Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективная сторона процесса спасения. Обновленное состояние человека и его свойства.




Поскольку после грехопадения «смерть, тление, рабство греху и Диаволу» овладело человеком, то он должен был быть навсегда удален от Бога. Однако Творец не мог допустить, чтобы его наилучшее создание навсегда было обречено на смерть и вечное мучение (146, 176). «В предвечном Божием Совете положено – человека согрешившего спасти не иначе, как только через Христа, верой в Него» (3, 20; 146, 176). Несмотря на преступление человека, Бог подает ему в Оице Своего Единородного сына – надежду на спасение.

Все, что даровал человеку Господь для спасения, является объективной стороной спасения (146, 5).

 

Значение искупительного подвига Христа.

После грехопадения люди, осознавшие гибельность своего состояния, вступили в усиленную борьбу с грехом, но они «не могли очистить свое естество от противоестественной примеси зла» (105, 100). Для этого нужно было средство, которое бы не только уничтожило грех, но и обновило бы человеческое естество (105, 376). Восстановить его мог только Творец естества (105, 100). Восстановление поврежденной грехом природы человека «потребовало принятия Спасителем не ангельской, а именно человеческой природы» (146, 185). Величие Божие проявилось в «самом способе, которым человек извлечен из падения» (105, 133). Сын Божий Христос «пришел в мир.., пожил на земле, пострадал, …умер плотью и восстал из мертвых». «Своими страданиями и смертью обновил человека и возвел его в первое состояние» (146, 192). И так Он «устроил спасение людей» (146, 183).

Однако «хотя искупительным подвигом Христа человек и оправдан пред Богом, это еще не гарантирует ему спасение, т.к. оно зависит от того, куда человек направит свою свободную волю» (146, 194). Спасти человека без его желания, против его воли, насильно «было бы недостойно Бога. Этим Он разрушил бы ту свободу, которую дал человеку при творении» (146, 177).

«Христос сделал все то, что должны были сделать люди для своего спасения» (146, 193). Спастись могут все люди, но не все имеют желание этим воспользоваться. Только те смогут получить спасение, которые будут верить в Сына Божия и в своей жизни воплощать Его Божественное учение (146, 192).

«Воссоздавая человека в «новую тварь» (2 Кор, 5, 1), Христос дал ему возможность не только вернуться в естественное (первобытное) состояние» (146, 194), но и придти в состояние несравненно лучшее, высшее, чем то, какое было при сотворении (105, 133).

Своим подвигом Христос дал человеку возможность к воссозданию, примирению и соединению с Богом в вечности (146, 194). Спаситель мира истребил в нем греховность (105, 133). Смерть «потеряла свою силу» и является «только кратковременным сном» перед жизнью вечной. Таким образом, значение искупительного подвига Иисуса Христа, по свидетельству святых отцов, есть дело бесконечной важности, силы и достоинства (146, 193-194).

Для окончательного завершения дела Христова необходимо было придти «Творческой Силе, Которой является Дух Святой» (146, 198).

«Дух Святой созидает в человеческих душах новую благодатную жизнь. Он обновляет и просвещает тех, в кого вселяется, подает людям благодатную помощь в их немощах, подвигах и борьбе с дьяволом». «Невещественный свет» Духа Святого «просвещает и укрепляет» своих последователей, тем самым «давая им возможность ощутить в сердцах Божественную силу, помогающую в спасении» (146, 198).

Через «наитие Святого Духа» в душе человека «снова возобновляется та духовная, благодатная жизнь, которая была утрачена в Адам», союз между Богом и человеком «восстанавливается в полной своей гармонии и в идеальной реальности». Божья благодать «просвещает сердце» человека и «зажигает в нем огонь Божественной любви». Она «водворяет в его сердце духовную небесную радость как предвкушение вечной блаженной жизни». Если человек, по своей беспечной жизни, не имеет в сердце этой «Благодатной Помощи», то он подобен «слепому и глухому», не имеющему «ни радости, ни покоя». При содействии Святого Духа человек ясно видит перед собой тот путь, по которому ему следует идти, чтобы достичь вечной жизни» (146, 198).

Сама возможность полного восприятия верующими Духа Святого открылась только после принесения Жертвы Христовой – искупительного подвига Христа (146, 198).

Церковь – место спасения человека.

Христос создал Церковь с целью обновления, освящения, спасения людей. Церковь в переводе с греческого означает «вызывание», потому что люди, в Церкви находящиеся, вызваны из «области тьмы» - к свету, из «общего царства природы» - в «особое Царство Божие» (146, 201, 432).

Именно Церкви принадлежит преобразовательное значение, то есть именно в Церкви люди будут обновлены (ТЗ, 433). Как учит Апостол, «вы – род избран.., люди обновления» (1 Петр. 2, 9).

Идея Церкви в самом ее глубоком понимании связана с идеей искупления людей Спасителем мира. В предвечном Совете Божием было решено не только искупить человека, но и дать ему несравненно более чем он потерял в падении. Поэтому отец Иоанн делает вывод: «Исходя из этого понимания Церкви, можно заключить, что Она занимает первенствующее место в мироздании» (146, 432).

«Спасение человека совершается только в Церкви Христовой. Как праведный Ной со своим семейством был спасен в ковчеге от всемирного потопа, а все вне ковчега – погибли», точно так же и сейчас только те спасутся от вечного осуждения, которые в Церкви Святой находятся, остальные, вне находящиеся, погибают (146, 203).

«В Церкви Христовой – духовной лечебнице – имеются все средства для искоренения душевных недостатков человека. Однако Господь не подаст эти средства без желания самого человека. Как в госпитале больные получают помощь и исцеление, так и в Церкви Христовой больные душой оздоравливаются и освящаются посредством веры и святого Крещения. Как в больнице лечащий врач посещает своих больных, так и в Церкви Господь лечит духовно больных, посещает их и учит воздерживаться оттого, что препятствует душевному исцелению и вечному спасению».

Подавая своим верным последователям «духовное врачество», Церковь своим воздействием способствует изменению нравов, злых людей облагораживает, делая их кроткими и любвеобильными, оказывает целебное действие не только на душу, но и на тело человека (146, 204).

«Господь для того и основал на земле Свою Церковь, чтобы всегда обновлять, просвещать, очищать желающих душевного и телесного здоровья, вести человека к спасению» (146, 205).

«Христос навсегда остался в ней Главой и Источником жизни» (146, 201). Он невидимо управляет ею, соединяя всех верных во «едино тело». Для того чтобы Церковь Христова оказывала спасительное действие, христиане должны соблюдать единство духа и исполнять все ее требования. Святая Церковь – неистощимая сокровищница благодатных Божиих даров, «ходатаица» перед престолом Всевышнего, «путеводительница» к спасению, поэтому ее следует «крепко держаться» и «слушаться ее голоса» (146, 205).

Особая миссия пастыря.

Особая миссия в деле обновления и спасения человека возлагается на пастырей Церкви. По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), на земле все люди подобны путешествующим, идущим по незнакомой пустыне, они нуждаются в путеводителе. Тем более что те, кто стремится к спасению, постоянно испытывают нападения от врагов своего спасения и нуждаются в поддержке и указании верного пути (146, 206).

Пастырь – это особое лицо, которому Сам Господь Бог поручил воспитывать и оберегать паству и вести ее к спасению (146, 206- 207). Пастыри должны учить людей Божественным истинам, помогать им обновляться и очищаться посредством священнодействий, направлять их по пути к спасению.

Таким образом, если педагог – «детоводитель», то пастырь – «путеводитель к вечной жизни», «вождь, идущий впереди» и «указывающий путь спасения» (146, 207).

Пастырь должен учить людей и утверждать в них добрые нравы (146, 208). Только пастыри могут совершать священнодействия, посредством которых люди очищаются и обновляются. «Пастыри служат своим пасомым… примером христианских добродетелей, словом учения и назидания, благоговейным совершением таинств, спасительным руководством пасомых к жизни добродетельной и ко спасению в Боге» (154, 47).

Св. Иоанн Кронштадтский указывает на значение пастыря в деле обновления человека: «Обновить растленного грехом человека может только один Бог или те из людей, которым Сам Бог дает благодать и власть, и силу Свою самим обновиться и просветиться, и укрепиться в новом житии и других обновлять, освящать, руководить со властью Божией, со властью духовною» (Св. Иоанн Кронштадтский, Золотые слова: О значении веры православной, СПб, 1996, сл. 4).

Бог дал Церкви силу и власть через пастырей «духовно рождать и воспитывать людей посредством истинного учения и Таинств» (146, 209).

Таким образом, пастырь является субъектом воспитания. Он использует в своей деятельности благодатные средства воспитания. Более подробно об этом речь пойдет во второй главе и третьей главах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...