Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход в обновленное состояние, как длительный процесс работы человека над самим собой. Субъективная сторона процесса спасения




Учение о спасении свидетельствует о том, что Бог даровал человеку все необходимые условия и средства для того, чтобы тот смог осуществить цель своей жизни – перейти из негодного, неверного состояния в состояние естественное, новое, чтобы он смог стать добрым, честным, верным человеком, человеком с новыми умом, сердцем, чувствами. Все, что дано человеку Богом для спасения – объективная сторона процесса спасения.

Вместе с тем, чтобы воспользоваться этими дарами, человеку необходимо самому хотеть спасения, необходимо направить свою волю к развитию своих духовных сил. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II пишет: «С одной сторны, человек уже прекрасен, по замыслу своего Творца, в самом творении и еще более велик по Искуплении, как получающий счостояние «вышеестественное». Но, с другой стороны, согрешив, человек ниспал до «противоестественного» состояния, в котором и пребывает доныне. Эта полярность реальности жизни и реальности идеала и является стимулом к осуществлении первой, исходной добродетели… Царство Божие, идеальное состояние человека, достигается не простым актом любви и всемогущества Божия, но и трудами употребляющих усилие к достижению своего спасения… подвиг, понуждение себя к добру, раскаяние в грехах освобождают человека от власти греха, изменяют его и делают способным к восприятию благодати Божией, всеисцеляющей, просвещающей, очищающей красоту образа ото всех болезненных наслоений (Мф. 11,12)» (3, 50). Желание спасения, по учению святых отцов, – одно из необходимых его условий. Пробудить в ребенке желание стать лучше, поддержать это желание и поддерживать его на протяжении всех лет жизни – вот задача православной педагогики. Однако одного желания еще недостаточно, для своего спасения человек должен прилагать личные усилия, усердие.

Таким образом, переход в обновленное состояние – это глубокий духовный процесс, необходимо предполагающий взаимодействие Божественной благодати и личных усилий человека. Обратимся, таким образом, к субъективной стороне процесса спасения.

Личное участие человека в развитии всех своих духовных сил. Формирование и укрепление добродетелей

Как образуется у человека желание совершенствования, внутреннего возрастания? Святые отцы свидетельствуют, что человек должен увидеть, сколь прекрасными могут стать его свойства и способности в будущем и насколько они плохи, ограничены в его настоящем состоянии.

Такие добродетели, как вера, надежда, любовь, милосердие, страх Божий и другие, позволяют сформировать понятие о совершенном человеке, помогают увидеть, каким он должен быть на самом деле. «Если мы рассматриваем человека в идеале, – какое он превосходное создание!..», – пишет один из педагогов прошлого (64, 5). Показать ребенку, этот идеал, пробудить у него желание следовать ему – вот первая забота православного педагога.

В Своей Личности, в Своей жизни и деятельности Христос воплотил тот высочайший пример, стремиться к которому – цель жизни каждого (146, 223). Стремление к совершенству побуждает человека следовать учению и жизни Христа как подлинному критерию добра, идеалу духовного совершенства (146, 223). «Нравственное совершенство есть совокупность добродетелей» (146, 248). Следовательно, человек, стремящийся к совершенствованию, должен подражать Христу в добродетелях (121, 307). «Добродетели делают природу человека досточтимой», восстанавливают его естественное состояние (154, 15).

Что же такое добродетель? Добродетель – это «всякое слово, дело и мысль», соответствующая неизменным нравственным нормам и принципам, согласная заповедям. «Добродетель – это истинная человеческая ценность. Духовное совершенствование невозможно без приобретения добродетелей, их укрепления, обучения им» (Симф.,?). Более того, опытом своей жизни святые отцы познали, что «истинная добродетель направляет жизнь человека к счастью и блаженству» (345, 154). На формирование у учащихся добродетелей должен быть направлен весь учебно-воспитательный процесс.

Каковы эти добродетели? Каким образом их можно приобретать, укреплять? Как им можно обучать и обучаться? Об этом и пойдет речь далее.

Рассмотрим добродетели в контексте труда схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», в котором проанализированы все добродетели в из взаимосвязи, раскрыт процесс обновления природы человека в результате формирования добродетелей.

Вера.

«Евангелие призывает человека верить в истинность учения Христова, призывает его следовать учению и жизни Спасителя мира как подлинному критерию добра, идеалу духовного совершенства, оно предлагает всем жаждущим спасения познать истину во Христе, и Господь подает им в помощь для этого Свою благодать. Вера, таким образом, в начальной стадии своего развития есть познание истины во Христе, Божественный дар человеку, который он должен тщательно сохранять и развивать» (146, 223).

Отец Иоанн отмечает, что под словом «познание» необходимо пони-мать восприятие умом вещей, не подлежащих непосредственному наблюдению. Вместе с тем, чтобы истины веры были действенны и воспринимаемы умом, они должны, прежде всего, найти отклик в душе человека, запечатлеться в его сердце, вызвать желание жить во Христе и со Христом. Только в таком случае христианин сможет правильно идти по спасительному пути (146, 224).

Как движущая сила нравственного роста христианина, вера непременно проявляется во всех его внешних действиях и поступках, учит человека сохранять благочестие и быть добродетельным в любых жизненных условиях. Совершенная вера подвигает его к стремлению жить по началам Божественных заповедей. Духовное совершенство человека, его спасение немыслимо без совершенной веры. «По законам духовной жизни, добрые дела раскрывают и укрепляют веру, делая ее все более и более действенной и совершенной» (146, 224).

«Истинная вера, усвоенная умом и сердцем, воспринятая всем существом человека, – пишет отец Иоанн, – является всеобъемлющим руководствующим принципом жизни христианина, проникает все силы его и способности. На этой стадии своего развития вера оказывает решительное влияние на волю человека. Это влияние проявляется в акте сознательного и свободного устремления верующего по пути к вечности. Христианин становится независимым от всего греховного, чуждого и враждебного его подлинно богоподобному существу» (146, 225).

Раскрывая причины оскудения веры, отец Иоанн указывает, что этот духовный недуг зарождается в уме и сердце человека. Мера оскудения веры, как правило, определяет и степень греховного падения. Те, которые исповедуют имя Божие, посещают храм Божий, но не живут по вере, не могут называться христианами.

«Вот почему каждый христианин должен проявлять постоянные усилия для укрепления веры. Эти усилия, в первую очередь, должны быть направлены на раскрытие природных свойств человеческой души, каковыми являются совесть и страх Божий» (146, 226).

Способствуют охлаждению в душе христианина веры в Бога, по мнению схиархимандрита Иоанна, внешние греховные увлечения. Следует особо остерегаться еще более пагубных внутренних привычек, не прилепляться сердцем к мирским вещам, славе, богатству и почестям временной жизни.

Искренняя и живая вера в Искупителя неразрывно связана со смирением, которое есть плод покаянного обращения к Богу, сердечной скорби и печали о своих грехах.

«Важным средством, укрепляющим веру, является чтение Священного Писания, которое насыщает душу христианина небесной пищей, побуждает к постоянному трезвению и борьбе с греховными наклонностями и врагом спасения – Диаволом» (146, 226). Чтение Священного Писания должно соединяться с молитвой: если вера есть дар Божий, то сохранить его можно только с Божией помощью. «С молитвой неразрывно связано богомыслие, которое есть благочестивое размышление о тайнах Божественного домостроительства, Премудрости, благости, любви Божией к падшему человечеству» (146, 227).

Особенно укрепляет веру причащение Святых Христовых Таин. «Святое Причастие не только служит сохранению правой веры, но и является самым действенным средством ее совершенствования. Достойное принятие Святых Таин Христовых оживотворяет душу христианина» (146, 227).

«Вера, заключает отец Иоанн, является одной из главных и основополагающих христианских добродетелей, так как без веры во Христа невозможно спасение человека. Вера есть движущая сила духовной жизни человека, она же является и основанием, на котором строится здание христианских добродетелей. Спасение человека, таким образом, возможно лишь при всестороннем воздействии веры на личность человека и ее неразрывном единстве с другими христианскими добродетелями» (146, 227).

Для того, чтобы укрепить веру в сердце ученика с тем, чтобы она постоянно приносила «плоды» и стала основополагающим принципом его жизни, педагогу необходимо помнить следующее.

1. Главный принцип православной педагогики: «Прежде научить вере, потом - другим наукам» (147, 189).

2. При воздействия на ум ребенка, необходимо помнить, что первое требование к наставлению в вере – это ясность. Воспитатель, педагог должен доносить до детей «совершенно верные и ясные понятия» (64, 319).

3. Необходимо по возможности воздействовать на ум и сердце ребенка одновременно.

4. Не только на специальных занятиях говорить детям об этом. Родители и воспитатели должны быть внутренне проникнуты духом истинной веры, «все возводить к ней как главному источнику человеческого счастья, и все свои суждения и поступки подчинять ее правилам» (64, 318).

5. Наставляя детей в вере, необходимо действовать и на ум, и на сердце, односторонность здесь особенно вредна.

6. Преподавая истины веры, необходимо, насколько это возможно, больше действовать на сердце: «что для сердца нашего сделалось драгоценным и обратилось в потребность, того мы обыкновенно долго не забываем и не позволяем себе перетолковывать» (64, 321).

7. Необходимо наблюдать, чтобы воспитанник не довольствовался одними чувствованиями, но все, в чем он убежден и чем проникнуто его сердце, показывал на деле в благочестивой, добродетельной жизни (64, 292 – 293, 318 – 321).

В завершении этой статьи мы приводим слова св. Иоанна Кронштадтского, свидетельствующими о значении веры не только в жизни отдельного человека, но и в жизни России: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога, учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!» (157, 297).

Любовь к Богу и ближнему.

Любовь к Богу и ближнему Иисус Христос назвал наибольшей заповедью. Только любовь может привести христианина к нравственному совершенству и удостоить его единения с Богом. Именно ради этой цели был создан человек, ради этого пришел на землю и искупил род человеческий Господь Иисус Христос, к этой цели направлены все правила христианской жизни (146, 227).

По своей сущности, считает отец Иоанн, любовь неопределима слова-ми, потому что она имеет Божественное происхождение. Это – плод духовный и дело Святого Духа; познать любовь могут только те, кто вкусил ее сладости (146, 230).

Любовь к Богу и ближнему является основой и главным руководствующим началом христианской нравственности. Все другие христианские добродетели вытекают из любви. Без благодатного одухотворения любви невозможна никакая христианская деятельность. Всякое доброе дело христианина, не имеющего в себе любви, вменяется ни во что. Одна любовь бывает способна преобразовать и изменить к лучшему все стороны человеческой жизни. Иисус Христос и его святые апостолы своим учением и жизнью засвидетельствовали эту любовь пред всем миром (146, 227-228).

Именно любовь определяет и обусловливает все стороны отношений человека к Богу и Бога к человеку.

«Бог любит человека, – свидетельствует отец Иоанн, – хоть он и отступил от Него. Любовь Божия к человеку в том, что Бог постоянно промышляет о человеке. Любовь Божия свела Сына Божия на землю и побудила все претерпеть. Любовь Божия к человеку в том, что Сын Божий воплотился и пострадал. Любовь Божия открылась в страданиях Христовых. Все люди делают что-то ради своей пользы, но Господь искупил человека из-за любви к нему. Бог есть едина любовь. Никто не может объяснить степень этой любви» (121, 453-457).

Божественная любовь восстанавливает в человеке образ Божий, содействует спасению человека. Человек может откликнуться на нее или отвергнуть ее. Любить Бога побуждает христианина, прежде всего, Его благость, превосходящая всякий разум и понятие, а также множество благодеяний Божиих, проявленных к роду человеческому. Человека к любви побуждает Сам Господь. Бог есть высочайшая Любовь, Красота и Добро, и все эти качества Господь по своей благости вложил в человека при его творении.

Человек отступает от любви к Богу порой по своему произволению, забвению, нерадению. Но Отеческая любовь посылает человеку бедствия, болезни, страдания, желая отвести его от пути неправды. Следовательно, не должно сетовать и роптать при тяжелых жизненных испытаниях, а следует благодарить за них Господа. «Счастлив тот, – пишет отец Иоанн, – кто в на-ходящих бедствиях усматривает наказующую и вместе с тем любящую десницу Господа. Такое отношение к скорбям позволяет человеку идти по пути нравственного совершенствования» (146, 395)

Самым существенным признаком, плодом и следствием любви к Богу является любовь к ближним. Любовь к ближним – это полное отражение любви к Богу. Отсюда очевидно, что тот, кто не любит ближнего, тот не любит и Бога.

Реальная любовь к ближнему заключается в том, чтобы христиане «носили немощи друг друга» (146, 227), прощали обиды, нанесенные самолюбию.

Любовь делает человека самоотверженным и дает ему силу принести всего себя в жертву Богу и людям. Любовь сильнее смерти, потому что она является благодатной силой Божией, действующей в человеке (141, 149-152).

Отец Иоанн замечает, что совершенство достигается человеком не сразу, для этого нужен целожизненный подвиг и полное напряжение всех сил и способностей. Величайшую услугу оказывает в этом делании самопожертвование и принуждение, посредством которых христианин сможет достичь высшего дара любви не только к своим доброжелателям, но и к тем, кто бывает злобно настроен против него. Истинно любящему христианину свойственна любовь к врагам. Назначение христианина состоит в том, чтобы покорять духу греховное естество, зло побеждать любовью (146, 235-236).

Для стяжания любви, по словам схиархимандрита Иоанна, необходимо, чтобы все мысли, чувства, все намерения и вся деятельность христианина соответствовали воле Божией (146, 237).

Любовь как союз совершенства непосредственно связана с благодатным устроением духовной жизни человека, со всеми добродетелями, которые, развиваясь и совершенствуясь, в свою очередь, заканчиваются любовью (146, 237).

Педагог в своей деятельности должен учитывать следующее.

1. «Стремящейся приобрести истинную любовь, напрвляет все свои усилия к подражанию Богу и Его спасительным нравам, т.е. старается быть кротким, терпеливым незлобливым и милостивым (146, 232).

2. «Любящее сердце непрерывно благодарит Бога за Его бесконечные милости» (146, 231). Нужно научить детей за все благодарить Бога.

Чувство благодарности рождается от размышлений о Божиих благодеяниях.

3. Для стяжания любви человеку необходимо:

- очиститься от греховной порчи;

- перестать руководствоваться не своим ограниченным умом, но во всем руководствоваться только светом слова Божия;

- отказаться от своей греховной воли и жить и действовать по воле Божией;

«необходимо, стобы все мысли, чувства, намерения и вся деятельность человека соответствовали воле Божией» (146, 237).

 

 

Милосердие

Христианское милосердие – добродетель, неизменно сопутствующая любви, как теплота огню. «Это – особое чувство, имеющее своим источником Бога и которое выражается в доброте, благожелательности, сострадании к ближним, в долготерпении к согрешающим и прощении обид врагам» (146, 237).

Отец Иоанн учит, что если человек не имеет в себе милосердия, то он не только лишен любви, но и христианского духа. «Если любовь выше всех добродетелей, а милосердие есть выражение любви, – пишет он, – то оно одно (милосердие) ходатайствует перед Богом и просит у Него милости для благодетеля. Богу бывает любезнее не тот человек, который упражняется только в молитве, но тот, кто стяжал в своем сердце и милосердие, потому что молитва без милостыни – как голос, вопиющий в пустыне, или дерево без плодов. И какую бы милость ни оказал христианин ближнему, Господь принимает ее как оказанную Ему Самому» (146, 237-238).

«особенно большое значение эта добродетель будет иметь на Страшном суде Христовом, когда участь человека будет определяться в зависимости от того, имел ли он в своей душе плод любви – милосердие, или нет» (2, 343). Святитель Тихон Задонский замечает, что, «если кто хочет, чтобы его любили, не обижали и помогали в земной жизни, то все это он прежде пусть исполнит сам». В такой настроенности – вся «христианская наука», и изучать ее человек должен «от младенчества до смерти» (146, 238).

По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), «добродетель милосердия не должно понимать в узком смысле как только лишь оказание материальной помощи нуждающимся, она включает в себя и духовную поддержку ближнего, ибо человек состоит из двух частей: души и тела. Следовательно, и милость, ему оказываемая, также должна быть двоякой: душевной и телесной.

Дела милосердия, относящиеся к телесной жизни, выражаются в том, чтобы накормить голодного, одеть нагого, уврачевать больного, помочь человеку в нужде, трудах и опасных для жизни и здоровья обстоятельствах и т.д. Дела милостыни духовной проявляются в том, чтобы наставить на путь истины заблуждающегося, отвлечь человека от греха, исправить порочного, утвердить колеблющегося среди искушений, утешить скорбящего, снисходить к немощам слабых (но без потворства страстям и порокам), прощать оскорбления, обиды, молиться о спасении ближнего» (146, 238-239).

Как подчеркивает отец Иоанн, «христианское милосердие должно быть нелицемерным и постоянным, особенно в отношении к братьям по вере, ибо все верующие во Христа составляют как бы один организм, суть члены одного тела». Эта взаимная помощь в деле спасения имеет огромное значение, поскольку все христиане, составляя на земле воинствующую Церковь - единый братский союз, должны, подобно воинам, вести брань с духами злобы. Как и в живом организме, если какой-либо член не живет общей жизнью со всем телом, то постепенно отмирает и отпадает или его отсекают, так и человек, не имеющий милосердия к людям, удаляется от Церкви Христовой и, следовательно, умирает духовно (146, 239-240).

Для воспитания этой добродетели педагогу необходимо следующее.

1. Внушить детям, что человек должен на протяжении всей своей жизни постоянно «упражняться в милосердии», проявлять заботу о другом человеке вплоть до самопожертвования. Такая забота сделает сердце сострадательным.

2. Необходимо также внушить детям, что добро нужно делать без ожидания от этого выгоды или похвалы, с усердием и сердечным расположением.

3. Оказывая милость, ребенок должен всячески остерегаться самомнения, тщеславия и превозношения, потому что они обесценивают сделанное (146, 240).

Страх Божий

По мысли святых отцов, страх Божий – начало спасения: проникнув в сердце человеческое, он пробуждает от сна греховного, наставляет на путь обращения к Богу, вселяет стремление очиститься от страстей и жить по заповедям Господним (146, 241).

Страх Божий удерживает душу от многих греховных поползновений и направляет ее по пути нравственного совершенствования. Отец Иоанн пишет, что христианин, стремящийся приобрести страх Божий, подобен домостроителю «благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7,24), то есть на твердом основании. Такому человеку дается духовный разум (122, 118 – 119).

Ссылаясь на святых отцов, отец Иоанн пишет: «Вездеприсутствие Бога научает страху Божию. Страх Божий является даром свыше. Почитание Бога требует, чтобы к Нему относились со страхом. Если родителей своих слушаем, как не убоимся Отца Небесного. Если страшимся временного, тем более необходимо страшиться вечного мучения и смерти. Когда страха вечного мучения нет, тогда страх временный душу опустошает. Страху Божию благодать научает». (121, 994-1001).

Добродетель страха Божия, как и любая другая, имеет разные ступени развития. Первоначально она основывается на сознании неотвратимости и неизбежности праведного суда Божия, на чувстве боязни будущих вечных страданий за грехи. Это первоначальное воздержание человека от греха лишь из боязни быть наказанным Богом постепенно приводит его к достижению сыновнего страха перед Богом. Постоянное уклонение от зла и греха постепенно переходит в твердый навык угождать Богу. Это делает человека способным к принятию благодати Божией, которая еще более утверждает его в добродетели страха Божия, научает его уже не только уклоняться от зла, но и делать добро (Пс. 33, 15) (146, 241).

Таким образом, «страх человека пред Богом и Его праведным судом по– степенно преобразуется в возвышенное чувство благоговения пред Ним, в чувство сыновнего, искреннего и сердечного влечения к Богу» (ТЗ, 241). В такой душе уже не боязнь наказания и страданий заставляет уклоняться от греха, но желание быть в единении с Богом. Так человек переходит на высшую ступень добродетели страха Божия – сыновнего страха. На этой ступени страх Божий является для христианина сокровищем души. Христианин сознает себя не только и не просто творением Божиим, но чадом Его. Для него Бог уже всеправедный, любящий Отец.

«Однако и на этой ступени духовного развития христианин не должен останавливаться. Его сыновний страх пред Богом по мере духовного преуспеяния и под действием Божественной благодати должен перерасти в любовь к Богу и ближнему. Сыновний страх Божий, таким образом, является залогом высшего дара Божия человеку – совершенной любви» (146, 241-242).

Как видим, «духовное совершенствование человека и утверждение его в добродетели страха Божия составляют единый, неразрывный процесс, единый путь шествования к Богу» (146,242).

Как же прививается это чувство? Важно знать средства приобретения этого дара. Прежде всего, нужно помнить, учит отец Иоанн, что страх Господень рождается и умножается при помощи Божией (146, 242). Он может восприниматься и развиваться в душе человека любого возраста, но наиболее благоприятным временем для этого являются детские годы. Детская душа не обременена житейскими попечениями и мирской суетой, она чутко воспринимает добрые наставления и увещания старших, стремится ко всему доброму и возвышенному, поэтому родители и педагогу должны прилагать все усилия для воспитания детей в этом чувстве.

«…если человек не приобрел страха Божия в детские годы, но желает и ищет спасения души, – пишет отец Иоанн, – он должен знать, что страх Божий есть дар благодати и для получения его необходимо постоянно просить Бога о ниспослании этого дара и избегать греха. Без сомнения, кто будет проводить свято свою жизнь и сердечно веровать во Христа, тот в короткий срок ощутит страх Господень в своем сердце. При этом следует всегда помнить, что страх Божий как добродетель развивается и укрепляется в человеческой душе только при условии соответствующего расположения воли христианина и стремления его к благочестивой жизни. При строгой духовной настроенности христианин легко побеждает грех в самом его существе и все более укрепляется и возрастает в страхе Божием» (146, 242).

Немаловажным средством, укрепляющим страх Божий в душе человека, служит размышление о свойствах Божиих, Его величии, всемогуществе. Память о свойствах Божиих помогает всегда иметь благоговение к Нему и почитать Его, побуждает постоянно бодрствовать душою и искоренять злые страсти и пороки.

Особенно сильным и благодатным средством утверждения в страхе Господнем, по мнению отца Иоанна, является слышание Слова Божия: от слышания рождается истинная вера, а где вера, там и страх Божий.

Для приобретения дара страха Божия имеются и другие благодатные средства, например, молитва, пост, покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, единение с Христовой Церковью (146, 243).

«Страх Божий является путеводителем человека ко Христу и воспитателем его в Боге» (146, 245).

При воспитании этой добродетели важнее всего следующее.

1. Педагогу следует учитывать следующие действия и свойства страха Божия. Страх Божий:

а) удерживает человека от греха:

не позволяет уму рассеиваться, языку много говорить, глазам смотреть на все недозволенное, т.е. прекращает доступ соблазнительных впечатлений, сохраняет чистоту мнений и чувств

б) сохраняет христианское благочестие

в) учит добродетельной жизни

г) не позволяет развиться в душе порочным наклонностям

Ученик, имеющий в душе страх Божий, отвращается от всякого зла и направляет свою волю к деланию добра и так день ото дня совершенствуется» (146, 243).

2. Чтобы в детях глубоко укоренялся страх Божий, необходима постоянная, искренняя забота со стороны ребенка о том, чтобы не оскорбить Бога своими грехами» (64, 61).

3. Страх Божий возбуждает в воспитанниках возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности, делает его скромным в счастье, твердым и великодушным в несчастии, образует его в «истинного гражданина» земного и небесного Отечества.

4. Для укоренения в детях этого прекрасного чувства необходима великая сила примера: прежде всего, благочестивый пример родителей и воспитателей, всех тех, кто имеет влияние на детей (64, 61 – 63).

Смирение

Смирение – это такая добродетель, которая «определяет степень духовно-нравственного развития человека. Смирение называют фундаментом в деле духовно-нравственного возрастания. Это – основное чувство, без которого нельзя познать истину, т.к. смирение – это способность видеть истину» (143, 289).

«Смирение – это проявление силы человеческого духа. Победить ее не могут никакие другие внутренние и внешние человеческие условия. Кто имеет в себе такое смирение, какое имели преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Амвросий Оптинский и другие подвижники, тот проявляет не слабость духа, а его величие и крепость» (123, 99-100).

Смирение должно лежать в основе всех действий и поступков человека, только при этом условии он сможет избежать зла и обрести душевный покой (123, 101).

По мысли отца Иоанна, добродетель смирения лежит в основании внутренних отношений человека к Богу, определяет их существо и характер. Без смирения приближение к Богу невозможно (146, 246-248).

«Смиренное устроение души обнаруживает себя не только в отношении человека к Богу. С еще большей полнотой и силой оно проявляется во взаимоотношениях человека с окружающими его людьми. Смиренный сердцем в любой ситуации видит только свои недостатки, свою вину и всегда готов оказать другому свое внимание и любовь. Смиренному человеку свойственно не осуждать не только словом, но даже и мыслью. Смирение проявляется в терпеливом перенесении обид и упреков» (146, 249-250).

Для воспитания этой добродетели педагогу неободимо знать следующее.

1. «Смирение – это длительный процесс, требующий целенаправленной деятельности всех душевных сил человека. Эта деятельность должна быть, прежде всего, направлена к самопознанию» (146, 250-251).

2. Очень важно, чтобы ребенок обрел не внешнее, а внутреннее смирение, смирение не только в поступках, но и в мыслях, и в чувствах.

3. Для педагога необходимо знать, что «при искреннем смирении рождается правильный образ мыслей» (123, 101).

Молитва.

Молитва занимает особое место в деле христианского совершенствования и спасения. Она способствует одухотворению жизни человека, просвещению его ума, очищению сердца, поддерживает и укрепляет силы души в подвиге доброделания.

По словам отца Иоанна, молитва является Божественной заповедью. Еще в Ветхом Завете Бог взывал к человеку: «Призови Мя в день скорби твоея» (Пс. 49,15). Пришедший на землю и воплотившийся Сын Божий подтвердил эту ветхозаветную заповедь, дав надежду на исполнение просимого всякому молящемуся: «Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7, 7) (146, 261).

Только через молитву люди могут общаться с Богом, от Которого всецело зависит как земная, так и вечная участь каждого человека. Поэтому отец Иоанн называет молитву делом великой Божией благости. Молитва является насущной потребностью человеческого духа, выражением веры и надежды, так как где есть вера, там есть и молитва: верить и не молиться практически невозможно. Молитва – это душа веры, сама ее жизнь (146, 251-252).

Отец Иоанн указывает также на естественные причины, побуждающие к молитве каждого верующего человека. Постоянные и многочисленные телесные нужды, беды, скорби, искушения побуждают христианина усердно молиться Богу. Особенного молитвенного подвига требуют его духовные нужды, связанные с заботой о спасении.

Молитва - это всецелое обращение ума и сердца человека к Богу. Этим определением святых отцов выражается внутренний характер молитвенного делания, поскольку истинная молитва способна совершать спасительные действия и без слов.

«Молитва есть беседа человека с Богом, и это указывает на ее внутреннее достоинство, наилучшим образом свидетельствует о характере взаимоотношений между Богом и человеком» (146, 252).

Отец Иоанн пишет: «…молитва является важнейшим средством спасения человека, ибо через нее христианин не только приходит к Богу, но и навечно соединяется с Ним. При постоянном молитвенном упражнении он входит в духовное общение с небесным миром, переносится туда своим умом и сердцем, так что небесная отчизна становится для него близкой и родной уже здесь, на земле. А это приближение к вечности дает христианину возможность опытно познать радость общения души с Богом и горним миром, радость новой, благодатной жизни во Христе» (146, 252-253).

Таким образом, в деле духовного и нравственного совершенствования человека молитва имеет очень большое значение. Все существо человека приобретает духовную цельность, собранность, спасительную устремленность к спасению и вечной жизни. «Душа и сердце молящегося всегда чутко реагируют на малейшее отклонение от норм нравственной жизни, побуждая его зорко следить за чистотой собственной совести пред Богом и всеми людьми. В этом смысле молитву можно назвать важным средством нравственного совершенствования» (146, 253).

Усердная молитва является первостепенным средством к пониманию и изучению слова Божия, заключенного в Священном Писании.

Молитва есть сильное оружие в борьбе человека с духами злобы. Всегда и везде он должен быть готов отразить молитвой всякий «вражий прилог». Отец Иоанн учит, что сердце христианина, беседующего в молитве с Богом, исполняется желанием удаляться от всего греховного, богопротивного; в его душе поддерживается и укрепляется спасительная ревность к решительной борьбе с грехом и страстями. Молитва, таким образом, предохраняет человека от греховных поползновений, а в случае падения она является лучшим средством для его уврачевания (146, 253-254).

«Труден и тернист жизненный путь человека на земле, пишет отец Иоанн. На этом пути лучшей отрадой и утешением является молитва. Соединяя человека с горним миром, она убеждает его в непреложной отеческой любви к нему Господа, услаждает сердце верой, ободряет душу человека, побуждает его к достойному несению жизненного креста. Молитва развивает терпение, мужество, преданность воле Божией... Обращение к Богу в молитве не только дарует утешение в скорбях и испытаниях, но нередко избавляет от бед и даже от смерти» (146, 254-255).

Пагубно бывает для человека расслабление в молитве и нерадение о ней. «Всякое доброе дело и начинание, не освященное молитвой, то есть совершаемое не ради Христа, не приносит человеку пользы в деле спасения. Особенный вред испытывает его душа от оставления молитвы, когда она постоянно бывает занята лишь земными заботами, подчеркивает отец Иоанн. Духовное расстройство христианина, происшедшее от небрежения к молитве, может перейти в необратимый процесс, ведущий к его духовной смерти» (146, 254-255).

Схиархимандрит Иоанн поучает, в чем заключается правильная и богоугодная молитва и каковы ее признаки. Истинная молитва, творимая в глубине человеческого духа, может и не иметь своего внешнего проявления. Главным в молитвенном подвиге должно быть живое ощущение присутствия Божия и глубокое, сердечное чувство, потому что Бог смотрит на сердце человека. Молитва человека должна быть сосредоточенной и целеустремленной. «Правильная молитва всегда сопровождается чувством глубочайшего смирения и благоговения пред Богом. Молясь Творцу, христианин должен ясно сознавать свое недостоинство и верить, что все вещественные и духовные блага, которыми он обладает, являются дарованиями Божиими. Сердце истинного молитвенника преисполнено христианской верой, надеждой и любовью; без них и не может быть богоугодной молитвы» (146, 255-256).

Отец Иоанн наставляет, что прежде всякого молитвенного прошения христианин должен благодарить своего Творца.

После благодарности человек может «просить обо всем, что служит к его собственной душевной и телесной пользе: об очищении сердца от скорбей, об укреплении в бедах, о телесном здравии, об одежде, пище, покое и прочих житейских благах. Молитва о материальных благах не всегда исполняется Богом, т.к. люди часто просят вредного для них (146, 256).

Имея христианскую любовь в своем сердце, человек обязан понуждать себя молиться и за других людей, просить им у Бога милостей. Содержание молитвы может определяться не столько мыслями и чувствами христианина, сколько воздействием благодати Божией на его душу, ибо сам человек, по слову апостола, о чем молиться, как должно, не знает (Рим. 8, 26). «Сила и значение молитвы заключаются не в механическом произнесении слов, не в количестве поклонов, а в богоугодных мыслях и чувствах», – пишет схиархимандрит Иоанн (146, 256).

Важнейшие поучения о молитве отца Иоанна сводятся к следующим положениям, которые необходимо знать православному педагогу.

1. Учиться великому искусству молитвы должен каждый воспитанник.

2. «Подобно тому, как при обучении земным наукам люди посещают школы, так и человек, чтобы научиться молитве, этой духовной науке, обязан усердно посещать храм Божий. Церковные молитвословия не только сообщают уму и сердцу верующего богоугодные мысли и чувства, но питают его душу духовной пищей, в которой она всегда нуждается» (146. 257).

3. «Стяжание (приобретение) истинной молитвы требует от человека большого труда и настойчивости. Занятие молитвой требует особой собранности и трезвенности. При произнесении молитвословий надо следить за тем, чтобы словам молитвы внимали ум и сердце. Иногда разнообразные мысли, чувства и впечатления настолько тревожат душу, что подчас она бывает совершенно неспособна к молитве. Исходя из этого, каждому человеку в своих молитвенных занятиях надо приучиться собирать свои мысли воедино и привязывать их к молитве» (146, 257-258).

4. «Обучение истинной молитве неразрывно связано с нравственным возрастанием человека. Если человек желает, чтобы Бог услышал его молитву, то он и сам должен слушать и исполнять Божественные повеления и заповеди. Прежде чем принести молитвенный дар Богу, христианину необходимо также примириться с теми, кого обидел он словом или делом. В противном случае его молитва не будет услышана» (146, 257-259).

5. «Как и всякая добродетель молитва требует постоянного труда и усердия со стороны человека. Успех в молитвенном делании приходит не сразу и бывает иногда плодом многолетней внутренней работы человека над собой. Эта работа заключается, прежде всего, в самоиспытании и понуждении себя к частой и краткой, но усердной молитве. Молиться часто – зн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...