагаемые православной воспитательной традицией. Следует отметить, что описанные препятствия, возникающие на пути личностного роста, не сложно «перевести» на язык современной психологии, что существенно облегчит их восприятие, но в этом случае утрачивается особая содержательность, объемность и смысловая нагрузка этих понятий, поскольку размышление над ними и проникновение в их сущность составляет неотъемлемую составляющую духовно-нравственного воспитания в православной педагогике.

Как пример реализации православного воспитания в учебном процессе проанализирована и собственная педагогическая деятельность отца Иоанна: приемы организации учебной работы, способы активизации не только собственно познавательной деятельности, но и целей освоения учебного материала, система оценивания как инструмент духовно-развивающего влияния, требования к глубине освоения и формам изложения усвоенного не столько в дидактическом, сколько в духовно-личностно-стимулирующем плане. Представляется, что для воспитания принципиально важен этот аспект: не так похвально само по себе знание изучаемого предмета, сколько важно воспитателю увидеть и своевременно направить в нужное русло те личностные качества, которые при этом формируются у воспитанника. Н.В.Масловым выпукло показано, как в педагогической деятельности отца Иоанна приоритет отдавался именно личностным качествам учащегося, что позволяло не допустить развитие их самомнения, раздутой гордости, самолюбования, тщеславия и других пороков: «каждое занятие – это прежде всего урок внутреннего духовного самопознания… На каждом уроке шла напряженнейшая духовная работа, причем с каждым индивидуальная».

Очень полезным для воспитательной практики является представленная в книге система ключевых понятий православной педагогики, почерпнутая в фундаментальном труде схиархимандрита Иоанна «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». Для практических педагогических работников дан важный руководственный анализ структуры этого труда и рекомендации по его использованию. Вместе с тем, уместно напомнить, что данная работа отца Иоанна уже оценена и педагогической общественностью, и Министерством образования Российской Федерации, присвоившим этой книге гриф: «книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию» - на основании заключения Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования Российской Федерации. Мы полностью разделяем мнение Н.В.Маслова, что, вмещая весь спектр понятийного аппарата о человеке в его истинном православном изъяснении, «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского» является справочным изданием энциклопедического типа.

Впервые в отечественной педагогике в книге представлен детальный научный анализ педагогических аспектов служения священника, методы пастырского душепопечения на всех этапах жизненного пути человека, от младенчества до старости, на основе анализа жизни знаменитых старцев, выявлена их педагогическая деятельность и раскрыта педагогика старчества, показаны содержание и методы монастырской педагогики. В качестве фундаментального факта можно отметить вывод Н.В.Маслова о том, что в основе воспитательной деятельности старцев лежит их беспрестанная работа над собственным внутренним миром, их умение проникать в «тайники души». Именно эти способности позволяют старцам быть высшими педагогами – руководителями совести. Николаем Васильевичем Масловым вскрыта тесная связь монастырской воспитательной деятельности с социальным служением. При этом воспитательное значение монастыря, состоящее в формировании «умения отдать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду, привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах» не ограничивается монашествующими. Монастырская педагогика оказывает влияние на нравственный уровень людей, раскрывая через практические результаты реальную возможность духовно-нравственного преобразования. Действительно, в монашестве Россия всегда имела огромную созидательную силу, нравственно влиявшую на общественную жизнь. Можно полностью согласиться с приводимыми в книге словами Патриарха Алексия II, «живя вне мира, они служили миру».

В своем послании Президенту Российской Федерации В.В.Путину Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отмечал, что в новых реалиях церковно-государственных отношений православные верующие люди имеют возможность вместе со всеми трудиться над созиданием духовно сильного, экономически стабильного и нравственно здорового Государства Российского. Вместе с тем, Предстоятель Русской Православной церкви предупреждает: «Сея ветер свободных от нравственности идей, мы пожинаем бурю саморазрушения».

Действительно, для России характерно многообразие культур. Действительно, в школе важно передать детям историю и традиции нашего народа. Вместе с тем, признавая важность традиций, следует согласиться, что духовно-нравственное состояние нашего общества зависит от того, какие ценности являются приоритетными в жизни, делах и поступках отдельно взятого человека. Представляется, что именно православное воспитание должно стать центральной задачей национального русского образования.

Книга Николая Васильевича Маслова энциклопедична по глубине и охвату материала и, на наш взгляд, должна стать настольной книгой каждого православного педагога.

Спасибо.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭПИГРАФЫ... 12

ВВЕДЕНИЕ. 13

1. УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ. 15

1.1. ТРИ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ О СПАСЕНИИ. ОБНОВЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ. ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ. 16

1.1.1. Творение мира и человека. Естественное состояние человека и его свойства. 17

1.1.2. Грехопадение человека и его следствия. Неестественное (падшее) состояние человека и его свойства. 21

1.1.3. Объективная сторона процесса спасения. Обновленное состояние человека и его свойства. 28

1.2. ПЕРЕХОД В ОБНОВЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА НАД САМИМ СОБОЙ. СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРОЦЕССА СПАСЕНИЯ. 42

1.2.1. Личное участие человека в развитии всех своих духовных сил. Формирование и укрепление добродетелей. 43

1.2.2. Средства духовно-нравственного возрастания. 74

1.2.3. Препятствия на пути спасения. 85

1.3. УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ – СМЫСЛОВАЯ ОСНОВА КАТЕГОРИЙ И ПОНЯТИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ (ПО «СИМФОНИИ» СХИАРХИМАНДРИТА ИОАННА (МАСЛОВА). 92

1.3.1. Словарный состав учения о спасении, представленный в «Симфонии», как методологическая основа категорий и понятий православной педагогики. 108

1.3.2. Учение о спасении – источник обновления и наполнения истинным смыслом понятийного аппарата современной педагогики. 115

1.3.3.Содержание педагогических понятий в контексте православного учения о спасении. 127

2. РУССКИЙ АСКЕТИЗМ – ПРАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ. 133

2.1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ. 133

2.1.1. Опора на аскетические традиции древнехристианских школ – особенность русской педагогики. 133

2.1.2. Становление и развитие русской православной школы. 146

2.1.3. Роль Свято-Троице-Сергиевой Лавры в становлении и развитии русской школы. Московская духовная академия. 190

2.2. РУССКИЕ ПАСТЫРИ – СВЯТЫЕ ВОЖДИ НРАВСТВЕННОСТИ. ПАСТЫРСКОЕ ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ. 209

2.2.1.Педагогические аспекты служения священника. 210

2.2.2. Русские пастыри как пример высоты и самоотверженности педагогической деятельности. 232

2.2.3. Методы пастырского душепопечения на всех этапах жизненного пути человека. Непрерывность воспитания. 244

2.3. МОНАСТЫРСКАЯ ПЕДАГОГИКА. ПЕДАГОГИКА СТАРЧЕСТВА. 265

2.3.1. Монастырь как идеальная педагогическая система. 265

2.3.2. Монастырская педагогика и ее методы. 227

2.3.3. Педагогика старчества. 297

3. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СИНТЕЗ ЕГО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. 345

3.1. СУЩНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ – ВОСПИТАНИЕ БЛАГОРОДСТВА, БЛАГОНРАВИЯ И БЛАГОЧЕСТИЯ. 282

3.1.1. Назначение человека. Образ совершенного человека. Настоящее состояние человека. 283

3.1.2. Цель православного воспитания, его определение. Главное правило, задачи, логика. 286

3.1.3. Объект, предмет и субъекты православного воспитания. 297

3.2. СОДЕРЖАНИЕ, ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ. 390

3.2.1. Содержание православного воспитания. 390

3.2.2. Положения православной педагогики. 394

3.2.3. Принципы православной педагогики. 396

3.3. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ. УСЛОВИЯ ЕГО УСПЕШНОСТИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 327

3.3.1. Методы православного воспитания. 327

3.3.2. Формы и средства православного воспитания. 334

3.3.3. Условия успешности православного воспитания, его концептуальные особенности. 342

4. СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ) – РУССКИЙ ПАСТЫРЬ И ПЕДАГОГ. 348

4.1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ГЛИНСКОГО СТАРЦА КАК ПРИМЕР ВОПЛОЩЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ. 348

4.1.1. Детство и юность. Монашество в Глинской пустыни. 351

4.1.2. Учеба и преподавательская деятельность в Московских Духовных школах. 356

4.1.3. Жировицкий монастырь. Последний год жизни и блаженная кончина. 364

4.2. МНОГОГРАННОСТЬ ПАСТЫРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 372

4.2.1. Учительство. 373

4.2.2. Совершитель священнодействий. 391

4.2.3. Духовный наставник. 487

4.3. БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ОТЦА ИОАННА. 419

4.3.1. Учение о спасении в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова). 420

4.3.2. Монастырская тема. Глинская педагогическая школа. 429

4.3.3. Педагогические труды. Теория пастырства. Эпистолярное наследие. 540

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 555

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 451

 

ЭПИГРАФЫ

Науки, изощряющие ум, без веры и без нравственности, не составят благоденствия народного… Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно без возделывания нравственности.

А.С.Шишков

«Воспитание - самое святое из всех святых дел»

Свт. Феофан Затворник
ВВЕДЕНИЕ

Истинная мысль – источник всех благ, мысль ложная есть источник ошибочной деятельности и тех незрелых плодов, которые от нее рождаются. Если мы видим подвижничество, не увенчанное никакими плодами или увенчанное плодами самообольщения, то должны понимать, что причиной этого было ложное направление, ложная исходная точка деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...