Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Божественное промышление о человеке




Статьи этого блока понятий, содержащихся в «Симфонии», можно было бы отнести к первым двум: «О Боге», «О человеке», они как бы объединяют их воедино. Вместе с тем, отношения человека с Богом и Бога с человеком должны быть предметом отдельного педагогического разговора, требующего особого внимания учителя, его особого отношения и соответствующей педагогической интерпретации.

К этому разделу относятся статьи, рассказывающие о Божественном промышлении, Божественной помощи человеку, а также о том, как, каким образом человеку необходимо на нее отзываться, чтобы не оказаться неблагодарным:

«Благодарность», «Богообщение», «Богопознание», «Богопочитание», «Богоуподобление», «Помощь Божия», «Следование за Христом» и др.

В зону этих словарных статей входят такие статьи, как «С Богом везде хорошо, без Него всюду плохо», «Знание Бога – свет, а незнание – тьма для ДУШИ», «Познание свойств Божиих ведет к исправлению», «Богопознание без Богопочитания не бывает», «Богопознание исправляет жизнь», «Бог познается из видимого мира», «Для Богопознания необходимо познание Его божественных свойств», «Без Бога почитать Его невозможно», «Господь всегда помогает…», «Если Господь помогает, то никто ничего не сделает христианину», «В чем выражается помощь Божия», «Победить самого себя без помощи свыше невозможно», «Бог всегда рядом, только надо просить», «Что значит следовать за Христом», «Следование за Христом приводит к блаженству», «Благодарность есть память благодеяний», «За что должно благодарить Бога?», «В чем выражается благодарность Богу?», «Благодарности научает БЛАГОДАТЬ», «Вера и почитание Бога требуют, чтобы за все Его благодарили», «Благодарность привлекает новые благодеяния» и др.

Мир как Вселенная

В третий большой блок «Симфонии» – «Мир как Вселенная» – входит меньшее количество статей, чем в два предыдущие. Между тем, его значение трудно переоценить. Статьи этого раздела дают представление о видимом мире как созданном Богом для человека и требующем соответствующего к себе отношения.

Вот эти статьи: «Вселенная» («Мир-Вселенная», «Мир создан ради человека», «Чему научает человека мир»), «Вечность» («Что такое вечность»), «Солнце», «Творение» («Премудрость Божия в творении мира») и др.

Этот раздел имеет особое значение для педагогов естественно-математического цикла, поскольку он обладает большой воспитательной направленностью. Использовать предоставившиеся возможности можно на уроках физики, математики, географии и других. Обратившись к материалам третьего раздела, педагог сможет повести на уроке разговор и о том, Кем и для кого создан видимый мир, чему он учит человека, как он устроен, как необходимо его беречь и т.д.

Кроме перечисленных четырех больших разделов, отдельно можно выделить разделы, касающиеся следующих тем.

Священной истории и евангельских событий:

«Адам», «Ангелы», «Моисей», «Патриархи», «Потоп», «Пророки»; «Апостолы», «Благовещение», «Богородица», «Вознесение», «Воскресение», «Евангелие», «Заповеди Божии», «Крещение», «Рождество», «Христос» и др.

Различных аспектов пастырского служения:

«Пастырь», «Обязанности пастыря», «Совершение таинств», «Проповедание», «Пасомые» и др., в том числе борьбе с ересями – «Ересь», «Раскол» и др.

Церкви и таинств:

«Крест», «Монастырь», «Монах», «Трапеза», «Храм» «Церковь»; «Брак», «Евхаристия», «Елеопомазание», «Епитимия», «Жертва», «Литургия», «Миропомазание», «Святые тайны», «Священнодействия», «Таинства» и др.

Государства и общества: «Власть», «Начальство», «Общество», «Отечество» и др.

Русских обычаев и традиций:

«Масленица», «Народ» и др.

Таким образом, тезаурус православного учения о спасении, представленный в «Симфонии» отца Иоанна (Маслова), давая полное и целостное представление о всеобщих основах и принципах жизни человека и человечества, ее законах и порядках, формирует понятийный ряд православной педагогики и является методологической основой ее категорий и понятий.

Учение о спасении – источник обновления и наполнения истинным смыслом понятийного аппарата современной педагогики

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова), в которой в систематизированном виде (в виде словарных статей, раскрывающих основные понятия «науки о спасении» и расположенных по алфавиту) представлено православное учение о спасении, значительно расширяет и углубляет категориальный аппарат педагогики как науки, обогащает ее профессиональный лексикон за счет слов, которые ею не использовались, были забыты или утрачены, значение которых полностью или частично искажено. Вместе с тем, эти понятия активно использовались и используются православной педагогикой (часть их будет представлена ниже). Таким образом происходит обогащение понятийного аппарата современной педагогики, идет пополнение ее словарного запаса – особенно в области духовно-нравственного воспитания.

Условно можно выделить три группы понятий, за счет которых изменяется современная педагогическая лексика: полностью утраченные, неизвестные или малоизвестные современным педагогам и учащимся понятия; искаженные понятия; дополненные (расширенные, углубленные) понятия. Обратимся к примерам.

Полностью утраченные, неизвестные или малоизвестные понятия

К этой группе можно отнести значительное количество слов духовно-нравственной сферы, вошедших в «Симфонию» и, за небольшим исключением, неизвестных или мало известных современному школьнику, а зачастую и педагогу. Сюда относятся такие слова, как благоговение, благодать, благословение, благочестие, борьба духовная, воздержание, грех, добродетель, жертва, заповедь, снисхождение, соблазн, спасение, честь. И даже такие как совесть, стыд, усердие, утешение. Без знания этих слов, без понимания их значения нельзя представить педагогическую деятельность! Может ли быть служение своему делу без жертвы? Каким образом оценивается и оценивается ли вообще усердие учителя и ученика? Стыд и совесть – можно ли жить и работать без них? Что является утешением для педагога? Честь – это понятие, относящееся лишь к военному поприщу или к педагогическому тоже?

Эти или примерно эти вопросы задает себя каждый педагог, познакомившийся с «Симфонией».

Слова благодать, спасение, покаяние, душа, грех, праведность и др. – это понятия христианского лексикона, в которых одновременно переплетаются простота и глубина содержания. Они не вошли ни в один современный учебник педагогики. Вместе с тем, все они восходят к неисчерпаемому источнику любой деятельности – тексту Священного Писания. Они не знакомы современному школьнику, мало известны педагогу. Между тем, именно эти понятия являются ключевыми для понимания сущности человека и выбора направленности всех педагогических усилий.

Остановимся лишь на некоторых из них.

Грех.

В статью ГРЕХ, ГРЕХОВНОСТЬ, ГРЕХОПАДЕНИЕ, ГРЕШНИК (с. 227 – 292) входит более 230 статей, что свидетельствует о месте и значении этого понятия для человека. Сюда помещены статьи, всесторонне раскрывающие это явление, его причины и следствия, его генезис (развитие) и способы противодействия ему (в учении о спасении они названы духовной бранью). Подробнее остановимся на некоторых значениях этого слова, отталкиваясь от названий статей:

Грех первородный глубоко исказил человека. Грех лишил человека всякого БЛАЖЕНСТВА. Грех есть великое зло и источник всякого зла. Грех есть первый плод САМОЛЮБИЯ. Дело доброе в грех превращается, когда намерение нечистое. Грех обнажает душу. Грех помрачает РАЗУМ и совесть. Грех без казни не бывает.

Из приведенных примеров с очевидностью следует, что педагогика не может обойтись без этого понятия, без понимания того, что такое грех, каковы его причины, как он развивается и каким образом его развитие может быть остановлено и прекращено, в чем заключаются последствия греха для человека. Это понятие, как становится очевидно после знакомства с «Симфонией», непосредственно связано с пониманием человека, знанием его природы, его внутренним и внешним состоянием, а также с «искажением» его природы. Наказание человека за грех является следствием того зла, которое «разлито во всех его душевных и телесных силах».

Введение этого понятия в педагогический обиход позволит учителю не только увидеть недостатки в собственной деятельности, в себе и в учащихся, но и познакомиться с путями и средствами выхода из этой ситуации.

Для понимания педагогом причин слабой успеваемости и плохого поведения учащихся ему особо необходимо знать, к примеру, что «грех помрачает разум», что «порочная жизнь отнимает способность учить и учиться» (147, 255).

Спасение.

В статью СПАСЕНИЕ, входящую в «Симфонию» (с. 967 – 983), помещено более 50 статей.

Это слово, означающее «целожизненный подвиг», представлено в «Симфонии» как самый значительный процесс, определяющий все остальные стороны жизни человека. Он охарактеризован с различных точек зрения. Для педагога особенно важны следующие положения, касающиеся смысла этого понятия:

«начало спасения – познать себя, бедность, окаянство свое»;

«чтобы получить спасение, необходимо нести подвиг».

Процитируем наиболее существенны названия статей «Симфонии», входящие в зону этой словарной статьи.

Спасение души состоит в вечном животе [жизни] и познании Бога. Спасение дороже всего на свете. Спасение нужнее всего для человека. Спасение только в Спасителе. Для спасения Господь все сделал и ждет нашего желания. Во всех своих делах христианин должен более всего заботиться о спасении души. Спасение возможно только через ПОДВИГ. Препятствия на пути ко спасению. Начало спасения – увидеть свое бедственное состояние.

Из сказанного становится еще более очевидным, что воспитывать – это значит научить растущего человека, как спастись. Это положение является ядром, формирующим всю систему православного воспитания и определяющим ее задачи, принципы, методы и средства. Во всех своих делах человек, а тем более педагог, который несет профессиональную, гражданскую ответственность за детей, должен более всего заботиться об этом.

Искаженные понятия.

К группе понятий, смысл которых был в той или иной мере искажен, можно отнести следующие слова: добро, зло, блаженство, власть, истина, красота, кротость, любовь, милостыня, правда, простота, свобода, смирение, счастье, терпение, целомудрие, цель, человек, чистота и др. Со всеми этими понятиями в определенной мере современные школьники знакомы. Вместе с тем, их смысл в контексте учения о спасения гораздо глубже, точнее, правдивее, он соответствует истине.

Для более детального анализа слов этой группы мы выбрали три: смирение, терпение, целомудрие. Этот выбор не случаен, он нагляден, так как привязан к школьной практике и обусловлен тем, что в программу по литературе входит стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны...». Оно заканчивается словами, в которых заключен весь смысл этого произведения.

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Как обычно трактуются учителем, пользующимся распространенными словарями, слова «смирение», «терпение», «целомудрие»?

Смирение.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» под ред. Б.М. Бим-Бада находим:

СМИРЕНИЕ, нравственное качество, противоположное гордости и самомнению; одна из христианских добродетелей, характеризующих такое внутреннее состояние человека, при котором он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам [выделено нами – Н.М.], а во всём уповает на Бога.

В словаре Д.Н.Ушакова читаем:

СМИРЕНИЕ, смирения, мн. нет, ср. (книжн.).

1. Действие по глаг. смирить – смирять. Смирение гордости.

2. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. Гордости лукавой в слова смиренья не рядил. Хомяков. || Кротость, покорность [выделено нами – Н.М.].

Примерно такие же трактовки можно встретить и в других словарях. В них это слово связывается с несамостоятельностью, зависимостью, даже ущербностью человека, в лучшем случае, с сознанием им своих недостатков. Из данных трактовок непонятно, почему смирение является добродетелью и почему поэт просит Бога дать ему «дух смирения». Чтобы разобраться в этом, обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова).

В зону словарной статьи СМИРЕНИЕ (с. 941 – 951) входит более 40 статей. Перечислим некоторые из них.

Смирение – великая добродетель… Признаки истинного смирения. Смирение рождается от сознания своего недостоинства. Смирение истинное – осознать свою немощь. Признак смирения – все ТЕРПЕТЬ без ропота. Смирение есть плод действия БЛАГОДАТИ. Средства к достижению смирения. Смирение приходит от САМОПОЗНАНИЯ.

Выберем из статей ряд конкретных значений данного слова.

«Смирение присуще духовной мудрости».

«Смирение есть свет душевный».

Человек «чем больше добрых дел творит, тем более смиряется».

Признаки истинного смирения:

1-й. – Кто худшим себя почитает более других.

2-й. – Кто никого не презирает, не осуждает, но самому себе всегда внимает.

3-й. – Кто славы и чести убегает, а если убежать невозможно, скорбит об этом.

4-й. – Кто мужественно терпит презрение.

5-й. – Кто «с подлыми людьми обходится доброхотно».

6-й. – Кто «доброхотно» послушливым бывает не только с «высоким, но и низшим».

7-й. – Кто все свои дела «за непотребны вменяет».

8-й. – Кто похвалу презирает.

9-й. – Кто без нужды не говорит, а если говорит, то «умирительно и кротко».

Как видим, основной смысл этого слова связан с овладением человеком самим собой, «укрощением», обузданием всего худшего и злого в себе, с примирением, согласием, окончанием вражды, с тем состоянием, которое называется «подняться над суетой».

После сказанного становится понятным, почему А.С.Пушкин в стихотворении «отцы пустынники и жены непорочны…» простит у Бога «духа смирения».

Для педагога особенно важно выделить еще одно значение слова «смирение», данное отцом Иоанном, – «способность видеть истину» (143, 289). Отсутствие у педагогов и детей этого качества – еще одна причина часто неудовлетворительных результатов обучения и воспитания.

Терпение.

Это слово более употребительно и потому более понятно современному школьнику, чем слово «смирение». Оно встречается, кроме бытовой речи, во многих произведениях, изучаемых на уроках литературы: пословицах, поговорках, монологах героев (например, у А.С.Грибоедова, в баснях И.А.Крылова и в других произведениях). Вместе с тем, его понимание в современном значении значительно обеднено.

Обратимся к словарям.

В словаре Д.Н.Ушакова находим:

ТЕРПЕНИЕ, терпения, мн. нет, ср.

1. Действие и состояние по глаг. терпеть в 1 знач.; способность терпеть, сила, напряжение, с которыми кто-н. терпит что-н. У него хватило терпенья пролежать не шевелясь целый час на операционном столе, несмотря на страшную боль. Всякое терпение потерять можно. Мое терпение лопнуло. Враг испытывает наше терпение. Мера терпения переполнена. На всякое хотенье есть терпенье. Пословица.

2. Состояние по глаг. терпеть во 2 знач., настойчивость, упорство в каком-н. деле в ожидании результатов, перемены [подчеркнуто нами – Н.М.]. Терпение и труд всё перетрут. Пословица. Дуги гнут с терпеньем и не вдруг. Крылов. Чего не сделаешь терпеньем и трудом? Крылов. Запастись терпением.

В словаре С.И.Ожегова находим сходные с вышеприведенными значения слова «терпение»: «настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле, работе».

К сожалению, это слово отсутствует в педагогических словарях, хотя оно во многом характеризует деятельность учителя.

Как видим, основной смысл этого слова, в лучшем случае, связывается с выдержкой, настойчивостью, упорством, ожиданием.

Обратимся теперь к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова).

В зону этой словарной статьи (с. 1035 – 1049) входит около 50 статей. Перечислим наиболее существенные из них.

Что есть терпение. Терпение неразлучно с чистой совестью. Терпение делает человека мужественным и непобедимым. Терпение побеждает все беды и искушения. Душа терпеливая всегда в покое. Терпение приносит великую пользу обществу. Терпение сохраняет общество более, чем оружие и стены. Терпение проверяется во время бедствий и скорбей. Совершенное терпение – не чувствовать обиды в сердце. Терпение – неизменный спутник веры и надежды. Терпение есть плод ЛЮБВИ. Скорби неизбежны, надо приготовиться к терпению. Терпение исходит от смирения и сознания собственного недостоинства. Побеждать злых кротостью. Чем укреплять терпение?

Как видим, в «Симфонии» значение этого слова гораздо более многозначно и точно. Оно характеризуется всесторонне, рассматривается как добродетель.

Ассоциативно слово «терпение» связано с такими понятиями, как «вера», «надежда», «любовь», «душа», «совесть», «мужество», «смирение», «кротость» и др.

Кроме того, в «Симфонии» говорится о необходимости формирования этой добродетели, ее развития для каждого человека. Вот несколько примеров. Терпением нужно «украшать душу», оно является «признаком и плодом духовной мудрости», оно делает человека «мужественным и непобедимым» и др.

«Может терпеливый лишен быть всего, может изгнан быть, может биен быть, может в темницу заключен быть, может убиен быть, – пишет святитель Тихон Задонский, – но победим быть не может». Какие духоподъемные слова, необходимые для педагогической деятельности!

«ДУША терпеливая всегда в покое и тишине… чем более терпит, тем больший покой и тишину внутри себя чувствует». Как здесь не вспомнить, что терпение всегда считалось одним из лучших качеств русского человека, русской женщины!

«Терпением сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и детьми, …между братьями, между другами, между соседями, между покупающими и продающими, так что без терпения никакого добра быть не может. Терпение все зло отвращает. Ибо где терпение, там нет ссоры и брани». Очевидно, насколько велика роль терпения не только для отдельного человека и его семьи, а также для государства и общества!

В «Симфонии» даются конкретные советы, как обрести эту великую добродетель - терпение. «Терпение не в том состоит, чтобы много узнавать и терпеть бед; но в том, чтобы их великодушно встречать и не ропотно, но терпеливо сносить, и гнев восставший укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодования и гнева сердце свое удерживать». «Учимся терпеть обидящих нас, не противиться им, но уступать и не давать места гневу». «Образом терпения своего начальствующий должен подкреплять малодушных».

Целомудрие.

Слово «целомудрие» трактуется у святых отцов как «целостность ума, не поврежденного страстями» (143, 162). «Целомудрием нужно украшать душу», – говорится в «Симфонии» (121, 1152).

Таким образом, становится очевидной необходимость обращения к «Симфонии» для уточнения значения того или иного слова. После внимательного чтения и анализа того или иного понятия можно удостовериться, что в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) слово получает зачастую совсем иной смысл - истинный, глубокий, духовный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...