Память смертная и плач о грехах
«Земную жизнь человек должен рассматривать как своеобразную подготовку к переходу в вечность» (146, 301). «Нет в человеческой жизни более могущественного и трагического явления, чем смерть, так как она вносит самые существенные изменения во все сферы земного бытия человека: отнимает у него силу и мудрость, славу и честь, лишает его материального имущества, обращает в прах даже его собственное тело». Человек не знает продолжительность своей жизни, поэтому смерть может настичь его в любое время: в младенчестве, в отрочестве, в юности, в зрелом возрасте или же старости. Человеку бывает неизвестно не только время смерти, но вид и место ее, ибо «столько почти смертей, сколько людей» (146, 301– 302). Вместе с тем, как ни трагичны последствия телесной смерти, смерть не прекращает бытия человека вообще. Бессмертная душа, отделившись от тела, переходит в иное бытие – в беспредельную вечность. Именно вечность является уделом человеческой души» (146, 302). Душа человека наделена свободной волей, которую можно направить как в сторону добра, так и в сторону зла. Тот, кто направляет развитие сил своей души по пути внутреннего преображения, достигает блаженной вечности и духовного бессмертия. Кто уклоняется в сторону зла, того постигает «неблагополучная вечность» и духовная смерть (146, 302). Таким образом, участь человека в вечности и место его вечного пребывания определяются, прежде всего, тем, как он относится к цели своего земного существования – постоянному совершенствованию в добре. Совершенствование человека в добре определяет не только его вечную участь, оно характеризует степень духовности человека на земле, свидетельствует о наличии в нем жизни духа. «Коснение» человека во зле и пороках говорит о полной материализации его жизнедеятельности и прекращения в нем духовной жизни (146, 302).
Отцы Церкви говорят о трех видах смерти: телесной, духовной и вечной. Телесная смерть состоит в разлучении души с телом, которое неизбежно постигает всякого человека независимо от того, какой образ жизни он вел. Духовная смерть – это мертвость души для жизни в вечности. Она поглощает души людей, живущих по законам зла, еще задолго до телесной смерти. Вечная смерть состоит в бесконечном мучении (146, 302). Самой страшной является вечная смерть, предвестником которой является смерть духовная. Телесная смерть только прекращает жизнедеятельность человеческого организма и является своеобразным рубежом, отделяющим всех людей от их вечной блаженной или мучительной участи. К моменту телесной смерти каждый человек обычно нравственно созревает, укрепляясь или в добре, или в зле. Телесная смерть является своеобразным венцом жизненного пути человека. Праведные люди обычно мирно уходят из жизни, спокойно оставляют видимый мир. Смерть для них бывает даже желанной, потому что она освобождает их от трудов и болезней. По-другому переходят в вечность те, кто действовал по законам зла. Для них смерть является ужасным событием, обрывающим земную жизнь и навсегда прекращающим общение со всем тем, к чему привязалась их душа. В этот момент открывается человеку истинный смысл жизни и его назначение на земле. Различная участь праведников и грешников после смерти является закономерным итогом их земной жизни. Блаженное состояние души должно возникать и возрастать в человеке уже в видимом мире, в той мере, в какой развивается и крепнет в нем добродетельная жизнь. Кто хочет умереть достойно, тот должен каждый день жизни проводить достойно. Формированию такого состояния, согласно учению святых отцов, во многом способствует память смертная. Святые отцы называют «воспоминание о смерти» даром Божиим (104, 383).
Эта память благотворно и спасительно действует на душу человека. Она укрощает его гнев, удерживает его руки от недостойных дел, язык от сквернословия и осуждения. Она обращает его «душевные очи» к жизни после смерти, к вечности (146, 303). Память о смерти и муках непременно приводит человека к сожалению о зле, которое он сделал. Приготовление к смерти, по мнению отцов Церкви, не что иное, как истинное покаяние (146, 304). Искреннее раскаяние человека во всех неблаговидных делах, словах и мыслях и последующее за этим исправление жизни являются лучшей подготовкой к переходу в вечность. В страшные минуты исхода души каждому человеку желательно было бы иметь спокойную совесть, чистое сердце и непорочную душу. Только тогда можно надеяться на вечное утешение и покой. Для укрепления памяти о смерти со стороны человека требуется немалое усилие. Ввиду этого святые отцы призывают человека смотреть на земную жизнь с точки зрения вечного бытия. Все вышеперечисленные средства помогают человеку в духовно-нравственном возрастании. Они позволяют перенести центр его стремлений, с внешних предметов на внутренний мир, дают человеку духовную целеустремленность, способность ко всякому доброму делу (146, 296). ТАКИМ ОБРАЗОМ: 1. Средства, помогающие человеку на пути к духовно-нравственному возрастанию – очищение совести, пост, чтение Слова Божия и святых отцов, рассуждение, память смертная и плач о грехах. 2. «Только надлежащая переоценка прежних духовных ценностей, перенесение центра стремлений, желаний и помышлений с внешних предметов на внутренний мир, освобождение от всего греховного, что отдаляет от Бога, доставляют человеку истинную свободу и очищение сердца, духовную целеустремленность, сосредоточенность, способность ко всякому доброму делу как в Церкви Христовой, так и в обществе» (146, 296). 3. Чтение творений святых отцов и житийной литературы приносит большую пользу в учебно-педагаогическом процессе. 4. Рассуждение дает правильное направление воспитательной деятельности педагога. Препятствия на этом пути спасения По мысли отца Ионна, «спасение – длительный и постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Хотя в крещении человек и возрождается для вечной жизни, обновляет свое естество, но это не значит, что он станет святым – в святости надо утвердиться. Очень часто человек уходит в сторону от правильного пути (146, 306).
Грех, его развитие Удалению от цели земного существования, по словам святителя Тихона Задонского, способствуют три фактора (146, 306). Во-первых, «греховная плоть человека» (352, 385), то есть его обычное, привычное пребывание в неестественном состоянии. Во-вторых, прелести греховного мира, которые влекут человека ко злу и приводят к духовному умерщвлению. В-третьих, диавол, который учит человека всякому греху (146, 306). На вопрос: «Какие грехи более всего удаляют человека от Бога?», - отец Иоанн, ссылаясь на мысль св. Тихона дает следующий ответ. «Все грехи, даже маловажные, лишают общения с Богом» (146, 306). Педагог должен знать, что к таким грехам относятся неведение, неразумие, неосмотрительность. Вот почему так важно избавить учеников от неведения, научить их быть осмотрительными в жизни. «От таких грехов, пожалуй, никто не свободен» (146, 306). Но есть грехи, которые полностью подавляют в душе все святое, полностью овладевают душой – умерщвляют ее. К таким смертоносным грехам св. Тихон относит: 1) гордость – бесчинное желание власти и славы; 2) лакомство – безмерное желание внешних благ, богатства и «стяжания» (приобретения); 3) блуд и нечистоту; 4) обжорство или чревоугодие – безмерное употребления пищи и пития; 5) зависть – печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселье о его зле; 6) гнев – безмерное желание отмщения; 7) леность или уныние – холодность и нерадение о своем душевном состоянии (351, 3). К грехам, которые, по учению святителя Тихона, направлены против Святого Духа, относятся шесть: 1) отчаяние; 2) излишнее упование на милость Божию; 3) сопротивление истине Священного Писания и догматов веры; 4) зависть к духовным благам, которые ближний приемлет от Бога; 5) пребывание во грехах и «состарение во злобе»; 6) нерадение о душевном спасении вплоть до кончины (351, 3). К группе грехов, умерщвляющих душу и лишающих ее спасения, святитель Тихон относит грехи «вопиющие на небо к Богу и просящие отмщения»: – вольное убийство, – обида нищих, вдов и сирот, – удержание или невыдача «мзды наемникам и делателям» и некоторые другие (351, 3). Такие грехи, если человек не отстанет от них и не совершит истинного покаяния и внутреннего перерождения, умерщвляют в душе все святое и приводят к вечной смерти – смерти души (146, 306 – 307). Остановимся более подробно на каждой из трех этих групп, поскольку каждая из них имеет свои особенности и свои способы борьбы с ними, о которых необходимо знать педагогу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|