Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русский аскетизм – практическая основа православной педагогики.




ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ.

Учение о спасении является теоретической основой православной педагогики. Ее практическим основанием в условиях России является русский аскетизм - практический метод нравственного самосовершенствования (от греч. asketies - упражняющийся в чем-либо), опирающийся на древнехристианские традиции.

Опора на аскетические традиции древнехристианских школ – особенность русской педагогики.

Педагогические воззрения отцов Церкви нашли воплощение в деятельности христианских школ. Первые христианские школы возникли в 1 веке н.э. Впоследствии выделились следующие школы: Александрийская, Антиохийская и Карфагенская.

Александрийская школа

Основателем этой школы, по преданию, был евангелист Марк. Школа находилась в Александрии, бывшей в то время центром всемирной образованности. Все, что было выдающегося в области литературы, науки, философии, религии, соединилось в этом городе. Ее знаменитый музей и библиотека привлекали ученых со всего света.

Св. Климент Александрийский (? – до 217). Знаменитый церковный писатель конца 2 – начала 3 вв., сделал первую попытку систематического изложения основных начал христианской педагогики.

Св. Климент родился в богатой и знатной семье, благодаря чему он с ранних лет обладал обширными познаниями в греческой литературе и философии. Но ни язычество, ни философские системы не давали ему удовлетворения, он нашел его лишь в христианстве. В Александрии Климент был пресвитером, затем он возглавил александрийскую школу. Литературная деятельность св. Климента Александрийского отличалась разнообразием и многосторонностью. Труды его по своему содержанию и характеру изложения отличаются глубиной и систематичностью. Из дошедших до нашего времени сочинений самое крупное значение для педагогики имеет его так называемая «Великая трилогия»: «Протрептик» («Увещательное слово к эллинам»), «Педагог» («Воспитатель») и «Строматы» («Узорчатые ковры»). Этот труд – своеобразная систематизация христианского веро– и нравоучения и результат определения отношения христианства к культуре того времени.

В своем сочинение «Педагог» св. Климент Александрийский изображает Иисуса Христа как величайшего педагога и идеал воспитателя. Представляя Его общечеловеческим Педагогом, св. Климент разумеет под воспитываемыми, всех людей. «Дети – это мы, и притом без различия пола, возраста и состояния. Называемся же мы детьми потому, что детское состояние, изображаемое Писанием за его невинность и нравственную чистоту идеальным состоянием, должно служить предметом наших стремлений. У всех у нас один Учитель – Христос» (235, 32).

Педагогика Христа, по мнению св. Климента, состоит в Божественной религии, в наставлении, как служить Богу, в обучении, приводящем к познанию истины. Воспитывает Иисус Христос следующим образом: «Как полководец потому держит всех в порядке, что заботится о здоровье солдат, и как кормчий правит кораблем, имея в виду сохранить жизнь путешествующих, так и Педагог наш, в любвеобильной заботливости о нас, своих детях, учит нас такому образу жизни, который ведет нас ко спасению» (235, 32).

Но этот путь не всегда бывает легким. «Подобно тому, как кормчий не всегда следует за ветром, но направляет нос корабля также и против ветра и противоборствует всяким бурям, подобным образом и наш Педагог не соображается с нравами и обычаями, господствующими в этом мире, и не представляет им своего питомца на произвол, как какую-нибудь ладью. Педагог внушает питомцу, чтобы он держался твердо единственного ветра – истины, пока не войдет он в гавань небесную» (235, 32).

Главная цель воспитания, указанная Педагогом-Христом, по мнению св. Климента Александрийского, – это нравственное усовершенствование человека и вечное спасение. В зависимости от этой цели находятся и педагогические средства: вера должна лежать в основании всякого знания.

«Нет веры без знания, нет и знания без веры», – говорит св. Климент. Вера есть основание знания; и знание есть здание, которое разум строит на вере. Вера столь же необходима для знания, как дыхание для жизни.

Св. Климент указывает на действия Христа как на величайший пример для воспитателей. «Христос-Педагог, – рассуждает он, – при воспитании прибегает к увещаниям, порицаниям, благодеяниям. Так должны поступать и воспитатели. Христос-Педагог воспитывает людей не одним учением Своим, но главным образом примером собственной жизни. То же требуется от христианских воспитателей. Педагог побуждает к добродетели примерами других – и это также является важным средством воспитания. В отношении к людям Педагог-Христос руководствуется безграничною любовью. Тем же чувством должны руководствоваться и христианские воспитатели. Он спасает грешников благодатью, и воспитатели должны вести дело воспитания под сенью Церкви и ее благодатных даров. В деле воспитания Христос-Педагог всегда принимает во внимание нужды воспитываемых. Об этом же должны заботиться все воспитатели.

Одним словом, Христос-Учитель есть совершеннейший Педагог, Которому во всем должны подражать христианские воспитатели» (235-34).

Таковы главнейшие педагогические наставления, изложенные св. Климентом Александрийским, наиболее ярким представителем александрийской школы, в его рассуждении «Педагог» (235, 30-34).

Антиохийская школа.

В конце 3 века была основана научно-богословская школа в Антиохии. Антиохийская школа достигла своего расцвета в 4 веке. Из знаменитых представителей этой школы отметим св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста.

Св. Василий Великий (327-379). Получил высшее классическое образование в лучших школах Кесарии, Константинополя и Афин от знаменитейших в то время учителей и философов. Своим блестящим образованием и своими обширными познаниями (особенно в области естественных наук) он надлежащим образом воспользовался для великого служения христианской церкви. Сначала в сане пресвитера, а потом епископа Кесарийского, св. Василий Великий приобрел славу знаменитого проповедника. Толпами стекались к нему простые и знатные люди, а он вдохновенным словом учил их «возвышаться к Богу» чрез созерцание природы, описывая им красоту мироздания и благость Создателя.

Большое внимание св. Василий Великий уделял вопросам христианского воспитания. К жизни земной, как к великой борьбе, и к жизни вечной человек должен готовиться путем воспитания – умственного, нравственного и телесного (235, 38).

Св. Василий Великий изложил свои педагогические воззрения в двух творениях: «Правилах для монашествующих» и «Речи к христианским юношам».

В «Правилах» св. Василий Великий вменяет монашествующим в особую обязанность заботу о воспитании и при этом предлагает целый ряд конкретных наставлений. Он требует, чтобы при всех мужских монастырях были школы для мальчиков, а при женских – для девочек. Под школы должны быть отведены особые помещения, в которых должен быть установлен особый, соответствующий детскому возрасту, распорядок жизни (235, 48).

Что касается предлагаемых св. Василием Великим воспитательных мер, то все они должны быть направлены к тому, чтобы приучить питомцев к послушанию и самообладанию. Говорит он и о необходимости наказаний, причем, в неожиданном и важном для современной педагогики аспекте. Каждый проступок ребенка должен быть наказан так, чтобы наказание приводило воспитанника к терпению и душевному спокойствию. Если воспитанник пустословил или кого-то обругал, если он солгал или сказал что-либо непозволительное, то нужно наказать его молчанием. Озлобление нужно преодолевать примирением и любовью. Чтобы поддерживать внимание детей, необходимо их почаще спрашивать о том, как понимают они преподаваемое и о чем думают. Награды должны служить одним из побуждающих к учению средств.

Обучение не должно ограничиваться теоретическими науками. Мальчики и девочки должны обучаться разного рода ремеслам, как необходимым и полезным для жизни занятиям.

В знаменитой «Речи к христианским юношам» св. Василий Великий изложил свой взгляд на то, как христианам нужно пользоваться светскими науками. Он учит, что цель жизни человека не есть временное пребывание на земле, а подготовка к жизни бесконечной, блаженной жизни на небе. Путь этой жизни определяется Св. Писанием. На Земле человеку предстоит величайшая борьба. Нужно приготовиться к ней не только постижением Божественных истин, но также при изучении и светских наук. Из светских наук следует брать лишь полезные. «Ибо и пчелы не на все цветы садятся, и с тех, на которых располагаются, не все стараются унести, но, взяв, что необходимо для их пользы, прочее оставляют нетронутым. Точно так же и мы, выбрав из светских произведений, что соответствует нашему высокому духовному предназначению, не будем обращать внимание на остальное. И, подобно тому, как, срывая цветы с розового куста, мы избегаем шипов, так и в этих произведениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного» (235, 33).

Таким образом, св. Василий Великий отмечает важное значение в деле религиозно-нравственного воспитания светских наук (235, 35).

Св. Иоанн Златоуст (347-407). Является другим знаменитым представителем Антиохийской школы. Отец его, занимавший высокий административный пост, скончался, когда Иоанн был еще младенцем, и он остался на попечении своей матери, которой в то время не было еще двадцати лет. Мать его, Анфиса, всю жизнь посвятила воспитанию сына в христианском духе. Образование Иоанн получил в антиохийских и афинских школах. Блистательными способностями и превосходными успехами он удивлял товарищей и преподавателей. По получении образования он становится адвокатом. Но благодаря христианскому воспитанию светская жизнь не затмила для него главного. Он вступил в клир, а вскоре был возведен в сан архиепископа Константинопольского. Умер св. Иоанн Златоуст в изгнании. Его последними словами были: «Слава Богу за все».

Мысли о воспитании св. Иоанн Златоуст изложил в своих многочисленных «Словах» и «Беседах».

Св. Иоанн Златоуст раскрывает значение религиозно-нравственного направления в воспитании и доказывает, что научное образование не будет иметь никакого смысла, если оно не будет проникнуто религиозно-нравственным характером. Высочайший образец педагогической деятельности он видит в примере Иисуса Христа, Который снизошел к человеку именно для того, чтобы возвести его к Себе. По мысли Иоанна Златоуста, родители и по природе своей, и по положению должны быть наилучшими воспитателями своих детей. «Если бы отцы, – говорит Иоанн Златоуст, – тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений, ни государственных казней: праведнику закон не лежит» (235, 37). Важнейшим воспитателем является мать.

Религиозно-нравственное воспитание детей Иоанн Златоуст советует начинать с самого раннего возраста, так как в нежном возрасте легче возделывать почву для сеяния добра. Дитя с первых дней своей жизни склоняется к добру или злу, замечает он. Поэтому с самого начала надо предохранять детей от дурного и направлять к лучшему. В этом случае стремление к добру сделается потребностью души и второю природою. «Привычка неодолима, а добродетель трудна». Детский возраст особенно восприимчив и к усвоению религиозных истин: на юном сердце вера отпечатывается, как на воске печать.

Чему же нужно учить и как воспитывать детей?

«Старайтесь не о том, чтобы образовать из сына искусного оратора, – говорит Иоанн Златоуст, – но воспитать его в духе христианской мудрости. Строгое поведение требуется, а не умение хорошо говорить, нравственность, а не сила речи, дела, а не слова». Только один христианский характер, делает вывод святитель, может обогатить человека истинными благами (235, 55).

Высокие начала учительства и основные положения педагогики, преподанные св. Василием Великим и Иоанном Златоустом, упрочили за ними в христианской церкви имена «светильников мира, вселенских учителей и столпов Церкви» (235, 55).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...