Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы христианского просвещения, сложившиеся в Московском княжестве.




Татаро-монгольское нашествие нанесло огромный ущерб молодому древнерусскому государству, его культуре, образованию и просвещению. Но уже в 14 веке и особенно в первой половине 15 века оно делает новые впечатляющие успехи. Если до татаро-монгольского нашествия «матерью русских городов» был Киев, то теперь собирателем русских земель выступает Московское княжество. Во второй половине 15 – начале 16 века грамотность становится достаточно распространенным явлением среди русских людей. Не только у митрополитов, но и у бояр и епископов появляются специальные лица, главной обязанностью которых является переписка книг. Грамотные люди встречаются и среди демократических слоев населения. Зажиточные горожане, как фиксирует это «Домострой», вводят в своем хозяйстве «письменный учет». О распространении письменности свидетельствуют различного рода надписи на изделиях ремесленников (оружие, колокола, печати и др.).

Общественные потребности диктовали необходимость создания устойчивых форм просвещения. В послании митрополиту Симону новгородский епископ Геннадий говорит о необходимости открытия новых школ. В 1551 году Стоглавый собор признает необходимым открывать училища при всех приходских церквах, в домах священников и дьяконов.

Постановления Стоглавого собора (1551) создали систему духовного образования: под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для подготовки священнослужителей. В организации обучения наметились определенные ступени: начальная (овладение грамотой, чтение Псалтири и Часослова), профессионализированная (чтение Апостола, что позволяло вести большинство церковных служб), высшее (чтение Библии и овладение христианской книжной ученостью). Ключом к такой учености было знание древних языков, поэтому образование приобрело грамматический уклон.

В каждом из русских княжеств долгое время сохранялись свои особенности в языке и письме. В преодолении областнических тенденций и создании общерусского языка особую роль сыграли «Четьи-Минеи» – повествования о жизни святых Православной Церкви, изложенные по порядку месяцев и дней каждого месяца. В этот период образовательное значение стало придаваться также летописям. Крупнейший летописный свод, утверждавший идеи единства государства под властью «царя Всея Руси», был создан в 70-х годах 16 века при Иване Грозном.

16 век был отмечен таким выдающимся событием в области просвещения, как появление книгопечатания. В 1564 году дьякон одной из московских церквей Иван Федоров издает первую печатную книгу «Апостол». Появление книгопечатания в Москве способствовало распространению православной литературы и, тем самым, повышению грамотности народа и его духовному просвещению.

Иван Федоров был не только первопечатником на Руси, но и выдающимся педагогом своего времени, посвятившим свою жизнь просвещению – тому, чтобы «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу». Обращаясь к учителям и наставникам, Иван Федоров призывал воспитывать детей в благоразумии, смиренномудрии, кротости, долготерпении, «приемлюще друг друга и прощение дарующе». В 1574 Иваном Федоровым был издан «Букварь» – азбука «ради скорого младенческого научения».

«Азбука» Ивана Федорова, изданная во Львове в 1574 году, – первая российская учебная печатная книга. В основу книги Иван Федоров положил распространенный в то время буквослагательный метод, начинающийся с заучивания славянских букв и усвоения двух– и трехбуквенных слогов.

Одним из главных учебных пособий в школах допетровской Руси, наряду с букварями, стали азбуковники, состоявшие из глав, которые открывались буквами славянского алфавита. В этих небольших по объему справочниках-энциклопедиях помещались статьи, содержавшие толкование библейских текстов, печатались отрывки из таких произведений древнерусской литературы, как «Житие Петра и Февронии», «Моление Даниила Заточника». В «Азбуковник полный» 17 века вошли история создания азбуки святыми Кириллом и Мефодием, рассказы о святых Стефане Великопермском и Максиме Греке, сведения о происхождении имен. В азбуковниках давались наказы учителям в отношении преподавания и наставления ученикам о благопристойном поведении в церкви, дома и на улице.

Одним из самых популярных учительных сборников для детей был «Златоуст». Большинство статей, входивших в этот сборник, посвящались евангельским сюжетам. Поучения, включавшиеся в «Златоуст», были, как правило, направлены против язычников. В «Златоусте» разъяснялось значение каждого дня церковного года и особенно больших церковных праздников.

Среди учебных книг 16 века необходимо также отметить изречения, пословицы, поговорки и загадки. Большинство из них в ненавязчивой форме учили детей соблюдению принципов христианской морали. Школа имела цель: образование ума, сердца и воли, направленной к добру, и выполняла ее, обеспечивая всестороннее развитие личности.

В 14 – 16 веках широкое хождение имели рукописные сборники афоризмов богословского, этического и педагогического содержания. В сборниках типа «Пчелы» предлагались многочисленные советы по воспитанию детей.

Книги с таким названием вообще имели широкое распространение на Руси. Сохранившиеся во множестве ее экземпляры датируются чаще всего 14 – 17 веками.

По своему содержанию «Пчела» – это антология афоризмов, кратких изречений назидательного характера, взятых их сочинений отцов церкви и т.п. Ее переписчики могли дополнять сборник новыми материалами, авторство которых оставалось неизвестным.

Ниже приводятся примеры педагогических наставлений из «Пчелы», относящейся к 14 – 15 векам.

– Не твори зла и не постигнет тебя зло.

– Златоуст рече [изрек]: Источник, и мати [мать], и коренье [корень] мудрости добродетель есть, а все лукавство от безумья начинается.

– Апостол рече [изрек]: Буде [будь] всяк человек скор на послушанье, а ленив на глаголание.

– Уча учи нравом, а не словом, иже [который] словом мудр, а дела его не совершена [не совершенны], то хром есть, а иже [который] язык доброглаголив имеет, а душа его непостоянна и ненаказана, то неприятен есть… (48, 7-8).

Таким образом, в 14–15 веках формирование русского централизованного государства, территориальным ядром которого стало великое княжество Московское, создало благоприятные условия для развития системы образования и воспитания. Во множестве русских городов возникали приходские школы при храмах и монастырях. Вокруг некоторых городских приходов объединялись профессиональные братства ремесленников, купцов, нанимавшие грамотных причетников для обучения подростков чтению, счету. Мастера грамоты открывали частные начальные школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...