Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вклад Московской духовной академии в образование России.




Неоценим вклад Московской Духовной Академии в развитие многих наук, особенно гуманитарных. Велико ее значение для российской системы образования в целом.

Весьма важно создание в стенах Академии переводческой школы, что явилось значительным нововведением в системе образования.

Лучшие силы были сосредоточены на переводе патриотического, святоотеческого наследия. Были переведены творения учителей Вселенской Церкви Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Рисского. Впервые были поставлены и решались проблемы кирилло-мефодиевского перевода Священного Писания. Выполненные переводы помещались в учрежденном печатном издании «Прибавление к творениям Святых Отцов». Объем академических переводов составил в этот период более восьмидесяти томов изданных сочинений.

Эти переводы имели огромное значение для образования и науки, дав толчок развитию отечественной научной мысли.

Переводная литература имела не только богословское, но и большое общекультурное значение, знакомя русского читателя с историей христианской Европы.

Краткий перечень ученых, которых дала Московская Духовная Академия, лучше всего начать с имени Михаила Васильевича Ломоносова (1811-1865). Это – самый значительный русский ученый 18 века, наиболее замечательный деятель дореволюционной русской культуры. М.В.Ломоносов учился в Академии почти пять лет.

Михаил Васильевич Ломоносовполучил в Академии основательную филологическую подготовку, овладел латынью – международным языком научного общения того времени. Впоследствии это дало ему возможность широких контактов в ученом мире, сравнительного изучения культурного наследия стран Европы и России.

«Российская грамматика» Ломоносова (1757) стала первой печатной грамматикой живого русского языка. В ней впервые разграничены церковнославянский и русский языки, определены их особенности, проанализированы диалекты, среди которых отмечается «отменная красота» московского наречия.

Сочинение «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов посвящает изложению своей теории «трех штилей» русского литературного языка, основанной на признании того, что русский язык продолжает в немалой мере пользоваться богатствами славянского языка.

М.В.Ломоносов по праву вошел в историю литературы как отец русской поэзии, осуществив разработку теории силлабо-тонического русского стиха, намеченную трудами В.К. Тридиаковского, и воплотив на практике реформу русского стихосложения. Большое влияние на культуру и образование оказал его труд «Краткое руководство к красноречию». Перу великого ученого принадлежит также немало значительных исторических сочинений.

Обучение в Академии, где преподавалась математика и естествознание, оказало влияние на естественнонаучные занятия будущего ученого, помогло ему в овладении экспериментальной наукой, с которой Ломоносов вплотную соприкоснулся во время своего обучения в Германии (101, 49-52).

Математика, физика, химия, металлургия, механика, геология, астрономия, стекольная промышленность, мозаика, поэзия, драматургия, ораторская проза, публицистика, теория языка и словесности – трудно перечислить все области, где проявил Ломоносов свои великие дарования. По словам Пушкина, Ломоносов – основатель Московского государственного университета, – «сам был первым нашим университетом».

Универсальная широта интересов, проявившаяся в личности Ломоносова, уникальна, но в той или иной мере присуща многим, если не всем, выпускникам академии, внесшим неоценимый вклад в развитие русского просвещения во всех сферах науки, культуры, практической деятельности.

Нельзя не сказать о вкладе естественнонаучной школы Московской Духовной Академии в российское просвещение.

Математика преподавалась в Академии с первых лет ее существования. Этот курс не ограничивался чисто арифметикой, но включал имевшиеся в России уже в 17 веке рукописные руководства по геометрии и астрономии.

Из стен Академии вышел талантливый русский математик Леонтий Филиппович Магницкий (1669– 1739) – автор первого русского печатного руководства, которое более полувека служило школьным учебником: «Арифметика, сиречь наука числительная...» (1703). Это учебная энциклопедия по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, содержащая также сведения по астрономии, геодезии и навигации.

Известный русский астроном Никита Иванович Попов (1720– 1782), автора нескольких астрономических работ, в том числе академических календарей на 1755– 1760 годы, -также выпускник МДА.

География занимала важное место в числе наук, преподававшихся в Академии. Ее выпускник знаменитый исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников (1713– 1755) оставил выдающийся труд «Описание земли Камчатки» (1755), переведенный на многие языки и неоднократно переиздававшийся. Крашенинников написал также несколько работ по ботанике.

Медицина в истории Академии имела особое значение. Из числа ее учеников, владевших латынью, вплоть до конца 18 века «рекрутировались» студенты медицинских училищ и школ, открывшихся при Петре I. В 1802 году в Академии было введено чтение специального двухлетнего курса медицины. Медицинская подготовка признавалась необходимой не только для тех, кто в дальнейшем хотел посвятить себя медицине, но и для избиравших путь пастырского служения.

В числе известных медиков, вышедших из стен Московской духовной школы, можно назвать таких, как Петр Васильевич Постников – первый русский доктор медицины и философии; Семен Герасимович Зыбелин – один из первых русских профессоров медицины в Московском университете; Григорий Яковлевич Высоцкий – профессор Медицинской академии, президент Физико-медицинского общества, главный доктор Мариинской Московской больницы.

Иван Иванович Ястребцев (1776 – после 1839) защитил докторскую диссертацию «О функциях нервной системы». Большую известность получила его книга «О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества» (1833).

Из стен Академии вышли замечательные деятели русской промышленности и сельского хозяйства. Среди них – Дмитрий Иванович Виноградов (1720– 1758), первооткрыватель и разработчик русской рецептуры и технологии изготовления фарфора. Известно, что в 18 веке такое производство в Европе только начиналось и способы его изготовления были строго засекречены.

Иван Иванович Комов (? – 1790) – профессор земледелия в Московском университете, автор книг «О земледельческих орудиях» (1785) и «О земледелии» (1788).

Степан Алексеевич Маслов (1786 – 1879) – один из основателей и неизменный секретарь Императорского Московского общества сельского хозяйства и «Земледельческого журнала». Составитель и переводчик множества работ по земледелию. Содействовал развитию русской свеклосахарной промышленности.

Литература и словесность, гуманитарные науки, журналистика и публицистика – преподаватели Академии внесли свой вклад и в эти сферы знаний.

На рубеже 17– 18 веков из духовной Академии вышло несколько видных поэтов. Среди них:

Иеромонах Чудова монастыря Карион (Истомин) (1640 – 1718). Его стихотворный Букварь (1694) стал широко известен и служил нескольким поколениям юных читателей.

Поэт и дипломат, князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708– 1744) – автор произведений, в которых изображено современное ему русское общество. Он писал басни, много переводил. Его «Письма о природе и человеке» проникнуты глубоким религиозным чувством.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703– 1768) оставил большой след в русской культуре. Его наследие (стихи, ученые труды, переводы) насчитывают более тридцати томов. В 1735 году он выпустил статью «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в которой изложил свои подходы к обоснованию силлабо-тонической разновидности стихосложения, которая впоследствии воплотилась в теории русского стихосложения М.В.Ломоносова.

Известны имена поэтов и переводчиков Василия Петровича Петрова – придворного библиотекаря в Петербурге, а также Ермила Ивановича Кострова - официального университетского поэта.

Значительный вклад выпускники Академии внесли в становление и развитие русской журналистики.

Николай Иванович Надеждин (1804– 1856) получил докторскую ступень уже в Московском университете, защитив диссертацию о романтической поэзии. Читал лекции по теории искусств, археологии и логике. В 1831 – 1836 годах издавал журнал «Телескоп». Надеждину принадлежит множество работ по истории, географии, этнографии и статистике России, русской диалектологии, старообрядчеству, сектантству и др.

Григорий Захарович Елисеев (1821 – 1891), автор труда «История первых насадителей и распространителей Казанской Церкви святителей Гурия, Варсонофия и Германа» (1847). В 1858 – 1866 годах деятельно сотрудничает в «Современнике», а также в газете «Голос». С 1868 по 1884 год вместе с Некрасовым и Салтыковым-Щедриным редактировал «Отечественные записки».

Епископ Иоанн (Соколов; 1818– 1869), епископ Хрисанф (Ретивцев; 1832– 1883) и архимандрит Феодор (Александр Матвеевич Бухарев; 1822– 1871), ряд других духовных лиц, известны своими значимыми трудами в области публицистики.

Философия была одним из главных предметов преподавания в Академии. Философско-религиозное направление формировало научные интересы многих ее учеников, ставших впоследствии видными русскими философами.

Николай Никитич Поповский (1730– 1760) – первый профессор философии в Московском университете и основатель второй в России газеты – университетских «Московских ведомостей» (1756).

Архимандрит Гавриил (Воскресенский; 1795– 1868) – первый русский историк философии. Преподавал философию в Казанском университете. Его главные научные труды - «История философии» (1839– 1840), «Философия правды» (1843).

В 19 веке в Академии складывается целая философская школа, родоначальником которой явился протоиерей Феодор Александрович Голубинский (1797– 1854) – глубокий знаток истории философии, современной ему западной философии, «основатель русского теизма» (177, 580). При жизни им опубликована лишь одна статья – «Содержание и история учения о конечных причинах» (1847). После кончины его лекции, читанные в 1884– 1886, изданы в записях его учеников.

Учеником и преемником протоиерея Ф. А. Голубинского по кафедре философии был Виктор Димитриевич Кудрявцев-Платонов (1828– 1891). В своих трудах он продолжал философскую линию своего учителя. Отдельно изданы «Введение в философию» (1889), «Начальные основания философии» (1889– 1890).

Из учеников протоиерея Ф. А. Голубинского известны также имена священника Д. Г. Левицкого, автора книги «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека» (1857) и протоиерея И. М. Богословского-Платонова, автора работы «Арабы и их философия» (1850).

Алексей Иванович Введенский (1861 – 1913) преподавал в Академии историю философии. Известность получили его магистерская диссертация «Вера в Бога, ее происхождение и основание» (1891), докторская диссертация «Религиозное сознание язычества» (1902), ряд историко-философских работ, в том числе «Современное состояние философии в Германии и Франции» (1894).

Крупным философом был Михаил Иванович Каринский (1840– 1917). В 1880 году Петербургский университет присвоил ему степень доктора философии за книгу «Классификация выводов». М. И. Каринский, по отзывам современников, был тончайшим аналитиком и критиком философских систем, сочетавшим эту критическую требовательность с непреклонностью веры (379, 242).

Велик вклад профессоров МДА в русскую лингвистику.

Федор Поликарпович Поликарпов с 1709 года занимал пост директора Московской типографии. Из многочисленных его трудов наиболее известны: «Алфавитарь, рекше букварь...» (1701), «Лексикон треязычный…» (1705), «Словенская грамматика» (1721) – переработка грамматики Смотрицкого. Поликарпов занимался стихотворством, много переводил, писал по приказанию Петра труд по русской истории.

Антон Алексеевич Барсов (1730– 1791), действительный член Российской Академии наук, сын директора Московской типографии Алексея Кирилловича Барсова. В течение тридцати лет занимал в Московском университете кафедру словесности. Главный его труд – «Российская грамматика» - оценивается как один из самых примечательных памятников русской филологической мысли 18 века (360, 3).

Протоиерей Петр Алексеевич Алексеев (1727– 1801) – действительный член Российской Академии. Его «Церковный словарь...» лег в основу первого академического издания толкового Словаря русского языка.

Петр Спиридонович Билярский (1817– 1867) – академик по отделению русского языка и словесности Московской Академии. С 1865 года – профессор русской словесности в новооткрытом Новороссийском университете в Одессе. Его основные труды: «Судьбы церковнославянского языка» (1848), «Судьбы церковного языка» (1858), перевод книги В. Гумбольдта «О различиях систем человеческого языка» (1859), «Материалы для биографии Ломоносова» (1865), - имели большое научное значение.

В 18 веке ученики Московской Академии много потрудились в духовных миссиях (камчатской, китайской, др.), ими усердно изучались языки народов России и зарубежных народов. Протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804– 1885) – магистр богословия. Преподавал в Казанской Духовной Академии чувашский и марийский языки по собственным грамматикам. Издал «Начертание правил чувашского языка со словарем» и «О религиозных поверьях чуваш».

Нельзя не сказать о большом вкладе преподавателей Московской Духовной Академии в изучение истории.

Митрополит Платон (Левшин; 1737– 1812). Выпускник, наставник, а позднее ректор Академии, выдающийся историк Русской Церкви. Его «Краткая российская церковная история» вышла первым изданием в 1805 году.

Епископ Дамаскин (Семенов-Руднев; 1737– 1795). Бывший ректором Академии, во время своего пребывания в Геттингене перевел на немецкий язык часть древнейшей русской летописи. Важен труд епископа Дамаскина «Библиотека Российская...» (1881). Здесь библиография русских книг сопровождается очерком истории русской письменности и просвещения.

Николай Николаевич Бантыш-Каменский (1737– 1814). Видный историк и архивист. Принял деятельное участие в подготовке первого издания «Слова о полку Игореве» (1800). Во время Отечественной войны 1812 года спас архивные материалы, эвакуировав их из Москвы.

Митрополит Евгений (Болховитинов; 1767– 1837). Крупнейший ученый – историк, археограф, палеограф, библиограф. Действительный член Российской Академии, почетный член Академии наук, почетный член нескольких университетов. Преподавал в Воронежской семинарии, Петербургской Духовной Академии. Изучая местные архивы, собрал и опубликовал огромное количество материалов по церковно-исторической проблематике. Руководил первыми археологическими раскопками в Киеве. Создав труд «Примечания на граммату великого князя Мстислава Володимировича...», он по праву считается основателем славяно-русской палеографии. До сих пор сохраняют научную ценность его библиографические труды: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской Церкви», «Словарь русских светских писателей...», «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода», «Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ», «Всеобщее введение в историю монастырей греко-российской Церкви», «Описание монастырей Вологодской епархии», «Историческое сведение о Вологодской епархии...», «О личных собственных именах у славяно-руссов», «История княжества Псковского», «Летописи древнего славяно-русского княжеского города Изборска», «Описание шести псковских монастырей», «Записка о Камчатской миссии», «Описание Киево-Софийского собора», «Киевский месяцеслов...», «Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.». Ему принадлежит также «Историческое изображение Грузии».

Архиепископ Филарет (Гумилевский; 1805– 1866). Профессор Академии. Его труд «Историческое учение об отцах Церкви» (1882) вплоть до 20 века – выдающееся в русской литературе руководство по патрологии. Из его церковно-исторических сочинений особое значение имеют: «История русской Церкви» (1894); «Обзор русской духовной литературы» (1884), «Общий обзор Черниговской епархии» (1861), «Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви» (1864), «Святые южных славян» (1865), «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1881). Он основал академический журнал «Прибавление к творениям святых отцов». Эти труды имели большое значение для становления исторической школы в России.

Александр Васильевич Горский (1812– 1875) – выдающийся представитель русской церковно-исторической науки. Сорок два года трудился он в Академии. Имея широкие научные интересы, он увлекал своих учеников и собратий исследованиями в области истории, филологии, палеографии. Его труд «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки» – выдающееся научное исследование, сделавшее достоянием науки большое число памятников на славянском языке. В ходе этой работы были обнаружены в славянских переводах неизвестные и утраченные в подлинниках произведения византийской письменности. Этот труд – бессмертный вклад в русистику и славистику. Горскому в этой работе помогал ближайший его помощник Капитон Иванович Невоструев(1815– 1872).

Знаменитым воспитанником протоиерея Александра Горского был заслуженный профессор, доктор богословия Евгений Евстигнеевич Голубинский(1834– 1912). Преподавал в Академии историю Русской Церкви. Задуманный фундаментальный труд по истории Русской Церкви был при жизни им осуществлен частично («История Русской Церкви», т.1). Огромна научная ценность и других трудов Голубинского: «История канонизации святых в Русской Церкви» (1903), «К нашей полемике со старообрядцами» (1905), «Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской» (1871).

Епископ Амфилохий (Сергиевский; 1818– 1893). Член-корреспондент Академии наук. Составил «Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки» (1875). Изучил и издал немало славянских и греческих памятников.

Архиепископ Савва (Тихомиров; 1819– 1896). Составил «Указатель для обозрения московской патриаршей ризницы и библиотеки» (1864) и «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской синодальной библиотеки XVI– XVII вв.» (1863).

Замечательным собирателем древнерусских рукописей был Вукол Михайлович Ундольский (1815– 1864). Служил в московском архиве Министерства иностранных дел, затем в архиве Министерства юстиции. Одновременно был библиотекарем в Обществе истории и древностей российских. Собрал одну тысячу триста сорок восемь славяно-русских рукописей, которые после его кончины поступили в Московскую публичную библиотеку. Автор нескольких трудов по библиографии и палеографии. В той же области трудился Алексей Егорович Викторов(1827– 1883).

Григорий Александрович Воскресенский (1849–1918). Знаток славянских рукописей Нового Завета. Удостоен степени магистра богословия за труд «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в.». В 1896 году удостоен степени доктора за два труда: «Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста» (1894) и «Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка» (1896).

Доктор богословия, профессор Академии Петр Симонович Казанский (1819– 1878) – исследователь истории монашества. Известность получили его труды «История православного монашества на Востоке», «История православного русского монашества» и многие другие работы и статьи по русской истории.

Видным историком был Николай Никанорович Глубоковский (1867-1937), доктор богословия, впоследствии профессор богословского факультета Софийского университета. Глубоковскому принадлежит фундаментальный труд «Блаженный Феодорит, епископ Киррский» (1890), краткий очерк «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии» (1928).

Доктор богословия, профессор Академии Николай Иванович Субботин (1827-1905) исследовал русскую церковную историю. Его диссертации – «Об отношениях духовенства русского к князьям с XI до XV века» (1858), «История Белокриницкой иерархии» (1874), «Материалы для истории раскола за первое время его существования» (1875-1899) – важный вклад в историю Русской Церкви.

В области церковной истории известны имена Амфиана Степановича Лебедева (1833-1910) – специалиста по истории византийской и славянских Церквей; Александра Михайловича Иванцова-Платонова (1835– 1894) – изучал историю христианства в славянских странах; Филиппа Алексеевича Терновского (1838– 1884) автора трудов по русской истории и истории Русской Церкви в ее связи с общественной жизнью России; Александра Дмитриевича Воронова (1839– 1883), исследователя истории христианизации славянских народов. Известен его труд– «Главнейшие источники для истории св. Кирилла и Мефодия» (1877). Профессор Академии Иван Данилович Мансветов (1843– 1885), доктор церковной истории, оставил труды в области церковной археологии, истории искусства.

Профессор Алексей Петрович Лебедев (1845– 1908) после многолетнего преподавания в Академии перешел на кафедру церковной истории Московского университета. Он читал лекции по истории древней Церкви, по истории Церкви в Византии, по новейшей истории Греко-Восточной Церкви. В переработанном виде эти чтения вошли в его восьми томное «Собрание церковно-исторических сочинений» (1901 – 1902).

Заслуженный профессор, член-корреспондент Академии наук Николай Федорович Каптерев (1847– 1918) с 1873 года занимал в Академии кафедру древней гражданской истории. Его труды по проблемам отношений Русской Церкви с Восточными Церквами в 16-18 веках создавались на основе изучения обширных архивных материалов, многие из них были впервые введены в научный оборот.

Доктор церковной истории, член-корреспондент Академии наук Сергей Алексеевич Белокуров (1862– 1918) до конца жизни работал в Главном архиве Министерства иностранных дел, с 1898 года стал его директором. Активно работал в «Обществе истории и древностей российских» при Московском университете. Главные его труды: «Арсений Суханов» (1891); «Юрий Крижанич» (1903). Был также редактором-издателем ряда других научных трудов и исторических документов.

Профессор, доктор богословия Анатолий Алексеевич Спасский (1866– 1916) занимал в Академии кафедру общей церковной истории, его научные интересы лежали в основном в области древней церковной истории.

Николай Ильич Серебрянский, доктор церковной истории, автор труда «Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле» (1908), «Древнерусские княжеские жития» (1915) и др.

Николай Михайлович Гальковский (1868 -?), этнограф и фольклорист. Создал труды «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» (1916), «Сербский эпос» (1916).

Николай Леонидович Туницкий (1878-1934), профессор Академии по кафедре русской литературы. После революции преподавал в высших учебных заведениях Киева, Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, был членом Словарной комиссии. Ему принадлежит исследование «Св. Климент, епископ Словенский» (1913) и издание греческого жития святителя Климента «Материалы для истории жизни и деятельности учеников св. Кирилла и Мефодия» (1918).

Вклад Московской духовной Академии в историческую науку России неоценим. Гражданская история неотделима от церковной, поскольку на протяжении всего периода российской истории Церковь была неотъемлемой частью ее жизни.

Определенный вклад внесли воспитанники Московской Академии, где изучалось церковное право, в юридические науки.

Архиепископ Алексий (Лавров-Платонов; 1829– 1890) преподавал в МДА каноническое право; под его редакцией вышло капитальное издание «Правила святых апостол, святых Соборов и святых отцов с толкованиями».

Николай Кириллович Соколов (1835– 1874), профессор Академии по кафедре новой церковной истории и профессор Московского университета по кафедре церковного права, написал ряд работ по истории Церкви и церковному праву.

Питомцы Московской Академии разрабатывали и многие отрасли права. Лев Алексеевич Цветаев написал ряд руководств по различным юридическим предметам; Василий Потапьевич Знаменский защитил докторскую диссертацию на тему «Откуда и каким образом должно выводить философские начала гражданского права...». Шеститомник его трудов по вопросам права вышел в 1857– 1859 гг.; Константин Алексеевич Неволин известен докторской диссертацией «О философии законодательства у древних» и «Энциклопедией законоведения» (1839– 1840), которая стала крупным событием в русской юридической науке.

Сергей Иванович Баршев (1808-1882), доктор правоведения, в 1863– 1870 гг. – ректор Московского университета. В числе многочисленных его трудов – первый в русской науке курс уголовного права «Общие начала теории и законодательств о преступлениях и наказаниях» (1841). В области уголовного права работал Яков Иванович Баршев (1807– 1892).

Этот обзор уместно завершить, упомянув воспитанников Московской духовной академии, выдвинувшихся на поприще педагогики. Это С.И. Миропольский и П.Ф.Каптерев, оба – авторы многочисленных работ по теории и истории педагогики.

Сергей Иринеевич Миропольский (1842 – 1907). Известны следующие его труды. Сочинения: Инспекция народных школ и её задачи // Сборник статей М.,1872; Учебник дидактики. Общая дидактика. СПб., 1905; Учитель, его призвание и качества, значение, цели и условия его деятельности в воспитании и обучении детей. СПб., 1909.

Петр Федорович Каптерев (1849 – 1922). После окончания Московской Духовной Академии преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и др. дисциплины (285, 417).

Преподавательскую работу в учебных заведениях сочетал с общественной деятельностью. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, истории отечественной педагогики и психологии. Под его редакцией вышла «Энциклопедия семейного воспитания и обучения».

Исследовал проблемы теории общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию. Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и др. Изучал также историю народного образования в России после отмены крепостного права в 1861 году. Известны его труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.

С 1921 года он – профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. В ряде статей изложил программу обновления общего образования в России.

Сочинения: Избранные педагогические сочинения. М., 1982; Педагогический процесс. СПб., 1905; Основные начала семейного обучения. (Дидактика семьи) СПб., 1912; Современные задачи народного образования в России. М., 1913; Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1913; Педагогическая психология. СПб., 1914; История русской педагогии. П., 1915; Дидактические очерки. Теория образования. П., 1915 и др. (285, 417).

Обобщая сказанное, следует отметить, что Московская Духовная Академия внесла значительный вклад в науку и образование России. Деятельность Академии служила делу русского просвещения. Академия служила образованию и науке России, ибо это служение входило в ее идеалы, которые «заключались в вере, осмысленной и обоснованной знанием, и в науке, очищенной и возвышенной парениями веры» (42, 17).

Велики и значительны общегосударственные заслуги Свято Троице-Сергиевой Лавры. Другие обители, по примеру Лавры, берегли, как святыню, веру православную, просвещали русский народ, содействуя объединению Руси. «Это есть бессмертное дело, совершенное обителью великого Сергия на протяжении шести веков нашей истории» (ЖМП, 1947, № 10).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...