Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о спасении – смысловая основа категорий и понятий православной педагогики (по «симфонии» схиархимандрита Иоанна (маслова).




Православное учение о спасении определяет цель жизни человека как достижение Богоуподобления, единение с Богом, постоянное совершенствование в добре. Эта цель стала целью и основанием всей системы православной педагогики, позволила заложить глубокую смысловую основу всех ее категорий и понятий.

Это можно проследить, обратившись к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова). «Симфония» является приложением к его магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» (146, 198). Она содержит более четырехсот важнейших категорий и понятий, охватывая все обширное и многогранное богословское наследие святителя Тихона, и изъясняет основные положения святоотеческого учения о спасении: понимание человека в трех его состояниях, спасение души как цель жизни человека, процесс спасения как духовно-жизненный процесс, его объективная и субъективная стороны и т.д.

Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, слово «симфония» означает «свод, указание мест, где поминается одно и то же слово». Симфония – справочная книга энциклопедического типа, в которой изложены в алфавитном порядке все слова какого-либо сочинения или всех сочинений одного автора, объединенные одной темой. Такие полные и подробные указатели прилагаются преимущественно к большим произведениям, в них точно указываются страница, том (или книга) и дается контекст, в который данное слово помещено. Такое расположение позволяет истолковывать не только ключевой смысл данного понятия, но и оттенки смысла, показывая слово во всей палитре его значений, связей, ассоциаций.

«Симфония», составленная отцом Иоанном (Масловым), представив все многообразие содержащихся в трудах святителя Тихона Задонского понятий, касающихся процесса спасения, стала, по своей сути, крупнейшей педагогической энциклопедией, содержащей основные категории и понятия православной педагогики.

Можно выделить три основополагающих значения «Симфонии» в формировании, сохранении и укреплении словаря православной педагогики.

1. «Симфония» дает возможность рассматривать все категории и понятия, относящиеся к воспитанию, обучению и образованию, в свете основных положений учения о спасении, придав им, тем самым, глубокое методологическое основание.

2. «Симфония» значительно расширяет и углубляет понятийный аппарат педагогики, обогащает ее профессиональный лексикон за счет слов, которые ею не использовались, были забыты или утрачены, значение которых полностью или частично искажено.

3. «Симфония» позволяет вернуть «чистый смысл» каждому педагогическому термину, глубоко, всесторонне и объективно раскрыть его содержание благодаря строгой иерархиеризации понятий (одно понятие связано с другим иерархически и как бы «вытекает» из него), своему широкому и, вместе с тем, богословски выверенному контексту.

Обратимся к каждому их этих аспектов.

Словарный состав учения о спасении, представленный в «Симфонии», как методологическая основа категорий и понятий православной педагогики

Учение о спасении направляет педагога к его главной цели - способствовать возвращению человека (ребенка) из состояния неестественного в состояние естественное, обновленное. В соответствии с этой целью (о чем подробно пойдет речь в главе 3) определяются все позиции православного воспитания, ее понятийный аппарат: он «задан», сформулирован, определен основными положениями учения о спасении. Каким образом это происходит?

Прежде всего, учение о спасении позволяет иерархизировать все понятия, выделить лавные и второстепенные из них, понять, что от чего зависит, что чем определяется. Кроме того, положения учения о спасении дают возможность упорядочить все явления и факты православной педагогики и представить их в виде системы. Наконец, учение о спасении задает направленность содержанию понятий, служит онтологическим фундаментом в раскрытии как их внешнего, «назывного», так и внутреннего, духовного смысла, дает возможность глубоко проникнуть в их суть.

В связи со сказанным необходимо рассмотреть структуру «Симфонии» в целом с выделением ее основных разделов, проанализировать их соподчиненность, дать краткую характеристику статей (понятийного ряда) каждого раздела.

Слова в «Симфонии» расположены по алфавиту, но все содержание «Симфонии условно можно разделить на несколько больших понятийных блоков (разделов). Обратимся к некоторым из них.

О Боге

В этом понятийном блоке раскрываются свойства Бога, а также Его действия по отношению к человеку и миру. Этот раздел принципиально важен для православной педагогики. Святитель Тихон Задонский так пишет о необходимости знания о свойствах Божьих: «Когда услышите о Боге, познаете и себя, кто вы есть» (121, 64). Таким образом, познание Божиих свойства – это просвещение человека. Оно ведет к его исправлению (121, 98).

В этот раздел «Симфонии» входят десять соответствующих подразделов:

I. О СВОЙСТВАХ БОЖИИХ

II. БОГ – ТВОРЕЦ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

III. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ

IV. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В БЛАГОДЕЯНИЯХ

V. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ

VI. РАДИ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БОГ САМ ПРИШЕЛ В МИР

VII. ВСЕВЕДЕНИЕ БОЖИЕ

VIII. ВЕЗДЕСУЩИЕ БОЖИЕ

IX. МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ

X. ПРАВДА БОЖИЯ

Перечислим наиболее важные статьи, содержащиеся внутри этих тем:

«Бог», «Бог есть Вседержитель», «Бог есть Свет», «Бог всесовершен и бесконечен в Своих свойствах», «Бог вечен и присносущен», «Бог вечен и бессмертен», «Бог – источник добра», «Бог есть всемогущая сила, творящая все, что хочет», «Бог всемогущий управляет миром», «Бог – Творец человека», «Премудрость и благость Божия в судьбах народов», «Благость Божия», «Благодеяния Божия миру и человеку», «Долготерпение Божие», «Всеведение Божие», «Вездесущие Божие», «Гнев Божий», «Имя Божие», «Любовь Божия к человеку», «Милосердие Божие», «Милость Божия», «Образ Божий», «Правда Божия», «Промысел Божий», «Слово Божие», «Сын Божий» и другие.

Очевидно, что даже это, далеко не полное, перечисление статей первого раздела свидетельствует о том, как много нового может педагог из него почерпнуть.

О человеке

Второй круг понятий, также необходимый для современной педагогики, содержит сведения о человеке во всей многозначности этого определения. В этот раздел входят статьи, раскрывающие основные аспекты науки о человеке – человековедения. Условно их можно распределить по следующим темам:

1. цель жизни человека, его назначение («Цель жизни», «Человек рождается для жизни вечной и все земное должен употребить ради нужды, а не похоти» и др.);

2. происхождение человека («Человек сотворен Богом», «Человек сотворен по образу и подобию Божию» и др.);

3. внутреннее устроение («Так как в христианине два рождения, то и человек двоякий по внутреннему устроению: ветхий и новый», «Человек бывает зол или добр не от людей, но от внутреннего устроения» и др.);

4. свойства человека в трех его состояниях: естественном (богоданном), нижеестественном (греховно-падшем) и вышеестественном (искупительно-благодатном) («Свойства и нрав ветхого человека», «Человек плотской и духовный» и др.);

5. внешние и внутренние характеристики человека – в их сочетании и раздельно («Человек внешне может быть благороден, но внутри гнилой», «Душа», «Одежда», «Пища» и др.);

6. отношения человека с Богом («Человек есть вечный должник пред Богом» и др.);

7. отношения человека с другими людьми («Люди равны между собой» и др.);

8. сферы деятельности человека, его бытие («Семья», «Труд») и т.д.

Приведем для примера названия нескольких статей, раскрывающих внутреннее состояние человека:

«Блаженство», «Гнев», «Одиночество», «Покой», «Радость», «Стыд», «Счастье» и др.

Его внешнее состояние:

«Благополучие», «Болезнь», «Брак», «Брань, борьба духовная», «Здоровье», «Объядение», «Праздность», «Уединение», «Христианин» и др.

Положительные черты его натуры (добродетели), психологические характеристики, качества, свойства:

«Верность», «Внимание», «Воля», «Достоинство», «Желание», «Кротость», «Мудрость», «Самоотверженность», «Совесть», «Стыд», «Терпение», «Целомудрие», «Честь» и др.

Отрицательные (грехи и страсти): «Беспечность», «Блуд», «Грех, грешник», «Гордость», «Коварство», «Леность», «Ненависть», «Непослушание», «Ожесточение», «Осуждение», «Отчаяние», «Превозношение», «Пьянство», «Рассеянность», «Ревность», «Ропот», «Самонадеянность», «Славолюбие», «Сребролюбие», «Тщеславие», «Уныние».

Нельзя переоценить значение для педагога понятийного ряда, представленного в «Симфонии», куда вошли слова и словосочетания, касающиеся тончайших проявлений человеческой души в трех ее состояниях – от духовных вершин:

«Благоговение», «Богомыслие», «Богообщение», «Богоуподобление», «Вера», «»Верность», «Дела добрые», «Добродетель», «Достоинство», «Красота», «Кротость», «Любовь», «Любочестие», «Милосердие», «Мудрость», «Мужество», «Надежда», «Подвиг», «Покаяние», «Постоянство», «Простота», «Радость», «Разум», «Рассуждение», «Самоотречение», «Самопознание», «Свобода», «Святость», «Смирение», «Совершенствование», «Стыд», «Счастье», «Терпение», «Труд», «Усердие», «Целомудрие», «Честь», «Чистота» и др.,

до глубочайших падений: «Ад» и «Геена», «Муки вечные», «Беззаконие», «Блуд», «Божба», «Вор, воровство», «Вражда», «Гнев», «Гордость», «Жестокость», «Заблуждение», «Зависть», «Злоба», «Злонравие», «Злоречие», «Клевета», «Коварство», «Кощунство», «Леность», «Лесть», «Лихоимство», «Лицемерие», «Ложь», «Лукавство», «Любодеяние», «Месть», «Неблагодарность», «Неверие», «Немилосердие», «Немощь», «Ненависть», «Непослушание», «Нерадение», «Нечестие», «Обида», «Обман», «Объядение», «Ожесточение», «Оскорбление», «Осуждение», «Отмщение», «Отчаяние», «Памятозлобие», «Порок», «Праздность», «Превозношение», «Пьянство», «Рассеянность», «Расслабление», «Ропот», «Самоволие», «Самолюбие», «Самомнение», «Самонадеянность», «Сребролюбие», «Страсти», «Суеверие», «Суета», «Уныние», «Ярость» и др.

Таким образом, «Симфония» дает представление о высоком достоинстве человека, предоставляет материал о нем как о «дивном, высоком создании», говорит о его образе и нраве, его свойствах и его противоречивости («ветхости» и «новости» одновременно), свидетельствует о потере им достоинства и чести и восстановлении их как о цели его жизни. Этот материал обладает огромным воспитательным потенциалом и должен стать основой, неисчерпаемым источником педагогической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...