Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).




Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Соколовский), иерарх Русской Православной Церкви и духовный писатель, родился в Новгороде в 1724 году. По окончании Новгородской духовной семинарии был назначен учителем, но в 1758 году принял схиму. Он состоял сначала архимандритом Желтикова монастыря, затем Дрочского. С 1761 года святитель Тихон – епископ Кексгольмский и Ладожский, викарий Новгородской епархии. С 1763 года он назначается епископом Воронежским

Вступив на самостоятельную кафедру, святитель в сочинении «О седыми святых тайнах» раскрывает смысл совершаемых церковных обрядов, дает истинное понятие об исповеди. В сочинении «Прибавление к должности священнической о тайне св. покаяния» он старается побудить пастырей к живому общению с паствой и приказывает им читать на Литургии в праздничный или воскресный день Толковое Евангелие или полезные слова из Пролога. Он сам говорит образцовые проповеди для церковнослужителей, для обучения священников приглашает преподавателей из славяно-греко-латинской академии.

Святитель Тихон уделял немало внимания монастырям, сочинив для них пятнадцать статей устава.

Для народа он сам говорил проповеди, из которых замечательны «Слово о сырной седмице» и «Усовещевания жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называющегося Ярило».

Проработав неутомимо на Воронежской кафедре около пяти лет, святитель в 1767 году уволился на покой и поселился вначале в Толшевском, а потом в Задонском монастыре. Здесь до последних дней старый, немощный телом, но великий внутренней духовной силой человек, явил пример глубочайшего смирения, мудрой кротости, ангельской незлобивости и любви к многочисленным приходящим паломникам. Он работал почти круглые сутки, благотворительствовал, обращал заблудших, просвещал темных, ухаживал за больными. Именно в это время он написал многие свои труды.

Святитель Тихон умер 13 августа (ст. стиля) 1783 года. Указ о погребении тела епископа был подписан самой императрицей. Его нетленные мощи, обретенные в 1846 году, и ныне пребывают в Задонском Богородицком монастыре Воронежской епархии. В 1861 году состоялось его прославление. По сей день нескончаем поток паломников к гробнице Угодника Божия.

Святитель Тихон оставил многогранное, обширное по своей тематике литературно-богословское наследие. Среди его трудов: «Плоть и Дух», «0б истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Проповеди краткие», «Письма келейные», «Наставление монашествующим», «Наставление христианское», «Наставление обратившимся от суетного мира» и многие другие.

В трудах святителя во всей полноте раскрывается духовно-жизненный процесс спасения, которое предстает одновременно делом и Бога, и человека. Факты его биографии помогают глубже понять дух и смысл творений св.Тихона. В этих фактах во всей полноте обнаруживается внутреннее богатство высоконравственной личности, обращение к которому дает возможность яснее и полнее представить богословские воззрения святого отца. «Сводя подвиги святителя к общим чертам, - говорит один из его жизнеописателей, - мы находим, что в его жизни... раскрывается живое отношение догмата к жизни и взаимная их связь, т. е. как христианские догматы, живо и постоянно сознаваемые верующим умом, должны выражаться в соответственных им сердечных расположениях и свободных действиях воли».

Епископ Воронежский Тихон, Задонский чудотворец был ярким представителем православной педагогики 18 века. Свою педагогическую деятельность он начал в Новгородской Духовной семинарии, где вначале преподавал риторику, греческий язык и философию, а потом получил назначение на должность инспектора. Два года будущий святитель руководил Тверской Духовной семинарией. Став епископом Воронежским в 1763 году, он добивается открытия школ, в которых учителями были бы священники и диаконы, искусные в чтении, пении и письме.

Тяжелое положение в епархии, обусловленное неграмотностью и низким нравственным уровнем, как духовенства, так и пасомых, а также суевериями и расколом, побуждало святителя обращать серьезное внимание на систематическое образование кандидатов в священники. Уже через три месяца после своего приезда в Воронеж он сделал распоряжение об открытии духовной школы. Еще через некоторое время святой отец распорядился, чтобы во всех городах, где существуют «духовные правления», открыть «славянские школы», куда учителями «избрать» священников и диаконов, «искусных в чтении, пении и письме» (ТЗ, с.56). В этом же указе говорилось о том, чтобы учителей и помещения содержали за счет духовенства.

Святитель настаивал на открытии духовных учебных заведений, потому что видел прямую зависимость между образованием пастырей и моральным состоянием паствы.

Не все с пониманием встретили указания мудрого архипастыря. Ревностно относясь к духовному образованию, святитель старался пробить эту стену равнодушия вплоть до наказания строптивых.

Усилия святителя повлияли на то, что правительством были выделены средства на духовную семинарию в Воронеже. Это учебное заведение стало культурно-просветительным центром для духовенства всей обширной Воронежской епархии. Велико было значение семинарии и для церковной жизни епархии, поскольку в нее принимались ученики и из других сословий и из ее стен выходили не только священнослужители, но и образованные чиновники, канцеляристы, учителя (ТЗ, с. 57).

Святитель принимал в жизни семинарии самое деятельное участие. И хозяйственная часть, и административный надзор, и, конечно, педагогический процесс – все лежало на его плечах. Поначалу ему приходилось «выписывать» учителей, ректоров и инспекторов из других богословских школ, следить за исполнением распоряжений о направлении в семинарию учащихся, назначать преподавателем и учащимся содержание, заботиться даже о таких вещах, как расписание, учебники и пособия, классные комнаты и многом другом.

Не оставлял он без внимания и учебный процесс. Святитель часто бывал в классах на занятиях, обращал внимание семинаристов на лучшие места из сочинений духовных писателей для толкования их воспитанниками.

Посещая классы, святитель ободрял подарками и содержанием тех, кто отличался добронравием и прилежанием к учебе, провинившихся же наказывал. Вместе с тем, следует отметить, что, наказывая, святой отец преследовал лишь одну цель – воспитать оступившегося человека. Так, после того, как были строго, до отчисления, наказаны два школьника домовой архиерейской школы, святитель не оставил их на произвол судьбы. Впоследствии, когда они достигли совершеннолетия, он определил одного из провинившихся в работники при монастыре, а другого – служителем при Острогожской семинарии. Этот случай свидетельствует о том, что святитель Тихон действовал не только как великий христианин, но и как настоящий, разумный педагог (ТЗ, с. 57).

Епископ Тихон оставил две инструкции: «Как поступать учителям» (1763) и «Что семинаристам должно наблюдать» (1765). Эти документы свидетельствуют о том, что святой отец больше всего внимания уделял нравственному и духовного воспитанию будущих пастырей. В частности, в инструкции для семинаристов сказано:

«Помнить всякому, что от Бога к сему званию позван был ради общей пользы…».

«Намерение учения простирать во славу Божию и общую пользу – а так наилучший будет успех. Ибо учение преподается в надежду просвещения разума и произведение в чин священства. Священник бо ученый способнее будет и должен искоренять злые нравы пороки греховные…».

«Учение без жития доброго не сильно и не пользует».

Согласно написанной святителем инструкции, «доброе житие» необходимо обнаруживать посещением богослужения, прилежным вниманием к чтению и пению, проявлением почтительности к старшим словом и делом, братской любовью к товарищам.

Учащимся также следует избегать осуждения кого бы то ни было, ссор, злословия, драк, неприличных шуток. Необходимо блюсти нравственную чистоту.

Инструкция состоит из двадцати восьми пунктов. Она заканчивается увещеванием прочитывать эти пункты ежедневно, чтобы «всякий знал и помнил, как ему должно жить» (ТЗ, с. 58).

Этот документ характеризует святителя как замечательного педагога, тонко понимающего души воспитываемых.

Он заботился также о том, чтобы воспитанников не привлекали к непосильному труду, чтобы воспитатели не обходились с ними грубо и чтобы каждый учащийся имел достаточно времени для отдыха.

Святитель Тихон, желая привлечь к духовному просвещению как можно больше людей, использовал для этих целей и возможности монастырей, посылая туда для обучения сирот из духовного звания и детей церковнослужителей. Впоследствии святой отец внимательно следил и за такими учениками, и за такими школами, и если замечал какие-либо недостатки в организации обучения, то строго взыскивал с виновных.

Во всех своих многочисленных сочинениях епископ Тихон ставил целью нравственное воспитание народа. Главная задача образования, по его мнению, – научить вере. «Разум без просвещения Божия слеп», – говорил он. Епископ Тихон рассылал по церквам назидательные сочинения: «Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно», «Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям» и другие.

Необходимо отдельно сказать об отношении святителя к детям. Понимая, какое значение имеет правильное воспитания, он по-отечески заботливо относился к ним, во всякой ситуации старался посеять в их сердцах семена благочестия. Он стремился воспитать их в духе христианского учения, привить любовь к храму и богослужению. Он давал детям простые, сердечные наставления, которые невольно западали в их души (ТЗ, 104).

По словам святого отца, детский возраст, «как незлобивый», «наиболее удобен к восприятию добра и зла». Поэтому, писал он, «наставление в благочестии и в страхе Божием должно быть от самого младенчества, как только дети начинают хотя мало что разуметь». Епископ Тихон применял такое сравнение: «Как маленькое деревце, к которой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своей склонность будет иметь» (1: 119-120).

Живую картину взаимоотношений святителя и детей рисуют в своих воспоминаниях его келейники.

Следуя примеру Христа, святитель, бывая в храме почти каждый день, не возбранял детям подходить под благословение. Дети же, заметив его благосклонность, сначала по праздникам, а затем и каждый день начали во множестве приходить в церковь к службе с тем, чтобы получить от святителя что-либо. «Идет он из церкви в келии свои, - пишет один из келейников, - идут за ним и малые дети. Невзирая на его архиерейский сан, толпою, прямо за ним войдут в зал, где из своих рук оделит их и начнет обучать их молиться… И нередко таковых молитвенников собиралось помногу» (Записки И.Ефимова, с. 29).

Следует отметить, что при общении с детьми святитель Тихон наблюдал их характер, склонности, расположения, при этом стараясь добрые черты характера укреплять, а дурные искоренять. В одних он видел скромность, кротость, незлобие, в других – зависть, гнев и другие отрицательные проявления. Когда некоторые из детей по какой-либо причине начинали гневаться на Преосвященного, завидовать другим детям (иногда дело доходило даже до ссор, до слез), святитель старался пристыдить виновных, возбудить в них раскаяние и расположить к братолюбию. Он учил детей сознавать свою вину и просить друг у друга прощения (ТЗ, 105).

Бывало и так, что когда святитель по причине болезни не бывал на службе, то и дети, увидев, что его нет, уходили из церкви. Когда же ему об этом говорили, он весьма сожалел об этом: «Это беда… Что ты их не привел ко мне? Я весьма радуюсь, что они ходят к обедне!» (Лебедев А., с.99).

Святитель не забыл детей и в своем духовном завещании, распорядившись отдать бедным детям почти всю теплую одежду.

Уделяя особое внимание малым детям, святитель Тихон стремился укоренить в них христианские начала и через детей оказать влияние на остальных членов семьи (ТЗ, 105).

Анализируя результаты деятельности святителя, схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Можно с уверенностью сказать, что в это сложное для России время все устои как государственной, так и церковной жизни могли бы окончательно разрушиться, если бы не было на страже Божественной истины подвижников духа, одним из которых и является Задонский святитель» (146, 337).

В 18 веке при преемниках Петра I выросло число закрытых военных и других сословных училищ, были учреждены кадетские корпуса, женские институты благородных девиц и другие подобные учебные заведения.

По инициативе Екатерины II (1729-1796), следовавшей либеральным идеям, изучались различные варианты организации народного просвещения в странах Европы. Среди советников императрицы были Д. Дидро и другие просветители. В 80-х гг. Ф.И. Янкович де Мириево (1741 – 1814) и группа национальных педагогов разработали общие принципы создания системы народного просвещения. В ее основу был положен не накопленный к тому времени Россией собственный многовековой опыт организации системы воспитания и образования, а австрийский образец.

Вместе с тем, все ориентиры русской школы оставались православными.

Завершая анализ этого периода истории российского образования, можно сказать, что в 18 веке система православного воспитания и образования испытала удары со стороны приверженцев либеральных идей, однако сумела устоять под их натиском. Школьное дело постепенно переходило в руки государства, которое при всех нововведениях оставалось в своей основе православным. Оставалось православным и русское учительство. Реформаторам не удалось вытеснить религию и Церковь из сферы образования. Православие по-прежнему определяло мировоззрение подавляющего большинства населения. Было оказано серьезное противодействие распространению опасных лжеучений и поднять уровень духовного просвещения народа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...