Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творение человека. Естественное состояние человека и его свойства.




Человек создается после всех видимых тварей, поскольку «всеобщий порядок видимого творения состоял в постоянном восхождении к совершеннейшему». «Все прочие твари земные сотворены на службу» человеку (377, 20).

«Человек вышел из рук Творца в совершеннейшем виде как по телесной, так и по духовной природе», он является венцом и завершением всего земного творения. По образу своего происхождения человек существенно отличается от прочих тварей видимого мира, он создан по образу и подобию Божию. Творец определил человеку не только важную роль в мироздании, но и предназначил его для вечного единения с Самим Собой. Человек получил от Бога нечто особое, присущее только ему одному – дыхание жизни» (146, 167-168). Это – дарованная человеку Богом душа.

В чем же усматривают святые отцы образ Божий в человеке, отличают ли его от подобия? Лаконично отвечает на этот вопрос настоятель Глинской пустыни игумен Филарет: «Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях» (135, 48).

«Образ Божий в человеке есть частица дыхания Божественной жизни», - пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов) (146, 167). Бог по Своей природе есть «чистейший всесовершеннейший Дух, и поэтому образ Божий в человеке следует видеть в его невещественной душе, которая «облечена благородием, красотой, великолепием и бессмертием» (352, 28). Но «душа является не только образом Божиим, но и обусловливает наличие в человеке подобия Божия, ибо, имея в себе это неоценимое вечное сокровище (образ Божий), человек должен постоянно уподобляться своей жизнью Первообразу» (353, 330).

Чистота, бесстрастие, блаженство – неотъемлемые свойства человека, данные ему при творении, поэтому он должен постоянно направлять свои силы к добру, чтобы сохранить эти Божественные дарования и тем самым уподобляться Богу (146, 168).

Вместе с тем, сущность человека определяется не только душою, но и телом его, так как Бог создал и душу, и тело. Душа и тело в человеке очень тесно связаны между собою, однако душа существенно более важнейшая составная часть сущности человека: «Красота душевная вечна.., красота же телесная временна» (352, 112).

Красота, гармоничность и целесообразность в устроении тела позволяют думать о том, какова же тогда бессмертная и вечная душа (353, 304; 352, 112; 146, 169).

Хотя душа временно пребывает в теле, однако она есть начало самостоятельное, и притом обладающее разумностью, свободой и бессмертием. Тело как низшая часть человеческого естества не может существовать без души, а душа, напротив, освободившись от тела, живет вечно (146, 169).

«Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность. Душа есть дух, и потому она должна постоянно устремляться к Богу, богоуподобляться, чтобы соединиться с Ним в вечности», – пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов) (146, 169).

Душа человека достигает богоуподобления при помощи Духа Святого. Для того чтобы Дух Святой мог постоянно пребывать в душе, человек, со своей стороны, должен стремиться к стяжанию душевной чистоты, потому что Бог живет только в чистой душе (146, 169).

Учение о спасении свидетельствует, что душа своим великолепием превосходит весь видимый мир с его прекрасным устройством и красотой, поскольку имеет в себе дыхание жизни и является храмом Святого Духа. Отсюда становится ясной первостепенная роль человека в мире. Творец является всемогущим, Он и человека наделил способностью к творческому созиданию (146, 169).

«Подлинное же величие человека заключается не в превосходстве его положения среди всего сотворенного, но в том, что он имеет причастность к Божественной жизни, то есть в его богоподобной душе… Душа человеческая есть дух. Она ничем не удовлетворит свою духовную жажду и не может обрести спокойствие ни в чем, как только в своем Первообразе» (146, 169).

Таким образом, человек, как свидетельствует учение о спасении, «по своему происхождению от Бога и высокому достоинству является не чем иным, как отражением славы Божией, Его образа. И потому, живя в этом мире, он должен развить все свои духовные силы, направить их к Богоуподоблению, быть постоянно в общении с Богом, прославлять Его премудрость, святость и милосердие. Вот смысл и цель жизни человека» (352, 28) (146, 169).

Первозданную супружескую чету, Адама и Еву, Бог поселил в «рай сладости», который представлял собой, по мысли святителя Тихона Задонского, как бы прекраснейший царский дворец и был украшен всевозможными плодовыми деревьями и благовонными цветами, служащими для утешения и наслаждения человека (353, 329). «Оказавшись в таком прекрасном месте, человек постоянно пребывал в теснейшем единении с Творцом» (146, 170). Каковы же были свойства первозданных людей?

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, в своем естественном состоянии, по сотворении, человек – совершенное создание, существо «превосходное, исполненное многообразного достоинства, многообразной красоты» (105, 128). «В нем жило и действовало одно цельное добро», - пишет святитель (там же, 363).

«Первые люди не знали еще, что такое грех, и поэтому ум их был проницателен, чист и способен к быстрому восприятию всех Божественных истин. Воля была направлена к добру, т. е. к выполнению всех Божественных назначений и целей. В сердце безраздельно царила любовь к своему Создателю (ТЗ, 170). Возлюбив человека и одарив его царственной властью над видимой природой, Господь предназначил его быть посредником между созданием и Самим Собою, «между небом и землею» (355, 34). Человек должен был охранять первобытную природу и поддерживать в ней порядок (146, 170). Таким было естественное состояние человека.

Но святость его находилась только в зачаточном состоянии и требовала развития путем личных усилий и благодатной помощи свыше. «Необходимо было длительное упражнение в доброделании, чтобы этот навык в добродетели смог стать как бы природой души. Для развития духовно-нравственных сил, для упражнения в послушании Богу Творец дал заповедь: «От всякаго древа, еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него, а воньже аще день снесте от него, смертию умрете [от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь]» (Быт. 2, 17) (146, 170)

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

1. Первый человек – Адам – сотворен «не причастным злу», «нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот», «украшенным» «всякой добродетелью» (149, 152).

2. В этом состоянии он имел «знание общих свойств и законов существ.., давал им имена, изображающие естество их» (377, 20).

3. По свидетельству преподобного Серафима Саровского, он (Адам) не подлежал «действию ни одной из сотворенных Богом стихий», мог «видеть и разуметь» Бога, постигая все сказанное Им, а также «беседу святых ангелов, и язык всех зверей, и птиц, и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас … сокрыто» (230, 34 – 35).

4. Все силы человека, его ум, сердце, чувства, его воля и совесть первоначально находились в гармонии. Ум человека был чистый и царствовал над желаниями (190, 157).

5. В душе человека при сотворении не было порока, ей были даны все лучшие свойства – добродетели: рассудительность, знание, благоразумие, вера, любовь и др. Человек был чужд всему злому (190, 156-157).

6. Первозданный человек был «князем века сего и владыкой всего видимого… Огонь его не жег, вода не потопляла, никакой зверь [ему] не вредил, ядовитые животные не оказывали на него своего действия» (267, 552).

7. Мысль человека услаждалась красотой всего созданного (267, 553).

Таким образом, православная педагогика исходит из того факта, что первоначально человек создан Богом как существо совершеннейшее во всех отношениях как по телесной, так и по духовной природе. Это состояние святые отцы называют естественным (105, 363).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...