Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таинства Церкви: новое жизненное направление.




Воспитание человека для его спасения осуществляется в Церкви не только через учение, но и посредством Таинств (146, 209). «Через Таинства человек получает от Бога все необходимое для духовно-нравственного возрождения и обновления» (146, 209). Без принятия Таинств никто не может вернуться в естественное состояние, освободиться от греха. Без них невозможна духовная жизнь, нет обновления, освящения, нет спасения.

«Таинства Церкви своими благодатными средствами возрождают человека, одухотворяют его и воссоединяют с Богом. В Таинствах человеку обильно даруется Божественная благодать - особая сила Святого Духа, которая совершает его духовное возрождение» (146, 217).

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своих трудах дает характеристику всех Таинств и рассматривает те условия, при которых они совершаются. Это следующие Таинства:

Таинство Крещения;

Таинстве Миропомазания;

Таинство Покаяния;

Таинство Св.Евхаристии;

Таинство Священства;

Таинство Брака;

Таинство Елеосвящения.

Для человека важны и необходимы все Таинства. Но возможность обновления, путь к спасению открывается человеку именно в Таинстве Крещения.

Таинство Крещения.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, крещение, «не уничтожая естества, уничтожает его состояние падения; не делая естества иным, изменяет его состояние» (105, 376). Крещением «отсекается в каждом человеке падшее естество, прививается к человеку естество обновленное» (105, 383). При крещении человеку прощается первородный грех и собственные грехи, сделанные до крещения. При крещении ему даруется духовная свобода: он …«может избирать добро или зло» (105, 375-377). Крещеный человек, делая добро, принадлежащее обновленному естеству, развивает в себе благодать Святого Духа, полученную при крещении. В противном случае, делая зло, человек теряет в той или иной степени духовную свободу, грех снова получает над человеком «насильственную власть» (там же, 378).

При Крещении в человеке восстанавливаются все те духовные силы, которые были в первом человеке, Адаме, до грехопадения (146, 210). По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), при Крещении очищаются сердце, разум, мысли, воля, и человек становится «новым творением» (146, 210).

Объясняя процесс духовно-нравственного возрождения в Таинстве Крещения, отец Иоанн пишет, что «только Крещение возрождает в человеке образ Божий», помраченный грехами, и «сообщает» ему «первоначальные дары» (там же, с. 210).

Но спасается и после Крещения далеко не каждый, по той причине, что «хотя Крещение и очищает нас от греха, но не искореняет совсем нашу наклонность ко греху» (146, 210). В таинстве Крещения человек получает начало новой жизни, «но ему необходимы и другие благодатные действия Божии, которые способствовали бы его духовному росту» (146, 211).

Таинство Миропомазания.

Миропомазание совершается сразу же за Крещением. В этом Таинстве человеку обильно даются силы, укрепляющие его на пути ко спасению (146, 210).

Таинство Покаяния.

В Таинстве Покаяния человек очищается от тех грехов, которые он совершает после Крещения. Через искреннее исповедание этих грехов с сокрушением сердца и через разрешение священника эти грехи отпускаются человеку (146, 212).

Таинство Святой Евхаристии.

Без Таинства Святой Евхаристии нет спасения (146, 213). «Евхаристия есть тайна, в которой дается нам истинное Тело и истинная Кровь Христа Бога нашего под видом хлеба и вина» (351, 3-4). То есть в Божественной Евхаристии под видом хлеба и вина присутствует Сам Спаситель (146, 213).

«Святые Таины сообщают человеку новое жизненное направление, новый образ жизни. Если до принятия Святых Таин человек находился во власти страстей и пороков, то после их принятия он обновляется для новой благодатной жизни в Боге» (146, 214). Таинство Святого Причащения «приносит непрестанно отраду, мир, избавление, спасение, исцеление, здравие, утешение и облегчение» (Св. Иоанн Кронштадтский, Золотые слова: О значении веры православной, СПб, 1996, сл. 5).

«Стремление человека к нравственному совершенству, к обновлению внутреннего состояния простирается не на один год и не на два, а на всю жизнь» (146, 220). Чтобы «сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию», нужна живая, деятельная вера, нужен целожизненный подвиг и полное напряжение всех сил и способностей (146, 220, 235)

Св.Иоанн Кронштадтский выделяет необходимость и важность Таинств Покаяния и Евхаристии для перехода человека в обновленное состояние: «Человек павший, растленный, не иначе может восстать и обновиться как покаянием глубоким и разрешением грехов духовною властью и причащением Тела и Крови Христовой» (Св. Иоанн Кронштадтский, Золотые слова: О значении веры православной, СПб, 1996, сл. 4). При этом выделяет эту мысль святой отец, разрешение грехов и святые Таины он должен получить от православного священника (там же, сл. 4).

Говоря о важности Таинства Евхаристии для России, он пишет: «Господи! Благодарю Тебя за чудеса Св. Таин, совершающиеся во мне и в народе Русском ежедневно» (там же, сл. 4).

Остальные три Таинства (Брака, Священства и Елеосвящения) распространяются не на всех христиан.

Таинство Священства.

Таинство Священства дается Богом через Церковь посредством епископского рукоположения только достойным лицам, проводящим свою жизнь свято и богоугодно. В Таинстве Священства христианин получает власть совершать Таинства, учить и направлять людей по пути ко спасению. Отец Иоанн в своих трудах неоднократно указывает на Богоустановленность и высоту этого Таинства.

Таинство Брака.

Таинство Брака – благословение Божие вступающим на путь семейной жизни – есть таинственный союз мужа и жены. «Цель Брака как Таинства – закрепить союз любви супругов, сделать его духовным, священным. В этом Таинстве брачующимся подается Благодать Святого Духа, освящающая и помогающая им в деле рождения и воспитания детей. Брак, правильно совершенный, остается в силе до конца жизни супругов» (146, 216).

Таинство Елеосвящения.

В Таинстве Елеосвящения через помазание елеем больным людям дается «оставление грехов, спасение души и здравие тела» (146, 217).

Св. Иоанн Кронштадтский свидетельствует о том, каким образом Сам Христос действует во всех Таинствах. «Он [Христос] доселе очищает, возрождает и обновляет нас в святом крещении; освящает и утверждает благодатью Святого Духа в миропомазании; священнодействует в литургии, как вечный Первосвященник… и преподает Пречистое Тело и Кровь Свою под образом хлеба и вина; в покаянии - Сам внимает нашему покаянию и разрешает грехи искренне кающимся; в священстве, иерархии или пастырстве, Он Сам просвещает, пасет, руководствует, судит и наказует духовно словесных овец Своих; в браке - благословляет супружеский союз мужа и жены к благословенному рождению и воспитанию детей; в елеосвящении, как Врач душ и телес, врачует немощи духовные и телесные» (154, 46).

Таким образом, «в Таинствах человек обновляется» (146, 375).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...