Монастырские школы (училища) Киевской Руси – центры древнерусской учености.
Первые училища, о которых имеются достоверные свидетельства, – это дворцовая школа князя Владимира в Киеве (начало 11 века) и школа Ярослава Мудрого в Новгороде (1030). «Учение книжное» предполагало курс, наряду с религиозным образованием, полностью или частично охватывавший семь «свободных искусств»: грамматику, риторику и диалектику (тривиум); арифметику, геометрию, музыку и астрономию (квадривиум). В училищах преподавали вначале греческие ученые, главным образом, из Византии, а позже – отечественные. Княжеские школы (училища) стали важными центрами древнерусского образования. Отсюда в списках расходились христианские сочинения, здесь переводились произведения античных и византийских авторов. Освоению «книжного знания» предшествовало обучение грамоте, знакомство с иностранными языками, для чего существовали особые школы. По образцу княжеских, открывались школы при дворах древнерусских князей и их посадников в Переславле, Курске, Суздале, Чернигове. Первое женское училище основано в Киеве княгиней Анной Всеволодовной (1086). С 12-го века в семьях знати практиковалось «кормильство» – домашнее воспитание с помощью специально нанимаемых наставников; в 13 веке их сменили дядьки. С 1037 года действовала митрополичья школа в Киеве при соборе Святой Софии, готовившая священников. В 12 – 13 веках сформировался круг монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Некоторые из этих школ пользовались покровительством русских князей, в них учились даже выходцы из знатных семей ряда стран Западной Европы. Так, в Киевской школе при храме Святой Софии, служившем при Ярославе Мудром центром русской культуры и просвещения, получали образование венгры, норвежцы, шведы, англичане. Ярослав Мудрый продолжил политику отца в области образования народа. В Софийской летописи зафиксировано: «В лето 6538 [1030] иде Ярослав на чюдь, и победи я [её], и постави город Юрьев. И приеде к Новугороду и собрав от старост и от попов детей 300 учити книгам». Сам Ярослав читал «днем и ночью» и распорядился перевести на славянский язык много книг, по которым «верующие люди учатся и наслаждаются учением».
Возникающие в это время монастыри становились центрами духовного просвещения на Руси, при них создавались библиотеки. В монастырях учащиеся проводили значительную часть дня и даже ночевали. Историк государства Российского В.Н. Татищев приводит данные о том, что школы и книгохранилища учреждались при епископских кафедрах, монастырях и церквах. Одно из таких училищ было открыто во Владимире-Волынском, быть может, как полагает Татищев, еще епископом Фомою Греком, который послан был сюда для утверждения веры. Летописец Нестор говорит о самом себе, что «ездил во Владимир на Волыни смотрения ради училищ и наставления учителей». Училища учреждаемы были и в других городах, например, в Курске, и даже в селах (166, 407). (Как уже отмечалось, в древнерусской письменности термин «школа» не употреблялся. Впервые он встречается в текстах 1382 года. Первоначально же употреблялись выражения: «книжное обучение», «обучение грамоте», «учение книгам»). Данные летописей и археологических находок свидетельствуют, что книжная культура на Руси быстро распространялась во всех слоях общества. Церковь и государство активно готовили грамотных людей, способных толковать документы международного, гражданского и уголовного права, составлять летописи, хронографы, княжеские родословцы, строить и расписывать церкви, создавать оригинальные литературные произведения. Так Киевская Русь укрепляла свою государственность и закладывала основы христианской жизни.
Образование и воспитание в Древней Руси с самого начала было нераздельно связано с обучением христианской вере. Древнерусская школа не просто давала знания, но соединяла их с усвоением вероучительных истин христианства. Поэтому в школах, по свидетельству летописей, учились «учению Божественному, а также благонравию и страху Божию». Учили в школах главным образом священники с причетниками; зачастую, как уже отмечалось, школы устраивались при монастырях. Начинали учить грамоте с Часослова и Псалтири, которую по праву считали книгою назидательной и душеспасительной. Приведем слова отцов Церкви о Псалтири, проясняющие ее роль в деле обучения и воспитания: «Все, что есть полезного во всех книгах Священного писания, – говорит Василий Великий, – заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, представляет правила жизни; там есть совершенное богословие, есть пророчества о пришествии Христовом во плоти… Псалтирь врачует и застарелые язвы душевные, и тому, кто получит свежую рану, подает скорое исцеление; она доставляет спокойствие душе, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы…» (Василий Великий. 1-я беседа на 1-й псалом). «Хотя все Священное Писание учит нас добродетели, – пишет святитель Афанасий Великий в своем труде «О толковании псалмов, – но Псалтирь представляет еще для всех самый образец жизни». Надписи на стенах церковных зданий, берестяные грамоты 11 – 13 веков, найденные при раскопках в Новгороде, Смоленске, Пскове и других городах, памятники деловой письменности и древнерусские летописи свидетельствуют о значительном распространении грамотности среди различных слоев населения Древней Руси. В берестяных грамотах получили отражение многообразные стороны жизни и быта средневекового Новгорода. Они дают представление об обучении детей в Древней Руси, воспроизводя фрагменты азбук, упражнений в счете, в письме. С 11 века на Руси развивается учительная литература. По своей сути, вся древнерусская литература является учительной. Во-первых, в ней осмысливается акт принятия русским народом христианства; во-вторых, в связи с попытками насильственного ведения католицизма, разъясняется сущность христианского учения; в-третьих, под ее влиянием формируется общественное сознание русского народа как народа православного и каждого русского человека как гражданина Православного Отечества.
Киевская Русь представлена таким уникальным памятником педагогики, как «Поучение детям» Владимира Мономаха. Владимир Мономах – первый правитель Руси, сочинения которого дошли до нас. Его «Поучение» содержится в «Повести временных лет», наиболее известном из всех летописных сводов. Создателем свода считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Православные монастыри сыграли значительную роль в сохранении и поддержании традиций отечественной духовной культуры и в период монголо-татарского нашествия (13 – 15 вв.), и агрессии Тевтонского ордена, когда многие земли и города были разорены, многие придворные школы перестали существовать. Земли некоторых политически ослабленных древнерусских княжеств в 13 веке (Галицкого, Волынского и др.) были захвачены великим княжеством Литовским и союзным с ним Польским королевством. Часть русского населения оказалась на территории, где официальной религией считался католицизм. Здесь русские монастыри и их школы стали оплотом православия и самобытной русской культуры. Некоторые северорусские монастыри в трудных условиях развернули освоение новых территорий. С 14 века оживилась миссионерская деятельность монастырей, были предприняты первые попытки создания на основе церковнославянского алфавита письменности для некоторых народов России. Огромная роль в становлении русской государственности во всех ее проявлениях принадлежит Свято-Троицкому монастырю, основанному св. Сергием Радонежским - будущей Свято Троице-Сергиевой Лавре (подробнее об этом пойдет речь в 2.1.3). Широкому распространению грамотности во многом способствовало такое важное обстоятельство, как единство народного и государственного языков. Если, например, на Западе путь к овладению грамотой лежал через изучение латыни – языка, чуждого многим европейским народам по лексике, фонетическому и грамматическому строю, то русскому человеку, для того, чтобы научиться читать и писать, достаточно было знания азбуки.
Обучение в Древней Руси носило внесословный характер. Была единая вера, и учились все одному и тому же у тех же учителей: и дети княжеских и зажиточных семей, и поповичи, и крестьянские сыновья. Наряду с церковными служащими, осуществлялось обучение детей на дому вольными учителями, так называемыми «мастерами грамоты». Таким образом, в Киевской Руси сложилось несколько типов обучения: книжное обучение в монастырях, домашнее обучение и обучение в приходах, но везде учащихся учили читать, знать молитвы и понимать сущность христианского учения, раскрывали законы нравственной жизни. Значительную роль в воспитании детей играла семья. Усилия Церкви направлялись на формирование православной семьи как малой Церкви, привитие народу правильного понятия о браке, поскольку долгое время в простом народе бытовало представление, будто брачный обряд существует только для князей и бояр. Под воздействием православного понимания благочестивого образа жизни укрепляются представления о назначении семьи и семейного воспитания, получившие закрепление уже в 16 веке в «Домострое» – замечательном памятнике древнерусской письменной культуры, раскрывающем внутренний мир семьи. В нем содержались поучения и наставления, давались описания: строение душевное – учение о спасении души; строение мирское – наука о гражданском общежитии; строение домовое – наука о хозяйственном домоводстве. Главной задачей образования и воспитания считалось научение детей «правилам порядливого жития и христианского жительства», проводилось различение между внешней и истинной мудростью. «Не ищи, человече, мудрости, – говорилось в одном из научений, – а ищи кротости, аще обрящешь кротость, тогда одолеешь мудрость». «Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит». В Древней Руси сложилось вполне определенное представление о благонравном отроке, который предпочитал вместо игр «на божественная и на церковная пения и почитания прежде иных притекать», а также «почитать» «Богодухновенные книги и святых жития» и «внимать к им с усердием от всея души». Благонравен тот, кто проявляет покорность и повиновение по отношению к родителям и учителю. Так, с первых времен принятия христианства Православная Церковь выполняла миссию педагогического служения, научая вере все сословия русского общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|