Чтение Слова Божия и творений святых отцов
По учению святых отцов, Слово Божие есть пища, поддерживающая жизнь души (157, 273). Подобно тому, как тело человека постоянно укрепляется пищей, чтобы не ослабеть и не прийти в состояние изнеможения, так и душа нуждается в систематическом подкреплении духовной пищей (146, 292). Тщательное изучение Священного Писания крайне необходимо человеку на пути ко спасению, своей благодатной силой оно способно утвердить в его душе основы духовной жизни. «Священное Писание оказывает неотразимое воздействие на душу человека, является благодатной силой, направляющей его к внутреннему возрождению» 146, 240). Книги Священного Писания – это высочайший дар Божий, неоценимое сокровище. Господь «через слово беседует со Своим творением» (146, 290). Это Слово истинно и неложно, твердо, непоколебимо и достоверно. В Слове Божием отображены все истины, которые составляют предмет веры христианина, указаны нравственные нормы, выполнение которых ведет к спасению. Посредством Слова человек легко может проверять, правильно ли он восходит по лестнице духовного совершенствования или уклоняется в противоположную сторону (146, 291). Незнание Священного Писания может легко привести к неправильному пониманию истин веры, к заблуждению. Только руководствуясь Священным Писанием, человек может распознать истину и не запутаться в сетях ереси, раскола или суеверия (146, 291). Человек, стремящийся к совершенствованию, если не читает Слова, бывает подобен «воину, вступающему в битву без оружия». Он постепенно теряет веру и уклоняется с верного пути. Такой человек, по словам святителя Тихона, уже ничего доброго и душеспасительного сделать не может, хотя и кажется добрым (146, 294). Небрежность и нерадение в изучении Священного Писания святые отцы называют признаком неверия. Такой человек лишается Божественной благодати.
Через Священное Писание человек познает волю Божию. Чем глубже он будет проникать в его содержание, тем яснее будет для него смысл и цель его земного бытия. Слово говорит человеку о его обязанностях по отношению к Богу, к ближнему и к самому себе. Святые отцы советуют не только поучаться в Слове Божием, но и «устроять» свою жизнь согласно его требованиям. Святые отцы пишут о том, что в Евангелии, как в духовной аптеке, скрыты различные лекарства «от всяких немощей, недугов и болезней». Здесь страждущий найдет утешение, сомневающийся - утверждение, незнающий – знание, пребывающий в подвиге веры – ободрение и подкрепление. Слово Божие оказывает не только постоянное укрепляющее действие на душу человека, но и на его тело, сообщая ему особую силу, бодрость и крепость (146, 293). Когда человек слушает или читает Священное Писание и размышляет о нем, то жизнь духовная разгорается, как «лампада от вновь налитого масла» (146, 293). Слово Божие укрепляет в душе человека веру и любовь, оно побуждает его к духовному деланию, облегчает его состояние во время скорбей. Оно постепенно возводит человека к совершенству, вводит его в светлую область духовного мира. Люди различны между собою и по воспитанию, и по образованию, и по характеру, поэтому и восприятие Священного Писания, основанное только на человеческом разуме, различно и противоречиво. Отцы Церкви говорят о необходимости понимать Священное Писание согласно изъяснениям апостолов и учению святых отцов (146, 295). Слово Божие приносит плод, когда человек размышляет о прочитанном. При этом святые отцы советуют «мало прочитывать и много рассуждать, что читается» (146, 296). В этом случае читаемое будет лучше восприниматься умом и сердцем человека, укрепляться в памяти.
«В размышлениях о слове Божием нельзя допускать произвола, но следует руководствоваться толкованиями святых отцов» (146, 296). Как и в любой науке, приступающим к «науке евангельской» сначала трудно дается ее изучение. Но систематическое чтение Слова в сочетании с практическим исполнением его в жизни открывает человеку духовный простор, становится его насущной потребностью. Благодаря постоянному изучению слова Божия душа человека постепенно совершенствуется и восходит от силы в силу Изучение Слова Божия должно непременно сочетаться с посильным практическим применением евангельских заповедей. «Самым благоприятным временем для приобретения навыка в чтении Слова являются детские и юношеские годы. Юное сердце более удобно воспринимает «духовное семя» (146, 298). Если человек с детства приучен черпать из Слова благодатные наставления, то с течением времени чтение для него станет насущной потребностью. Наряду с изучением Священного Писания, отцы Церкви большое значение придают чтению житийной, святоотеческой и богословской литературы. Духовные книги дают возможность правильно понять смысл Священного Писания, понять состояние своей души. Святые отцы и подвижники не теоретически, но практически, опытно познали человеческую природу с ее немощами и страстями, научились побеждать злое, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот свой богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях (146, 298). Святые отцы советуют быть «очень внимательным при выборе книг для чтения, так как неправославные авторы могут принести вред душе (Там же, с. 298). Еще более неразумно поступают те люди, которые стремятся найти ответ на свои вопросы в «лжеименном разуме». Большую пользу приносит человеку чтение житий святых, где имеется множество примеров высокой духовной жизни (160, сл. XXII). Учитывая великую пользу от чтения духовных книг, человек должен заниматься им систематически, чтобы «ни единого дня не пропустить без чтения» (146, 299). Рассуждение. По мысли Василия Великого, всякому деланию должно предшествовать рассуждение: без рассуждения и благое дело обращается в злое по безвременности и неумеренности. «Когда же рассуждением определятся время и мера благому (доброму), тогда бывает чудный прибыток» (105, 259).
Рассуждение о мире видимом, о его сотворении и прекрасном устроении влечет душу человека к познанию Творца. При этом святые отцы советуют не останавливаться умом только на красоте видимого мира, но «возводить» свой духовный взор в область мира невидимого (146, 299). Такое рассуждение одухотворяет чувства и мысли человека, возрождает в нем живую веру, смягчает сердце. Через рассуждение человек утоляет свою духовную жажду и водворяет в своей душе радость и утешение (146, 299 – 300). «Рассуждение о подвиге Христа обновляет дух человека» (146, 300). Рассуждение о вечности «отрезвляющим образом действует на душу» и дает ей силы терпеливо переносить встречающиеся на жизненном пути трудные обстоятельства. Оно способно удержать человека в рамках добродетельной жизни, привить душе отвращение ко злу, вызвать покаяние. Эта добродетель, по мнению отцов Церкви, может исправить самого развращенного человека (146, 300 – 301). Рассуждение о вечности в соединении с памятью о смерти действует еще сильнее на все существо человека, побуждая его не только отвращаться от зла, но и стремиться к духовному возрастанию. Рассуждение о смерти дает правильное направление всем душевным силам человека, доводя до его сознания, что все в этом мире тленно. Оно способствует постоянному духовному обновлению человека, продвижению его вперед по «лествице добродетельной жизни» (146, 299-301). Внутренне перерождая человека, добродетель рассуждения может легко обновить его силы и удержать душу на должном уровне, не допуская в нее уныния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|