Северо-Африканская (Карфагенская) школа и ее представители.
Отличительною особенностью Северо-Африканской школы следует признать ее по преимуществу практический характер. Ее представители особенно много потрудились над установлением правил для упорядочения церковной жизни и практического служения пастырей церкви, условий успешного воспитания народа. Главнейшими представителями этой школы были блаженный Иероним, св. Амвросий Медиоланский и блаженный Августин. Блаженный Иероним (340– 387). Прославился своею аскетической жизнью и борьбою с еретическими учениями, но в особенности – своими творениями, которые составляют драгоценное достояние Церкви. В Риме он был суровым обличителем распущенности нравов, вступив в борьбу с укоренившимися дурными обычаями. Это возбудило против него вражду тех, кого он не щадил в своих беседах и посланиях, так что впоследствии бл. Иероним принужден был оставить Рим. Отправившись в Палестину, он, обойдя все святые места, избрал для себя место пустынножительства близ Вифлеемской пещеры. Там блаженный Иероним и скончался. В своих педагогических творениях блаженный Иероним ставит и разрешает преимущественно вопросы, связанные с воспитанием женщины-христианки. В своем эпистолярном наследии он подробно излагает правила христианского воспитания девочек, выстраивая целостную систему. Сущность его педагогических воззрений заключается в следующем. По учению блаженного Иеронима, обучение и воспитание должны быть тесно и неразрывно связаны между собою, причем, их целью должно стать развитие не только ума, но и всех душевных сил и способностей человека. Главнейшее начало, от которого зависит истинное образование ума, лежит в доброй нравственности: «В злохудожную душу не внидет премудрость» (Прем. 1, 4).
Особенно интересна мысль блаженного Иеронима о соотношении направленности воли и способности человека к восприятию истины: если воля направлена к добру, то рассудок сам собою поймет истину. Рассудок является своего рода светильником, при котором человек безошибочно может направлять свою деятельность в нужное русло. «Когда голова здорова, – говорит блаженный Иероним, – то и все члены здоровы». Что касается физической стороны нашей природы, то она должна быть воспитываема в полном подчинении ее духовной стороне: «Тело – дитя, а душа – педагог» (235, 58). Цель воспитания и обучения, по мнению бл. Иеронима, заключается в том, чтобы образовать истинного христианина и послушного сына святой христианской Церкви. Достижению этой цели служит воспитание страха Божия и любви. Страх Божий есть главная религиозная сила, которая должна проникать в человека и управлять всеми его чувствами и расположениями. Составляя начало премудрости и добродетели, страх Божий всему воспитанию сообщает возвышенный религиозно-нравственный характер. Но если страх Божий – начало премудрости, то любовь – это мать всех добродетелей. Любящий соблюдает повеленное ему не потому, что его побуждает страх наказания или желание награды, но потому, что повелеваемое Богом само по себе есть для него высочайшее благо. И, наконец, третье чувство, на котором, по учению блаженного Иеронима, должно утверждаться воспитание, – это глубокая сердечная вера. Большой интерес представляют рассуждения бл. Иеронима по поводу особенностей воспитания женщин. По учению блаженного Иеронима, в воспитании женщины различаются периоды, соответствующие разным возрастам. Мать – ближайшая и незаменимая воспитательница своих детей в первый период их жизни. Когда в ребенке обнаружатся первые проблески сознания, когда он начнет понимать улыбку и голос матери и получит способность членораздельной речи, для матери наступает время более серьезных забот. Наилучшим средством воспитания в этот период жизни ребенка служит ее пример и пример других окружающих его лиц. «Ибо как вода на ровной площади следует за пальцем, который впереди ведет ее, так и мягкий нежный возраст удобно склоняется и на ту, и на другую сторону и влечется туда, куда его поведешь» (235, 59).
Придавая великое значение примеру, блаженный Иероним особенно настаивает на том, чтобы не только мать, но и учителя отличались высокой нравственностью и твердостью религиозных убеждений и чтобы в их жизни слово не расходилось с делом. С семилетнего возраста, по учению блаженного Иеронима, настает пора школьного, систематического обучения и воспитания. Служа средством религиозно-нравственного воспитания, учение должно быть направлено по преимуществу на усвоение предметов религиозных. Главнейшим предметом изучения с самого раннего детства и во все последующее время должно быть изучение Священного Писания. Наряду с чтением и изучением Священного Писания бл. Иероним находит полезным чтение других книг духовно-нравственного содержания: сочинений отцов и учителей церкви и произведений светских писателей. К чтению этих книг, по его мнению, следует приступать со строгим разбором, чтобы не повредить вере и нравственности еще не окрепших духовно детей. Образование женщины, по учению бл. Иеронима, не должно быть оторванным от жизни. Поэтому он пишет о необходимости занятий рукоделием. Бл. Иероним считает, что успешность обучения зависит от круга общения («круга подруг») и соревнования детей между собой. Он предостерегает девиц от увлечения нарядами и от кокетства. Таким образом, бл. Иероним не оставляет без внимания внешнего благоповедения девиц, предостерегает от того, чтобы и в наружном виде не проявлялись дурные черты внутреннего человека (235, 90). Бл. Иероним указывает на необходимость раздельного обучения мальчиков и девочек. Он не допускает употребления строгих наказаний, которые могут запугать ребенка и порвать его сердечную связь с учителем. Св. Амвросий Медиоланский (340-397). Был сыном префекта Галлии. Потеряв отца на двенадцатом году своей жизни, он получил доброе христианское воспитание от матери. Образование св. Амвросий получил в школах Рима. Благодаря своим выдающимся дарованиям он продвинулся на служебном поприще, заняв должность правителя Ликургии. По принятии крещения св. Амвросий быстро прошел все церковные степени и был посвящен в сан епископа Медиоланского.
Св. Амвросий проявлял особенную заботу о распространении в своей епархии школ и христианского просвещения. Что касается основных начал христианского воспитания, то в школах св. Амвросия они носили тот же характер, что и в школах антиохийских. Отметим в данном случае лишь то его требование, чтобы воспитание носило характер индивидуальный. Воспитывая и руководя других словом и делом, по словам св. Амвросия, нужно всегда иметь в виду, что цель воспитания – одна, а способы – многоразличны. Нужны особенная благодать и умение педагогов, чтобы, воспитывая смирение у самонадеянных, не развить страха и уныния у робких и боязливых. У ленивых и беспечных нужно пробуждать заботливость о душе и теле (но так, чтобы они не напрягали чрезмерно свои силы), а тех, кто за все берется и ничего не доводит до конца, не допускать до легкомыслия и рассеянности. Раздражительные должны быть воспитываемы в терпении, притом так, чтобы равнодушные и вялые не нашли в этом поблажки своей небрежности. У медлительных и хладнокровных нужно возбуждать желание действовать, но при этом так, чтобы пылкие и впечатлительные под влиянием таких чувств не увлекались до неумеренной и фанатичной горячности. Скупых вовремя нужно располагать к щедрости, не давая повода к расточительности, а расточительных нужно располагать к бережливости, не допуская их к любостяжательности (235, 63). По учению Амвросия Медиоланского, педагог не только должен заботиться о чистоте своего сердца, но и обязан следить за своим внешним поведением, чтобы не подать повод к соблазну ученикам. По мысли св. Амвросия, по внешнему виду и походке познается состояние души человека. «Душа наша – пишет он, – отражается во всех телодвижениях наших, как в зеркале» (143, 343).
Св. Амвросий советует наставникам быть осторожными в своих беседах с учащимися, чтобы не повредить им. Существо характера наставника, по мысли св. Амвросия, выражается в четырех главных добродетелях: благоразумии, справедливости (или правде), мужестве (или силе) и воздержании. Св. Амвросий этим добродетелям дает следующее разъяснение. Благоразумие. «Эта высокая добродетель состоит не в практической, житейской мудрости, а в мудрости Евангельской – в искании истины и познании Бога» (ЛПБ, 193). Справедливость обнимает все отношения наставника к обществу людей. Она отдает каждому должное и неразлучна с честностью и любовью христианской. Вера служит ее основанием; Христос – ее образец; храм – ее очаг; священство – ее школа. Мужество наставника не есть физическая мощь, но нравственная крепость духа, поле битвы которой – ветхий человек с его страстями. Эта добродетель проявляется в миролюбии, в радостном принятии страданий и даже самой смерти ради Иисуса Христа, в терпении и кротости против развращенного мира, в твердом уповании, что за все скорби, перенесенные в этом мире, наступает блаженное упокоение в Боге. Воздержание состоит в спокойствии духа, кротости и смирении. Корень воздержания- благонравие и стыдливость; венец его - телесное и духовное целомудрие, чистота души и святое девство (ЛПБ, 193). Св. Амвросий советует наставникам воплотить в своей жизни эти добродетели настолько, чтобы они «могли обратиться в природу души» (143, 193). «Наши слова, – пишет он, – зеркало, видимое обнаружение нашего ума, а поэтому наставники должны хорошо знать и соблюдать в них меру и порядок – уметь вовремя молчать и кстати говорить» (143, 192). Блаженный Августин (354-430). Родился в африканском г. Тагасте. Мать его, Моника, любящая и кроткая, сумела заставить его уважать те святые христианские правила, которыми она руководствовалась. Силой своего примера она привела к Христу всех своих детей. В 395 году Августин принял епископский сан и тридцать пять лет своей жизни посвятил управлению епархией, борьбе с еретиками, богословской науке и христианскому просвещению. Из сочинений бл.Августина в педагогическом отношении особенно замечательна «Исповедь». Здесь автор изображает ход своего собственного внутреннего развития от юности и до сознательного перехода в христианство. Сочинение раскрывает «психологию сердца» и вводит в понимание того, как глубоко действуют на душу впечатления детства и влияние матери, как в период зрелости сил развивается внутренняя борьба человеческого духа, неотступно требуя для себя прочных нравственных основ жизни и волнуя до тех пор, пока не успокоится в области чистой веры.
Бл. Августин осуждает современное ему языческое воспитание за то, что оно не заботится о нравственном развитии питомцев. Все зло современного ему воспитания, бл. Августин видел в том, что воспитатели старались образовать из детей ученых, ораторов и общественных деятелей, не заботясь об их нравственности, не открывая им истин веры. Весь характер образования того времени, по мнению бл. Августина, направлен к возбуждению порочных наклонностей в детях. Их заставляли изучать произведения языческих писателей, в которых изображались различные безнравственные сцены из жизни богов и людей, тем самым внушая смелость к совершению пороков. Система наказаний носила самый развращающий характер: детей наказывали телесно за всякую провинность: за излишние игры, за нежелание читать безнравственные книги, за резвость и т.п. Вся система обучения возбуждала в воспитанниках соревновательность, порождающую зависть и досаду, и была проникнута насилием: детей заставляли учиться, не возбуждая в них любви к учению. Осуждает Августин языческих учителей и за то, что они обучали детей, еще не знавших достаточно хорошо родного латинского языка, языку иностранному. Он сетует и на то, что воспитатели, несмотря на безнравственность тогдашних театральных зрелищ, дозволяют детям посещать их. Он осуждает дурное товарищество, которое поощряет детей на безнравственные поступки. Из такого критического взгляда бл. Августина на образование того времени вытекает и его положительное суждение об идеале христианского воспитания. В основу христианского воспитания бл.Августин полагает изучение Св.Писания и христианских догматов. Считает также полезным изучение светских наук. Имя бл. Августина в истории христианского просвещения связано с учреждением им в г. Гиппоне (Северная Африка) школы клириков. В своем сочинении «О катехизации необразованных» он выдвигает требование к исторической основе преподавания и его наглядности (235, 64).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|